Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готов к распечатке.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

По результатам анкетирования  родителей, воспитателя и психолога, мы видим, что у обеих групп  «трудных» и «нетрудных» детей  проявляется  положительная оценка эмоционального аспекта. Так же «трудные» и «нетрудные» дети плохо управляют своим поведением. Это проявляется в том, что всех детей утомляет однообразная и неинтересная работа, качество работы зависит от личной заинтересованности ребенка. Дети обеих групп не всегда могут найти общий язык со сверстниками. Различия по анкете между «трудными» и «нетрудными» детьми состоят в том, что «трудные» дети плохо контактируют со сверстниками и взрослыми, а «нетрудные» дети всегда идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Дети группы «трудные» имеют ограниченный опыт общения с людьми, а «нетрудные» - широкий. «Трудные» дети не замечают свои недостатки, зато придирчивы к другим детям, а дети группы «нетрудные» адекватно оценивают свои достоинства и недостатки.

По результатам экспертной оценке можно сделать вывод, что существует сходство между «трудными» и «нетрудными» детьми по следующим критериям  «не может найти общий язык со сверстниками». Различия между обеими группами детей по выраженным критериям «трудных» детей «дерется и издевается над другими детьми»; «не выполняет требования воспитателей»; «мешает проведению занятий»   и «постоянно обманывает, ворует».

По результатам методики «Кактус», мы получили следующие данные. У «трудных» детей доминирует агрессивно-интровертированный кактус, такие дети проявляют агрессию, стремление к лидерству, завышенную самооценку, большинство из них  являются интровертами. В группе «нетрудные» дети доминирует добрый интровертированный кактус, такие дети характеризуются стремлением к лидерству, демонстративностью, оптимизмом, открытостью, эгоцентризмом, женственностью и присутствием черт характера интроверта, а если у кого и проявляется агрессия, то только как защитная реакция. В основном «нетрудные дети» экстраверты и оптимисты.

По методике «Лесенка», мы видим, что все дети обеих групп «трудные» и «нетрудные» поставили себя и родителей на высокие ступени, что говорит о завышенной самооценке. Это связано с тем, что у всех детей старшего дошкольного возраста прослеживается завышенная самооценка по отношению к себе. В данном возрасте это считается нормой.

       По  методике Дорофеевой видно, что у большинства «трудных детей» проявляются отрицательные эмоции, такие как гневливость, раздражение, злобность, тревожность, настороженность, страх. У большинства «нетрудных детей» наблюдаются положительные эмоции, такие как радостное, «солнечное» настроение, благодушие, легкая эйфория, комфорт, радость, спокойствие.

По методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», можно сделать вывод, что  дети обеих групп умеют понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией. Все  дети правильно называют состояние изображенного человека прилагательными или его собственными заменителями,  умеют передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека.  «Трудные» и «нетрудные» дети выделяют  экспрессивные признаки и обозначают эмоции словом.

В дальнейшем, мы планируем  разработать коррекционную программу для «трудных» дошкольников. Опираться мы будем не только на эмоциональную сферу детей, но и на отношения с родителями, сверстниками. Так как это тоже является значимой проблемой. Разработаем программу для подготовки «трудных» дошкольников к школе, потому что у таких детей будут возникать проблемы в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азаров Ю.П. «Искусство воспитания» - М: Просвещение, 1985г.
  2. Балацкая И. «Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители», № 5 М: Просвещение, 2006г.
  3. Белозерова Л.И. «Основы теории  и  методики  воспитательной работы         школы с трудными детьми».- Киров, 1994г.
  4. 4. Битянова  М.Р. «Организация  психологической  работы   в школе».- М: Просвещение, 1997г.
  5. Болотина Т.В. «Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях».— М.: АПК и ПРО, 2003г.
  6. Будникова Н.П.  «Программа работы с детьми «группы риска»,   «Воспитательная работа в школе» №4 – М: Феникс,  2005г.
  7. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. «Психология жизненных ситуаций». Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998г.
  8. Вестник образования России. 2002г.
  9. Голикова Е.Б. «Организация работы с трудными детьми». Классный руководитель. – 1999г.
  10. ДубровинА И.И.  Практическая психология образования – М: Просвещение, 2004г.
  11. Жуховицкий Л. А. «Открытое письмо к читателю» Педагогика. – №4. 1989г.
  12. Зикратов В.А.  «Организация работы ОУ с "трудными" учащимися» Социальная педагогика. №2 – 2005г.
  13. Кащенко В.П. «Асоциальное поведение школьника» Вопросы психологии.- М: Феникс, 2003г.
  14. Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. «Родительское собрание». М.: Просвещение, 2002г.
  15. Кон И.С. «Психология ранней юности: Кн. для учителя». - М.: Просвещение, 1989г.
  16. Коротов В.М. «Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания» М: Педагогика, 1989г.
  17. Криволап Н. С. «Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями» - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002г.
  18. Куликова Е. «Дороги и тропинки к трудным детям» Практический журнал для учителя и администратора школы № 1 - 2002г.
  19. Кукушин В. С.  «Теория и методика воспитания». учебное пособие для студентов пед. вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2006г.
  20. Любицина М.И. В.А. «Сухомлинский о воспитании детей» - Ленинград, 1984г.
  21. Макаренко А.С. «О воспитании детей» - М; Политиздат, 1990г.
  22. Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва – М: Просвещение, 1997г.
  23. Натанзон Э.Ш. «Трудный школьник и педагогический коллектив». Пособие для учителя - М: Просвещение, 1984г.
  24. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_

Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников