Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.
Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34
- Артикуляция. Ясное и
четкое произношение слов
- Высота голоса. Фальцет
зачастую присущ человеку, у которого
мышление и речь больше
Как и во всякой науке, в паралингвистике можно выделить центр и периферию.
В центр паралингвистической системы входят, например, (а) отдельные речевые звуки, исходящие из ротовой и носовой полости человека; (б) звуковые комплексы, которые возникают и принимают активное участие в разного рода физиологических реакций, и которые в акте коммуникации приобретают особые контекстные значения (насморк, плевки, кашель, икота, рыдание, свист и другое); (в) голос и его постоянные качества, голосовые особенности актуально звучащей речи или игры голосом (фонации); (г) параязыковые просодические элементы, участвующие в процессе коммуникации и способствующие организации и передаче смысловой информации: эмоциональное акцентированное выделение слогов и более крупных фрагментов речевого потока, темп фраз при беглой речи или при скандировании, тональный уровень громкой, тихой и шепотной речи, длительность слога, например, при протяжной речи, продолжительность разделов между фонетическими синтагмами и пр.
К периферии паралингвистической
системы можно отнести звуки
природы и различных механизмов
или устройств, часто играющих далеко
не последнюю роль в человеческой
коммуникации; сюда же примыкает и
просодика соответствующих
Особенность всех паралингвистических средств заключается в том, что они, хотя и не являются речевыми и не входят в систему естественного языка, в значительной степени организуют и определяют коммуникативный акт. Лишь крайне небольшое число устных речевых сообщений способно стать фактом человеческой коммуникации без какого-либо паралингвистического сопровождения: паралингвистические средства в той или иной мере представлены в каждом устном высказывании, но при этом отличаются несистемностью и нерегулярностью своего реального воплощения. [12, c. 20]
Выделяют 4 основные паралингвистические
категории – параметры
Параметры звучания (primary qualities) – это неупорядоченные в систему основные составляющие (признаки и их комбинации) человеческой речи и неречевых звуков, выполняющих коммуникативную или эмотивную функцию.
К параметрам звучания относятся, например, мелодика интонем, градации интенсивности звука, длительность пауз и слогов, темп, ритм, высота тона и др.
Разные характеристики звучания могут быть обусловлены разными причинами:
В характеристиках речи находит своё отражение и эмоциональное состояние человека. Было обнаружено, что пиковые величины высоты звука присущи выражениям горя и любви, что крайние значения громкости отличают презрение и ярость, а резко сниженный по сравнению с нормой темп речи свидетельствует о безразличии говорящего, к теме беседы или к событиям, происходящим вокруг него. Некоторые психические состояния, такие как раздражительность, нервозность, счастье, распознаются нами в акте коммуникации по голосу легче, чем другие, такие как страх или удивление. Это в известной степени связано с тем, что человеческие проявления страха и удивления могут сдерживаться и даже подавляться. Узнать о том, испытывает ли наш собеседник в данный момент эти эмоции, нередко бывает довольно сложно, и здесь обычно не помогают ни голос, ни жестовое поведение. Например, некоторые учёные напрямую связывают поведение человека с такими жестами и движениями, как облизывание языком губ, потирание глаз, непроизвольные движения корпуса. Однако даже эти движения и жесты не говорят однозначно о нервном состоянии человека. [13,c. 29]
К квалификаторам относятся разнообразные по своим свойствам и обычно вызываемые человеком сознательно звуковые эффекты – дополнительные к речи модификаторы, направленные на достижение определённой коммуникативной цели.
Появление квалификаторов в
коммуникативном акте обусловлено
множеством биологических и иных
причин, которые пока не поддаются
полному и непротиворечивому
исчислению, - от особенностей устройства
воздушных путей и прохождения
по ним воздушного потока до анатомического
строения органов производства звука
и степени их мускульного напряжения
при артикуляции. Так, голос может
быть скрипучим сам по себе, благодаря
определённым физиологическим особенностям,
например аномалиям в строении речевого
аппарата, а может становиться
скрипучим в актуальной речи, если
его владелец намеревается с его
помощью выразить презрение к
собеседнику или хочет
К квалификаторам принадлежат также звуковые эффекты и функции шепотной, часто интимной, речи или, например, жёсткого голоса, образуемого за счёт колебаний нижней челюсти или её сильного выпячивания.[13,c. 33]
Различители представляют собой паралингвистические конструкты разной природы, объединяемые функционально. Среди них выделяют следующие типы:
(а) звуки, различающие
модели поведения или
(б) разного рода
(в) паралингвистические
звуковые и голосовые средства,
регулярно соотносимые с
(г) звуки, различающие физиологические реакции самых разных типов: физические, дерматологические, термальные и др.[14, c.43]
Альтернанты – противопоставленные нормативным речевым одиночные неречевые звуки и комбинации звуков, встречающихся в коммуникации либо изолированно, либо вместе с речью.
Сюда можно отнести кинетико-голосовые формы типа горловых прочисток, щелчков, вдох и выдох. Альтернанты – это, например, шипение и сипение, звуки, возникающие при всасывании воздуха, звуки-заполнители пауз «гм, мм, э-э и т. п.», звуки, извлекаемые при замкнутых губах или широко открытом рте, звуки от трения и др.
Альтернанты несут определённую смысловую и функциональную, прежде всего регулятивную, нагрузку при диалогическом взаимодействии. Например, звук глубокого выдоха, обозначающий физическую усталость, или звук «тяжёлого» вздоха, обозначающий нечто вроде психологической усталости от невзгод и тяжёлой жизни или означающий, что «всё плохо», разнообразные «мычания», свидетельствующие о поиске говорящим нужного слова для точного выражения мысли или выигрыша им времени для планирования речи. Кроме того, альтернанты постоянно пополняют словарь естественного языка. [14, c.44]
Адапторы тела – способные приспосабливаться к изменившимся внешним условиям формы коммуникативного поведения людей. Это комплексы, состоящие из совершаемых в коммуникативном акте самостоятельных знаковых движений тела или с телом человека и звуков от этих движений, которые функционально ориентированы, прежде всего, на партнёра по коммуникации. К адапторам относятся звуки, возникающие в результате похлопывания по плечу, аплодисментам, поглаживанию, щелчку, шлепку, удару, пощечине и др.
Адапторы тела можно разделить на 2 класса: намеренные и вынужденные. Такие адапторы в акте коммуникации могут восприниматься и интерпретироваться по-разному в зависимости от того, исполняются соответствующие движения сразу двумя (или более) партнёрами по коммуникации или только одним из них; ср., жесты обнять кого-либо, выражая при этом участие, симпатию или любовь к адресату жеста и объятие (взаимны жест приветствия, осуществляемый обычно с характерным звуком хлопка).
В смысловом отношении адапторы тела тоже весьма разнообразны. Их коммуникативное и смысловое назначение - начинать и завершать невербальное взаимодействие в актуальном акте коммуникации, например, воздушный поцелуй на прощанье. Также, адапторы тела выражают разнообразные чувства и отношения между партнёрами, например, хлопать по плечу в знак одобрения, обозначают агрессию и готовность к обороне.
Адапторы-объекты – используемые в процессе коммуникации комплексы, состоящие из предметов и звуков, возникающих во время действий человека с этими предметами; ср. звуки барабанной дроби, стук в дверь или окно, лёгкое постукивание пальцами по столу.[14,c. 45]
Голос
Голос – это внутренний осколок человеческой души, это одна из самых загадочных и чарующих её характеристик. В каждодневном гуле голосов мы счастливы, различить голоса близких и друзей, голоса, живущие в нас вместе со своими неповторимыми интонациями. Но мы хорошо помним и голоса ушедших, нежность, обаяние и теплоту их интонаций.
По человеческому голосу мы не только узнаём и распознаём человека в толпе или на большом расстоянии, когда не можем человека увидеть или разглядеть. Благодаря человеческому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или человека определённого типа. По голосу мы можем «угадать» человека, «вычисляя» какие-то черты его внешнего облика (хотя здесь очень вероятны ошибки).
Голосом можно играть, изменять, повышать или понижать, меняя звучание. От волнения голос дрожит, а от напряжения или крика срывается, при этом можно голос потерять. Голосовая игра, падение и повышение тона, внезапно наступающие паузы, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь. Изменение голоса, не вызванное болезнью или возрастом обычно говорит об изменении состояния или статуса и это характерно обычных способов общения.
Голосовые признаки (высота,
сила или громкость, тембр и фонации,
обуславливающие общую и
Благодаря свойствам голоса речь приобретает и этические и эстетические характеристики.
Голос является и органом
– источником производимых звуков,
и инструментом речи, голос служит
надёжным средством выражения эмоций
и отношений между людьми и
их речевыми действиями. В голосе можно
услышать испуг и торжество, дрожание
и металл, печаль и радость, а также
слёзы и смех – типичные внешние
проявления многих эмоций. От волнения
горло сжимает, гортань немеет, и
голос становится дрожащим, подчас
хриплым, тогда как от счастья, хотя
горло не расширяется (в русском
языке сочетание горло
Голос относится к тем
устройствам или органам, которые
способны сами по себе передавать актуальное
эмоциональное состояние
Голос в определённой степени
синхронизирован с текущим
Тон
Тон – это свойство голоса, но не постоянный признак голоса как такового: неправильно было бы сказать У него сильный тон, Он всегда говорит громким тоном (при нормальном Он всегда говорит громким голосом) и Его голос имеет высокий тон.
Отдельные признаки тона, как и признаки голоса, комбинируясь, передают обобщённо-типические характеристики говорящего, и мы различаем административный, директорский, командирский и др. социальные тоны.
Физические параметры звучания голоса, даже будучи взятые в чистом виде, обычно соотносятся с определёнными эмоциями и поведенческими элементами. Лексема тон имеет и несколько иное значение – способ выражения звучащим голосом чувств говорящего, его отношения к адресату или к предмету речи. Таким образом, слово тон здесь обозначает не инструмент, а манеру речи, способ говорения.