Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готов к распечатке.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

 

Из приведенной таблицы  видно, что у 50% «трудных детей» доминирует IV уровень понимания «Осмысливание в форме описания». Когда дети правильно определяют эмоциональное состояние человека;  выделяют и описывают экспрессию; самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ей описание. У 33% «трудных детей» представлен V уровень понимания «Осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии». На данном уровне дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; истолковывают его через анализ экспрессии и самостоятельное примысливание ситуации. У 17% «трудных детей» наблюдается признаки III уровня понимания «Словесное обозначение и описание экспрессии», т.е. дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором. По типам восприятия мы видим, что у 42% «трудных детей» преобладает «Аналитико-синтетический» тип восприятия. Данный тип характеризуется тем, что дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. У 42% «трудных детей» представлен «Аналитический» тип восприятия. Дети данного типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы. У 8% детей данной группы проявляются признаки «Синтетического» типа восприятия. У детей  присутствует обобщенное целостное восприятие. Элементы экспрессии дети не дифференцируют. У 8% «трудных детей» проявляется «Диффузно-локальный» тип восприятия. Дети, воспринимают выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

    Результаты по группе «нетрудные дети» представлены в Приложение 4.

У 54% «нетрудных детей» доминирует V уровень понимания «Осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии». Испытуемые самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; истолковывают состояние через анализ экспрессии и самостоятельное примысливание ситуации;  проявляют эмпатию, вместе с тем «оречевляют» персонажи (высказываются от его лица), показывают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии. У 31% «нетрудных детей» преобладает IV уровень понимания «Осмысливание в форме описания», т.е. дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;  выделяют и описывают экспрессию; самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание. У 10% «нетрудных детей» проявляется III уровень понимания «Словесное обозначение и описание экспрессии». На данном уровне дети самостоятельно называют эмоциональное состояние; выделяют экспрессию в целом и перечисляют ее элементы. У 5% «нетрудных детей» проявляются признаки II уровня понимания «Ситуативно-конкретного».  Дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой. Анализ данных по типам восприятия показал, что у 48% «нетрудных детей» доминирует «Аналитико-синтетический» тип восприятия. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. У 23% «нетрудных детей» преобладает  «Аналитический» тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы. У 19% «нетрудных детей» проявляется «Синтетический» тип восприятия. У таких детей обобщенное целостное восприятие. Элементы экспрессии дети не дифференцируют. У 8% «нетрудных детей»   «Диффузно-локальный» тип восприятия. Дети с таким типом, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии. У 2% «нетрудных детей» проявляются признаки  «Диффузно-аморфного» типа восприятия. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально. По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

Таким образом, у большинства  «трудных детей» доминирует IV уровень понимания «Осмысливание в форме описания». Дети с таким уровнем понимания самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;  выделяют и описывают экспрессию;  самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание. У «трудных детей» преобладают такие типы восприятия как аналитический и аналитико-синтетический тип. Дети этих типов восприятия выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы; выделяют элементы экспрессии и обобщают их. У большинства «нетрудных детей» доминирует V уровень «Осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии». «Нетрудные дети» самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; проявляют эмпатию, «оречевляют» персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии. У «нетрудных детей» преобладают аналитико-синтетический тип восприятия, это говорит о том что, «нетрудные дети» выделяют элементы экспрессии и обобщают их.

 Таким образом,  дети обеих групп умеют понять  эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией. Все  дети правильно называют состояние изображенного человека прилагательными («радостный», «грустный» и пр.) или его собственными заменителями («его кто-то обидел», «он чего-то забоялся» и пр.),  умеют передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека («оречевление»).  «Трудные» и «нетрудные» дети выделяют  экспрессивные признаки и обозначают эмоции словом.

Мы сравнили уровни понимания  эмоциональных состояний группы «трудные» и «нетрудные» дети по критерию Манна-Уитни.

Таблица 4

«Уровни понимания эмоциональных состояний и типов восприятия»

Параметры сравнения

Результаты

значимость

Уровень значимости

Уровни понимания эмоциональных состояний

Uкр:  0

незначимо

 

 

 

 

p ≤ 0,05

Типы восприятия

Uкр.: 2

незначимо

 

 

p ≤ 0,05


          

 Таким образом, по критерию Манна-Уитни у «трудных» и «нетрудных» детей по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», в уровнях понимания эмоциональных состояний и типов восприятия есть незначимые различия.

    По нашему мнению, наиболее распространенная причина временных отклонений в поведении «трудного» ребенка заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В детской психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис 5-7 лет, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение «трудный возраст» достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.     В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в «воспитательный вакуум», будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и воспитателей на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. По результатам анкетирования родителей, воспитателя и психолога, мы видим, что у обеих групп «трудных» и «нетрудных» детей проявляется положительная оценка эмоционального аспекта. Так же «трудные» и «нетрудные» дети плохо управляют своим поведением. Это проявляется в том, что всех детей утомляет однообразная и неинтересная работа, качество работы зависит от личной заинтересованности ребенка. Дети обеих групп не всегда могут найти общий язык со сверстниками. Различия по анкете между «трудными» и «нетрудными» детьми состоят в том, что «трудные» дети плохо контактируют со сверстниками и взрослыми, а «нетрудные» дети всегда идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Дети группы «трудные» имеют ограниченный опыт общения с людьми, а «нетрудные» - широкий. «Трудные» дети не замечают свои недостатки, зато придирчивы к другим детям, а дети группы «нетрудные» адекватно оценивают свои достоинства и недостатки.

По результатам экспертной оценке можно сделать вывод, что существует сходство между «трудными» и «нетрудными» детьми по следующим критериям  «не может найти общий язык со сверстниками». Различия между обеими группами детей по выраженным критериям «трудных» детей «дерется и издевается над другими детьми»; «не выполняет требования воспитателей»; «мешает проведению занятий»   и «постоянно обманывает, ворует».

По результатам методики «Кактус», мы получили следующие данные. У «трудных» детей доминирует агрессивно-интровертированный кактус, такие дети проявляют агрессию, стремление к лидерству, завышенную самооценку, большинство из них  являются интровертами. В группе «нетрудные» дети доминирует добрый интровертированный кактус, такие дети характеризуются стремлением к лидерству, демонстративностью, оптимизмом, открытостью, эгоцентризмом, женственностью и присутствием черт характера интроверта, а если у кого и проявляется агрессия, то только как защитная реакция. В основном «нетрудные дети» экстраверты и оптимисты.

По методике «Лесенка», мы видим, что все дети обеих групп «трудные» и «нетрудные» поставили себя и родителей на высокие ступени, что говорит о завышенной самооценке. Это связано с тем, что у всех детей старшего дошкольного возраста прослеживается завышенная самооценка по отношению к себе. В данном возрасте это считается нормой.

       По  методике Дорофеевой видно, что у большинства «трудных детей» проявляются отрицательные эмоции, такие как гневливость, раздражение, злобность, тревожность, настороженность, страх. У большинства «нетрудных детей» наблюдаются положительные эмоции, такие как радостное, «солнечное» настроение, благодушие, легкая эйфория, комфорт, радость, спокойствие.

По методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», можно сделать вывод, что  дети обеих групп умеют понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией. Все  дети правильно называют состояние изображенного человека прилагательными или его собственными заменителями,  умеют передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека.  «Трудные» и «нетрудные» дети выделяют  экспрессивные признаки и обозначают эмоции словом.

В дальнейшем, мы планируем разработать коррекционную программу для «трудных» дошкольников. Опираться мы будем не только на эмоциональную сферу детей, но и на отношения с родителями, сверстниками. Так как это тоже является значимой проблемой. Разработаем программу для подготовки «трудных» дошкольников к школе, потому что у таких детей будут возникать проблемы в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Под трудными дошкольниками понимаются, такие дети, поведения которых отличается от нормы. К этой категории обычно относят детей, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык не только воспитателям, но и родителям, сверстникам.

 Основные причины становления «трудных» детей: кризисные периоды развития; характерологические и личностные особенности ребенка: упрямство, безответственность, своеволие, несговорчивость; педагогическая запущенность: невоспитанность. Несговорчивость, неисполнительность, недобросовестность. неорганизованность; состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт-как следствие систематических неуспехов в учении, связаных с ним неприятностей в дошкольном учреждении и дома, развивающиеся на этой основе агрессивность, конфликтность, стойкая неуспеваемость и девиантность поведения; аморальный образ жизни родителей.

Ребёнок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение  отрицательных внешних влияний, неудач в детском саду и педагогических ошибок воспитателей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

       К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. «Трудные дошкольники» плохо идут на контакт, редко и небрежно выполняют общественные задания. Плохо ведут себя, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни.

Эмоциональные нарушения у дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. Наша гипотеза подтвердилась.

Подведя итоги нашего эмпирического исследования, мы можем сделать вывод, что существуют сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» детьми. Наша гипотеза подтвердилась.

Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников