Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:

  1. «односторонний взгляд», взгляд одного человека на другого (но не на лицо);
  2. «взгляд в лицо» – взгляд одного человека на лицо другого;
  3. «прямой взгляд (в глаза)»;
  4. «совместный взгляд» - взгляд партнеров друг другу в лицо;
  5. «контакт глаз» или «визуальный контакт» - оба партнера осознанно смотрят в глаза друг другу;
  6. «избегание взгляда» - ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;
  7. «пропуск взгляда» - не имея явного намерения избежать контакта глаз, несмотря на партнера.

      Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.

    Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна.

Напротив, отвод глаз в  сторону и опускание глаз рассматриваются  как умиротворяющие или успокаивающие  коммуникативные сигналы, снимающие  не нужное напряжение. Они выполняют  в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров. [21, c. 405]

Основные коммуникативные  функции глаз:

  1. когнитивная (стремление передать глазами некоторую информацию и прочесть информацию в глазах партнёра по коммуникации);
  2. эмотивная (выражение глазами и считывание с глаз испытываемых чувств);
  3. контролирующая (осуществление глазного мониторинга с целью проверки, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла, и др.)
  4. регулятивная (выражаемое глазами требование вербальным или невербальным способом отреагировать на переданное сообщение или же, наоборот, подавить глазами предполагаемую реакцию).

Вспышка глаз у людей нередко  сопровождается очень быстрым, едва

заметным подъёмом бровей. Это движение служит коммуникативным  целям усиленного подчёркивания  или быстрого указания на предмет. К  более длительным сигналам по сравнению  с существующей для глазных жестов нормой относится задерживающийся  на ком-то или на чём-то взгляд, мимический жест. Есть ещё взгляд слушающего, который  пытается что-то сказать собеседнику, ответить на вопрос, но по какой-то причине  не может этого сделать.

В ситуации, когда между  коммуникантами возникает напряжённость или неприязнь, контакт глаз уменьшается по сравнению с обычным, что, по-видимому, является попыткой оградить себя от возможных последующих угроз, ссор, оскорблений и т.п. Если один человек долго смотрит на другого, то это обычно вызывает в адресате чувство неловкости и беспокойства, и такой взгляд оценивается как агрессивный.  Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.

Глазное поведение тесно  сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.

В ходе коммуникации человек  может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. [22,c. 179]

Гаптика: касания в коммуникации людей

  Касание – это всегда  установление физического контакта  с человеком, с его кожей,  волосами или с одеждой, с  предметами, которые человек держит, носит и т.п. Кожа, в отличие  от глаз, способна воспринимать  и передавать сообщения в темноте:  она мгновенно реагирует на  внешние возмущения, отчётливо узнаёт  объекты и распознаёт акты  поведения.

Касания охотно применяют  между собой друзья, и человеку обычно не нравится, когда его трогают  чужие. В норме человек на публике  избегает прикосновений, если, конечно, осознаёт присутствие людей, нам  не нравится, когда проявляют «чувство локтя» в транспорте, когда нас  касаются в лифте, в очереди, в  переполненном помещении. Нормальный человек обычно вынужден совершать  много лишних движений и лавировать в людском потоке, чтобы избежать ненужных и неприятных прикосновений. Если же он сам, проходя или пробегая, кого-то задевает, то по нормам этикета  ему полагается за это извиниться. Хотя речевой акт извинения в  подобной ситуации может и предшествовать касанию, если человек предполагает, что касание неизбежно.

Многие люди испытывают настоятельную  потребность в ощущении прикосновений, испытывая при этом чувство, подобное голоду. С недостатком прикосновений  связаны эмоциональные нарушения  у людей, например, неврозы, некоторые  виды детских страхов. В свою очередь человек, чувствующий и понимающий другого, путём касаний может более эффективно на него воздействовать. Данный факт хорошо известен врачам-психотерапевтам, медицинским сёстрам и психологам и обычно учитывается ими при обследовании и лечении больных.[23, c. 93]

Жесты приветствий и прощаний, одобрений и утешений, заключения договоров и союзов, скрепляемые  рукопожатиями, невербальные выражения  любви – всё включают в себя касания в качестве важнейшего составного элемента. Жестовые приветствия и  прощания – это не просто обычаи и ритуалы, значение которых проявляется  только тогда, когда люди по какой-либо причине их не исполняют. Невербальные приветствия служат для открытия встречи, а невербальные прощания –  для завершения. Это церемонии, которые  люди совершают, чтобы, прикоснувшись  к другому, почувствовать его  и напомнить партнёру, кто они  друг другу и в каком социуме  живут, чтобы снять напряжение от неожиданной встречи и успокоить  партнёра. Отклонения от норм приветствий  и прощаний обычно плохо переносятся  людьми, и не только потому, что разрушают  личные связи, но и потому, что затрагивают  систему общественных отношений в целом.

На значение и интерпретацию  жестовых касаний влияют следующие  факторы:

  1. Какая часть тела и какую трогает. Касание губами руки явно имеет не ту же семантику, что касание губами губ. Точно также, когда мужчина идут, взявшись за руки, данная поза значит одно, а когда женщина идет рядом с мужчиной и берёт его под руку, то такая поза значит совсем другое;
  2. Продолжительность жеста. Высказывания Он задержал её руку в своей и Он быстро отдёрнул руку имеют совершенно разные осмысления. Жест продолжительный поцелуй в губы не синонимичен жесту быстрый поцелуй: если первый – это жест выражения любви, то второй такого смысла не имеет.
  3. Имеется ли помимо касания давление (сжатие) части тела партнёра, и если да, то насколько сильное. Рукопожатие «вялой» рукой – это одна разновидность жеста, рукопожатие «мужской» рукой совсем другая. Эмблематический жест взять за локоть, средний по силе, может означать:«жестикулирующий (обычно это мужчина) показывает, что он хочет отвести адресата в сторону, чтобы с ней/ним побеседовать наедине».
  4. Происходит ли движение после того, как произошёл контакт, и если да, то какое. После рукопожатия некоторые мужчины трясут сцепленными вместе руками – это, например, часто бывает при произнесении каких-то поздравительных слов. Поглаживание – это всегда движение вдоль поверхности тела, а шлепок – это отрывистый, быстрый, не очень сильный, однократный удар. Похлопывание по плечу – это обычно три-четыре удара, очень слабые по силе и наносимые по одному и тому же сегменту области плеча; важную роль при этом играет звук;
  5. Присутствуют ли при касании посторонние люди, и если да, то кто они. Интимные касания не предполагают присутствия посторонних людей. Рукопожатия совершаются как на людях, так и вне посторонних глаз, но если амонимичная рукопожатию жестовая форма обозначает «пари», при котором сцепление руки следует разбить, то присутствие, по меньшей мере, ещё одного, третьего человека, «разбивающего», почти обязательно.
  6. Тип контекста, в рамках которого происходит касание. Прикосновение к руке или касание плеча скорбящего человека во время похорон на кладбище или во время траурной церемонии, где слова неуместны, - это невербальное (тактильное) выражение сочувствия или утешения, знак солидарности и единения с адресатом жеста в общем с ним горе. И совсем другое означает касание рукой плеча или руки товарища во время, например, спортивной эстафеты или игры: это сигнал того, что наступила очередь бежать человеку, которого коснулись.
  7. Характер стиля невербального поведения и взаимоотношений между партнёрами. Американским учёным Р. Хеслиным было выделено пять типов невербальных стилей и пять типов характерных для каждого из них отношений между коммуникантами: а) функциональный стиль и деловой тип взаимоотношений; б) социальный стиль и вежливость как тип отношений; в) стиль дружеского общения и теплота; г) любовное общение и близость (интимность); д) сексуальное общение и сексуальное возбуждение.

Жестовое касание является прежде всего актом связи, установления контакта с коммуникативным партнёром, а потому на уровне дружеского общения, когда не просто завязаны контакты, а установлены телесные отношения, люди вполне открыты для разнообразного по форме тактильного подтверждения своей близости друг другу. [23, c. 442]

Проксемика: коммуникативное пространство человека

Проксемика – это наука о пространстве коммуникации, или коммуникативном пространстве, это наука о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как его обживает и использует. Предметом проксемики является невербальная концептуализация и культурная организация пространства, изучение способов восприятия, организации и использования пространства людьми во время коммуникации.

Человек обычно стремится  к тому, чтобы у него был свой собственный угол, т.е. отдельное  место в доме, квартире, комнате  и даже на службе, как есть у него и любимый стул, стол, одежда, машина и т.п. предметы, которыми он особенно дорожит и которые готов охранять и защищать от внешних посягательств.[24,c.62]

Каждый человек имеет свою собственную  личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения  людей в местах их проживания. И  хотя нас никто не учит тому, насколько  можно приближаться к другому  человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем.

1) Интимная зона (от 15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения.

2) Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Данный тип коммуникативной дистанции предполагает помимо визуального контакта активное включение и использование других сенсорных каналов коммуникации, в частности кожного и обонятельного. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

 

 

 

3) Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Верхний предел соответствует формальным отношениям.

 

4) Публичная зона (свыше  3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия.

Конкретное значение, которые принимают перечисленные пространственно-кинетические переменные находятся в прямой зависимости не только от контекста, в котором происходит взаимодействие людей.

Существуют устойчивые корреляции между психологическим типом  человека, его любимой коммуникативной  дистанцией и соотносительным с  партнёром пространственным положением, а также между текущим эмоциональным  состоянием человека и характеристиками коммуникативного пространства.

Широта движения соотносится с  такими чертами человеческой психики, как интровертность/экстраверность/амбивертность. Интроверт сосредоточено на самом себе, на своих внутренних переживаниях и предпочитает не показывать свои эмоции другим людям. Экстраверт наоборот, любит быть на людях, делится с ними своими мыслями и чувствами, выставлять себя на обозрения другим; амбиверт занимает промежуточное положение между данными психотипами, обладая качествами и интроверта и экстраверта. От интроверта естественнее ожидать узких движений, соотносимых со скромностью, сомнением, осторожностью, неуверенностью в себе. Широкие движения более типичны для экстраверта, поскольку свидетельствует о бурных чувствах, которыми тот готов поделится с другими людьми. [23,c. 488]

Сенсорика

Сенсорика – представляет собой тип невербальной коммуникации основывающийся на чувственном восприятии. Наряду со всеми сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека, в зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наши общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

а) аускультации – науке  о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;

б) ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.

Особенно большое значение имеют  запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с  человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет.

Все сенсорные факторы действуют  совместно и в результате создают  сенсорную картину той или  иной культуры.[23, c. 326]

Информация о работе Невербальное общение