Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

- Артикуляция. Ясное и  четкое произношение слов свидетельствует  о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности.  Неясное, расплывчатое произношение  свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

- Высота голоса. Фальцет  зачастую присущ человеку, у которого  мышление и речь больше основываются  на интеллекте. Грудной голос  является признаком повышенной  естественной эмоциональности. Высокий  пронзительный голос является  признаком страха и волнения . [10, c.190]

Как и во всякой науке, в  паралингвистике можно выделить центр и периферию.

В центр паралингвистической  системы входят, например, (а) отдельные  речевые звуки, исходящие из ротовой  и носовой полости человека; (б) звуковые комплексы, которые возникают  и принимают активное участие  в разного рода физиологических  реакций, и которые в акте коммуникации приобретают особые контекстные  значения (насморк, плевки, кашель, икота, рыдание, свист и другое); (в) голос и его постоянные качества, голосовые особенности актуально звучащей речи или игры голосом (фонации); (г) параязыковые просодические элементы, участвующие в процессе коммуникации и способствующие организации и передаче смысловой информации: эмоциональное акцентированное выделение слогов и более крупных фрагментов речевого потока, темп фраз при беглой речи или при скандировании, тональный уровень громкой, тихой и шепотной речи, длительность слога, например, при протяжной речи, продолжительность разделов между фонетическими синтагмами и пр.

К периферии паралингвистической  системы можно отнести звуки  природы и различных механизмов или устройств, часто играющих далеко не последнюю роль в человеческой коммуникации; сюда же примыкает и  просодика соответствующих звуковых последовательностей. К периферии паралингвистической системы принадлежат также разнообразные звуки и звуковые последовательности, возникающие во время действий человека с какими-то натурфактами и артефактами (например, звук от пощёчины, звуки аплодисментов, звук от удара кулаком о стол или стук в дверь при входе в дом), а также звуки, возникающие от его контакта с человеческим телом, как со своим собственным, так и с чужим.

Особенность всех паралингвистических  средств заключается в том, что  они, хотя и не являются речевыми и  не входят в систему естественного  языка, в значительной степени организуют и определяют коммуникативный акт. Лишь крайне небольшое число устных речевых сообщений способно стать  фактом человеческой коммуникации без  какого-либо паралингвистического сопровождения: паралингвистические средства в  той или иной мере представлены в  каждом устном высказывании, но при  этом отличаются несистемностью и нерегулярностью своего реального воплощения. [12, c. 20]

Выделяют 4 основные паралингвистические  категории – параметры звучания, квалификаторы, дифференциаторы (различители) и альтернанты.

Параметры звучания (primary qualities) – это неупорядоченные в систему основные составляющие (признаки и их комбинации) человеческой речи и неречевых звуков, выполняющих коммуникативную или эмотивную функцию.

К параметрам звучания относятся, например, мелодика интонем, градации интенсивности звука, длительность пауз и слогов, темп, ритм, высота тона и др.

Разные характеристики звучания могут быть обусловлены разными  причинами:

    • биологическими.
    • психологическими.

В характеристиках речи находит  своё отражение и эмоциональное  состояние человека. Было обнаружено, что пиковые величины высоты звука  присущи выражениям горя и любви, что крайние значения громкости  отличают презрение и ярость, а  резко сниженный по сравнению  с нормой темп речи свидетельствует  о безразличии говорящего, к теме беседы или к событиям, происходящим вокруг него. Некоторые психические  состояния, такие как раздражительность, нервозность, счастье, распознаются нами в акте коммуникации по голосу легче, чем другие, такие как страх  или удивление. Это в известной  степени связано с тем, что  человеческие проявления страха и удивления  могут сдерживаться и даже подавляться. Узнать о том, испытывает ли наш собеседник в данный момент эти эмоции, нередко  бывает довольно сложно, и здесь  обычно не помогают ни голос, ни жестовое поведение. Например, некоторые учёные напрямую связывают поведение человека с такими жестами и движениями, как облизывание языком губ, потирание  глаз, непроизвольные движения корпуса. Однако даже эти движения и жесты не говорят однозначно о нервном состоянии человека. [13,c. 29]

К квалификаторам относятся  разнообразные по своим свойствам  и обычно вызываемые человеком сознательно  звуковые эффекты – дополнительные к речи модификаторы, направленные на достижение определённой коммуникативной  цели.

Появление квалификаторов в  коммуникативном акте обусловлено  множеством биологических и иных причин, которые пока не поддаются  полному и непротиворечивому  исчислению, - от особенностей устройства воздушных путей и прохождения  по ним воздушного потока до анатомического строения органов производства звука  и степени их мускульного напряжения при артикуляции. Так, голос может  быть скрипучим сам по себе, благодаря  определённым физиологическим особенностям, например аномалиям в строении речевого аппарата, а может становиться  скрипучим в актуальной речи, если его владелец намеревается с его  помощью выразить презрение к  собеседнику или хочет поиздеваться над ним.

К квалификаторам принадлежат  также звуковые эффекты и функции  шепотной, часто интимной, речи или, например, жёсткого голоса, образуемого  за счёт колебаний нижней челюсти или её сильного выпячивания.[13,c. 33]

Различители представляют собой паралингвистические конструкты разной природы, объединяемые функционально. Среди них выделяют следующие типы:

(а) звуки, различающие  модели поведения или отдельные  компоненты моделей, в которых  эти звуки являются неотъемлемым  и важным составным элементом. 

(б) разного рода патологические  звуковые варианты, то есть звуки,  свойственные больным и не  характерные для людей здоровых, ср. плач невротика, истерический  плач и крики, рыдания, стоны  и нытьё при боли и др.

(в) паралингвистические  звуковые и голосовые средства, регулярно соотносимые с обманом,  манипуляцией или языковой игрой,  например, особая манера произнесения  отдельных слов и высказываний, игра голосом.

(г) звуки, различающие  физиологические реакции самых  разных типов: физические, дерматологические, термальные и др.[14, c.43]

Альтернанты – противопоставленные нормативным речевым одиночные неречевые звуки и комбинации звуков, встречающихся в коммуникации либо изолированно, либо вместе с речью.

Сюда можно отнести  кинетико-голосовые формы типа горловых прочисток, щелчков, вдох и выдох. Альтернанты – это, например, шипение и сипение, звуки, возникающие при всасывании воздуха, звуки-заполнители пауз «гм, мм, э-э и т. п.», звуки, извлекаемые при замкнутых губах или широко открытом рте, звуки от трения и др.

Альтернанты несут определённую смысловую и функциональную, прежде всего регулятивную, нагрузку при диалогическом взаимодействии. Например, звук глубокого выдоха, обозначающий физическую усталость, или звук «тяжёлого» вздоха, обозначающий нечто вроде психологической усталости от невзгод и тяжёлой жизни или означающий, что «всё плохо», разнообразные «мычания», свидетельствующие о поиске говорящим нужного слова для точного выражения мысли или выигрыша им времени для планирования речи. Кроме того, альтернанты постоянно пополняют словарь естественного языка. [14, c.44]

Адапторы тела – способные приспосабливаться к изменившимся внешним условиям формы коммуникативного поведения людей. Это комплексы, состоящие из совершаемых в коммуникативном акте самостоятельных знаковых движений тела или с телом человека и звуков от этих движений, которые функционально ориентированы, прежде всего, на партнёра по коммуникации. К адапторам относятся звуки, возникающие в результате похлопывания по плечу, аплодисментам, поглаживанию, щелчку, шлепку, удару, пощечине и др.

Адапторы тела можно разделить на 2 класса: намеренные и вынужденные. Такие адапторы в акте коммуникации могут восприниматься и интерпретироваться по-разному в зависимости от того, исполняются соответствующие движения сразу двумя (или более) партнёрами по коммуникации или только одним из них; ср., жесты обнять кого-либо, выражая при этом участие, симпатию или любовь к адресату жеста и объятие (взаимны жест приветствия, осуществляемый обычно с характерным звуком хлопка).

В смысловом отношении  адапторы тела тоже весьма разнообразны. Их коммуникативное и смысловое назначение - начинать и завершать невербальное взаимодействие в актуальном акте коммуникации, например, воздушный поцелуй на прощанье. Также, адапторы тела выражают разнообразные чувства и отношения между партнёрами, например, хлопать по плечу в знак одобрения, обозначают агрессию и готовность к обороне.

Адапторы-объекты – используемые в процессе коммуникации комплексы, состоящие из предметов и звуков, возникающих во время действий человека с этими предметами; ср. звуки барабанной дроби, стук в дверь или окно, лёгкое постукивание пальцами по столу.[14,c. 45]

Голос

Голос – это внутренний осколок человеческой души, это одна из самых загадочных и чарующих её характеристик. В каждодневном гуле голосов мы счастливы, различить  голоса близких и друзей, голоса, живущие в нас вместе со своими неповторимыми интонациями. Но мы хорошо помним и голоса ушедших, нежность, обаяние и теплоту их интонаций.

По человеческому голосу мы не только узнаём и распознаём человека в толпе или на большом расстоянии, когда не можем человека увидеть  или разглядеть. Благодаря человеческому  голосу в нашем сознании возникает  образ конкретного человека или  человека определённого типа. По голосу мы можем «угадать» человека, «вычисляя» какие-то черты его внешнего облика (хотя здесь очень вероятны ошибки).

Голосом можно играть, изменять, повышать или понижать, меняя звучание. От волнения голос дрожит, а от напряжения или крика срывается, при этом можно голос потерять. Голосовая игра, падение и повышение тона, внезапно наступающие паузы, изменение силы и тембра голоса постоянно сопровождают речь. Изменение голоса, не вызванное болезнью или возрастом обычно говорит об изменении состояния или статуса и это характерно  обычных способов общения.

Голосовые признаки (высота, сила или громкость, тембр и фонации, обуславливающие общую и эмоционально-чувственную  окраску и обрамление звуков голоса) уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип  речевого акта в коммуникации. Например, такие речевые акты, как причитание, клятва, уверение, наставление, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, оправдание, упрёк, оскорбление – каждый из них связан с определённым видом голоса.

Благодаря свойствам голоса речь приобретает и этические  и эстетические характеристики.

Голос является и органом  – источником производимых звуков, и инструментом речи, голос служит надёжным средством выражения эмоций и отношений между людьми и  их речевыми действиями. В голосе можно  услышать испуг и торжество, дрожание и металл, печаль и радость, а также  слёзы и смех – типичные внешние  проявления многих эмоций. От волнения горло сжимает, гортань немеет, и  голос становится дрожащим, подчас хриплым, тогда как от счастья, хотя горло не расширяется (в русском  языке сочетание горло расширяется не используется для передачи эмоций), голос становится высоким и звонким. Пользуясь голосом как инструментом, мы легко выделяем в речевом потоке нужные нам смыслы, слова и более крупные единицы, ср. такие выражения, как выделять голосом, подчёркивать голосом что-либо.

Голос относится к тем  устройствам или органам, которые  способны сами по себе передавать актуальное эмоциональное состояние человека. Можно, например, говорить взволнованно, возмущённо, тихо, сердито, то есть взволнованным, возмущённым и т. п. голосами, - голосами, связанными с чувствами и эмоциональными отношениями, но нельзя говорить звонко, высоко или дребезжаще (при правильном говорить звонким, высоким или дребезжащим голосом).

Голос в определённой степени  синхронизирован с текущим психологическим  состоянием человека. Однако искренний  голос не может служить безусловным  гарантом истинности сказанного в тот  момент, когда говорящий сообщает некоторую информацию или выражает своё мнение по какому-либо вопросу. Не свидетельствует голос и о подлинности физического или психического состояния, в котором в данный момент пребывает говорящий: если человек говорит с собеседником ласковым, нежным, сердитым, обиженным или спокойным, скорбным, покорным, уверенным голосом, то это отнюдь ещё не означает, что он испытывает к нему эти чувства или находится в описываемом состоянии. [15, c.126]

 

Тон

Тон – это свойство голоса, но не постоянный признак голоса как  такового: неправильно было бы сказать У него сильный тон, Он всегда говорит громким тоном (при нормальном Он всегда говорит громким голосом) и Его голос имеет высокий тон.

Отдельные признаки тона, как  и признаки голоса, комбинируясь, передают обобщённо-типические характеристики говорящего, и мы различаем административный, директорский, командирский и др. социальные тоны.

Физические параметры  звучания голоса, даже будучи взятые в  чистом виде, обычно соотносятся с  определёнными эмоциями и поведенческими элементами. Лексема тон имеет  и несколько иное значение – способ выражения звучащим голосом чувств говорящего, его отношения к адресату или к предмету речи. Таким образом, слово тон здесь обозначает не инструмент, а манеру речи, способ говорения.

Информация о работе Невербальное общение