Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………
Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер считает склонность к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность. [40]
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.
П. Хевитт и Р. Дженкинс выделяют две категории «трудных» детей:
1. Дети с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тек антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
2. Дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. [7]
П. Скотт, дополнил
данную классификацию, показал, что
категорию социализированных
Л.С. Славина
выделяет две группы недисциплинированных
детей. В качестве причин неадекватного
поведения исследователь
Следует учитывать
внешние причины и внутренний
мир ребенка при составлении
классификации трудных
Существует типология дошкольников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении на основе рассогласования в мотивационной сфере, выделенная Т.А. Шиловой. На основании принципа рассогласования между внешними условиями и внутренними отношениями предпринимается попытка построения обобщающей типологии детей. Данная типология включает следующие виды:
По мнению Т.А. Шиловой, рассогласованность внешних социальных условий и внутреннего отношения возникает как следствие неудовлетворенной потребности ребенка в положительной оценке окружающих. Сталкиваясь с неудачами в жизненно важных для него сферах и неумением их предотвратить, ребенок часто приобретает индифферентное (дезадаптация) отношение к жизни. [15]
Некоторые исследователи основанием типологии трудных детей выделяют нравственно-психологические особенности личности. В.М. Обухов предлагает следующие критерии: негативное отношение к учебной деятельности и к сверстникам; негативизм или ложная активность в общественной работе; дефицит позитивного внешкольного общения. Аналогичные критерии нравственного содержания представлены в работах Ф.И. Юрченко и Н.Н. Верцинской. Так. Ф.И. Юрченко выделяет три типа трудных детей: 1) сознательно антисоциальной направленности; 2) пассивной социальной направленности; 3) с болезненной реакцией на свой внутренний мир. [22]
Л.М.Зюбин выделяет три аспекта рассматривания трудных детей, предлагает выделять соответствующие типы исходя из ведущих качеств личности. Среди ведущих недостатков автор отмечает грубость, лень, замкнутость, склонность к правонарушениям. В предлагаемой типологии учитель сам должен выявить ведущие положительные качества и основные недостатки у каждого ученика, исходя из этого, группировать воспитанников, после чего внутри этих групп проводить индивидуальную работу. [8]
Психолого-педагогическая
типология трудновоспитуемых
1) дети, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена низким уровнем развития моральных представлений и социально одобряемых навыков поведения (педагогическая запущенность);
2) дети, чья сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями психодинамических свойств личности и темперамента (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т.д.);
3) дети, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям вызвана неумелыми воспитательными воздействиями учителя («мнимая трудновоспитуемость»);
4) дети, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями личности, побуждающими их отрицательно относиться к некоторым положительным явлениям социальной действительности («собственно» трудновоспитуемость).
Данная типология наиболее полно учитывает единство внутренних и внешних детерминант трудновоспитуемости и позволяет эффективно использовать психодиагностические и коррекционные процедуры. [4]
Таким образом, в разных классификациях у разных исследователей прослеживаются сходные виды трудных детей. Все дети обладают высокой сопротивляемостью педагогическим воздействиям; у трудных детей антиобщественное поведение (не выполняют требования взрослых, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, обижает маленьких, не может найти общий язык с другими детьми); проявляет агрессивность, вспыльчивость; плохие отношения с взрослыми и сверстниками. Имеются различия в классификации Е.С. Шиловой, она утверждает, что когда ребенок сталкивается с неудачами в жизненно важных для него сферах и не может их предотвратить, то он часто приобретает негативное отношение к жизни. Шилов говорит о том, что ребенок становится трудным из-за дефицита позитивного общения, которого не хватает ребенку.
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Эмоциональные
нарушения у старших
Ряд особенностей поведения являются нормальным только для детей определённого возраста. Так, мокрые пелёнки младенцев и даже детей до 4 –5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ребёнка подобные случаи рассматриваются как отклонения от нормы. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек совпадает и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.
2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызвать тревогу у взрослых.
3 Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребёнка эмоциональные или поведенческие трудности.
4.Социальное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.
5 Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6 Тип симптома. Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребёнка, другие – психическим расстройствам. Так, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных детей, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе симптом, хотя и настораживает, но ещё ни о чём не говорит.
Умеренные, изредка
возникающие трудности поведени
Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребёнка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребёнка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.
9 Ситуационная специфичность симптом.
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьёзное расстройство, чем симптом, возникающий только в определённой обстановке.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребёнка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев. [15; 31]
Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, капризные, упрямые и т.п. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно – психического заболевания. [4]
Исходя из данных обследования, можно наметить некоторые отклонения в поведении у дошкольников.
В 5 лет отклонения в поведении и в нервной системе у мальчиков становятся более заметными. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость и склонность легко расстраиваться, обладая в то же время ещё достаточно выраженной боязливостью и чувством вины. Девочки в этом же возрасте чаще всего возбудимы, расторможены, у них выражены чувство вины и переживание случившегося, чаще проявляются истерические черты поведения в виде неустойчивости настроения, капризности, стремления быть в центре внимания. Они также заметно более подвижны и непоседливы.
Таким образом, мальчики в 5 лет более склонны к реакциям тормозимости, а девочки к реакциям возбудимого круга.
В 6 лет мальчики начинают выявлять такой же характер отклонений, как девочки в 5 лет, а именно: повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося. Кроме того, они менее искренни и более подвижны, чем раньше. Девочки же, наоборот, становятся более сензитивными, хотя несколько упрямыми и неискренними.
Следовательно, можно говорить о наличии своеобразного перекрёста в отклонениях в поведении у мальчиков и девочек в 5 лет и 6 лет. У мальчиков это сдвиг от тормозимости к возбудимости, у девочек, наоборот, от возбудимости, если не к тормозимости, то к повышенной эмоциональной чувствительности и ранимости. [40]
Отдельно были рассмотрены характеристики эмоционального нарушения у детей из полных и неполных семей. Неполная семья, как правило, оказывает более травмирующее влияние на мальчиков, у которых в 1,4 раза больше нервных расстройств. У девочек этот показатель составляет 1,2. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Кроме того, у детей из неполных семей чаще наблюдается грызение ногтей и заикание. У мальчиков к данному перечню расстройств следует добавить капризность и истеричность, чрезмерную подвижность и непоседливость, тики и большую склонность к онанизму. [23]
Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников