Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

                                                    Содержание

Введение                                                                                                          2-3                                                                                                                                                                                                     

1.Сруктура общения                                                                                          4            

1.1. Средства общения                                                                                   4-8

1.2. Основы невербального общения                                                           8-9

2.Изучение структуры невербального  общения                                           10

2.1. Дисциплины невербального общения                                               10-27

2.2. Специфика невербального общения                                                27-31

Заключение                                                                                                 32

Список литературы                                                                                    33-34        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Порой люди не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, эмоций, или вовсе предпочитают не говорить о них. Общение осуществляемая                          без слов, считается невербальной общением. Чувства и эмоций, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть общения между людьми, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Поскольку выдается нашим бессознательным.

Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Она как бы оживляет общение, и тем самым  устанавливается «контакт » между бессознательным людей. В настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма общения. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальная общение – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Она проявляется произвольно, выражая наши чувства и эмоций. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто зависит от наших переживаний.

Условно, можно разделить все невербальное общение  на две большие части: это то, что мы передаем телом  и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи, положение тела в разных позах, яркое проявление жестикуляций или наоборот, пассивное  проявление. К голосу относится все  то, что вы можете передать при его  помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон, и т.д.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема невербальной коммуникации до сих пор является не до конца изученной. Большое количество авторов в России и за рубежом  занимались вопросами невербальной семиотики, среди них Крейдлин Г., Аргайл М., Пиз А. Но о коммуникативном поведении людей и способах их речевого общения до сих пор известно крайне мало. Невербальные аспекты человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия и проблем соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком не только не описаны систематически, но в целом ряде отношений просто не затронуты.

Проблемы  невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как  изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих  себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным [1, с. 110].

Наиболее  влиятельной работой в исследованиях  проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение  эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения                      [2, с. 5].

Объектом  курсовой работы является процесс невербального  общения между людьми, а предметом  – содержание, виды, основные элементы, специфика невербального общения.

Цель  данной курсовой работы – раскрытие  сущности и значимость невербального общения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения

Для достижения цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. рассмотреть структуру общения;
  2. провести анализ невербальной коммуникаций.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность, проблема, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе - «Структура общения» - рассматриваются понятие «общения», средства общения, основы  невербального общения.

Во второй главе - «Изучения структуры невербального общения» - дается определение дисциплин невербальной семиотики и раскрывается специфики невербального общения.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Структура общения

Общение - это психологическая категория. Существует много различных определений  и понятий “общения”, прежде всего  связанных с различными подходами  и взглядами на эту проблему.

Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической  деятельности человека и система  отношений человека к окружающему  миру. На практике часто путают два  понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают.

Общение есть процесс реализации тех или  иных отношений. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения предполагает выделение  трех взаимосвязанных сторон этого  процесса: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения  заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Общение осуществляется разными средствами:

- Вербальное  общение (знаковое) - осуществляется  с помощью слов.

- Невербальное  общение - средством передачи  информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт- аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.[3]

1.1.Средства  общения

Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка».

Вербальное  общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический. Речь является самым  универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

К вербальным средствам коммуникации относятся  письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а  слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Люди  пользуются письменной коммуникацией  реже, чем устной. Но с приходом электронной  почты важность письменного общения  сильно возросла.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное  преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества ;-) ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к  понятно людям.[4]

Денотатом называют предметное значение слова  или, говоря иначе, его словарное  определение. Например, толковый словарь  определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение  и является денотатом данного  слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собственностью на средства производства".

Но, кроме  этого, оба названных нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют  эмоциональную окраску, то есть несут  в себе особый смысл, которого словарное  определение не может раскрыть полностью. При определении денотативного  и коннотативного значения слова  вы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Многие слова имеют не одно, а несколько значений, другие в обиходном употреблении приобретают  новые значения. Зачастую только контекст помогает понять, что обозначало то или иное употребленное в разговоре  слово. Однако если у вашего собеседника  бегающие глаза, странные движения и  неровная речь, то можно предполагать и некоторое иное значение этого  невинного слова.

На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’  сообщение, созданное с помощью  любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится  как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый  ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в  спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную  многоярусную структуру (от дифференциального  признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. Мы обращаемся Ваше величество к  действующему монарху: Ваше величество, но после революции сторонники прежней  монархической власти продолжают употреблять  словесный знак статуса собеседника, подчеркивая свою верность ему и  противодействуя этими словами  изменившейся реальности. Статусная  функция речи видна и в обращении  к старшему по званию в армии: Yes, sir! говорят даже при обращении к женщине-военному. Сравните разную статусность слов: Привет! и Здравствуйте! Статус воспитывается: разговор с детьми (сюсюканье или ‘как со взрослым’) способствует формированию тех или иных черт у развивающейся личности.

Выбор словесных  средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’, скорее, устанавливает различные  социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы. [5]

Информация о работе Невербальное общение