Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.
Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34
В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:
Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.
Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна.
Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие не нужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров. [21, c. 405]
Основные коммуникативные функции глаз:
Вспышка глаз у людей нередко сопровождается очень быстрым, едва
заметным подъёмом бровей. Это движение служит коммуникативным целям усиленного подчёркивания или быстрого указания на предмет. К более длительным сигналам по сравнению с существующей для глазных жестов нормой относится задерживающийся на ком-то или на чём-то взгляд, мимический жест. Есть ещё взгляд слушающего, который пытается что-то сказать собеседнику, ответить на вопрос, но по какой-то причине не может этого сделать.
В ситуации, когда между коммуникантами возникает напряжённость или неприязнь, контакт глаз уменьшается по сравнению с обычным, что, по-видимому, является попыткой оградить себя от возможных последующих угроз, ссор, оскорблений и т.п. Если один человек долго смотрит на другого, то это обычно вызывает в адресате чувство неловкости и беспокойства, и такой взгляд оценивается как агрессивный. Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.
Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.
В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. [22,c. 179]
Гаптика: касания в коммуникации людей
Касание – это всегда
установление физического
Касания охотно применяют между собой друзья, и человеку обычно не нравится, когда его трогают чужие. В норме человек на публике избегает прикосновений, если, конечно, осознаёт присутствие людей, нам не нравится, когда проявляют «чувство локтя» в транспорте, когда нас касаются в лифте, в очереди, в переполненном помещении. Нормальный человек обычно вынужден совершать много лишних движений и лавировать в людском потоке, чтобы избежать ненужных и неприятных прикосновений. Если же он сам, проходя или пробегая, кого-то задевает, то по нормам этикета ему полагается за это извиниться. Хотя речевой акт извинения в подобной ситуации может и предшествовать касанию, если человек предполагает, что касание неизбежно.
Многие люди испытывают настоятельную
потребность в ощущении прикосновений,
испытывая при этом чувство, подобное
голоду. С недостатком прикосновений
связаны эмоциональные
Жесты приветствий и прощаний,
одобрений и утешений, заключения
договоров и союзов, скрепляемые
рукопожатиями, невербальные выражения
любви – всё включают в себя
касания в качестве важнейшего составного
элемента. Жестовые приветствия и
прощания – это не просто обычаи
и ритуалы, значение которых проявляется
только тогда, когда люди по какой-либо
причине их не исполняют. Невербальные
приветствия служат для открытия
встречи, а невербальные прощания –
для завершения. Это церемонии, которые
люди совершают, чтобы, прикоснувшись
к другому, почувствовать его
и напомнить партнёру, кто они
друг другу и в каком социуме
живут, чтобы снять напряжение от
неожиданной встречи и
На значение и интерпретацию жестовых касаний влияют следующие факторы:
Жестовое касание является прежде всего актом связи, установления контакта с коммуникативным партнёром, а потому на уровне дружеского общения, когда не просто завязаны контакты, а установлены телесные отношения, люди вполне открыты для разнообразного по форме тактильного подтверждения своей близости друг другу. [23, c. 442]
Проксемика: коммуникативное пространство человека
Проксемика – это наука о пространстве коммуникации, или коммуникативном пространстве, это наука о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как его обживает и использует. Предметом проксемики является невербальная концептуализация и культурная организация пространства, изучение способов восприятия, организации и использования пространства людьми во время коммуникации.
Человек обычно стремится
к тому, чтобы у него был свой
собственный угол, т.е. отдельное
место в доме, квартире, комнате
и даже на службе, как есть у него
и любимый стул, стол, одежда, машина
и т.п. предметы, которыми он особенно
дорожит и которые готов
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем.
1) Интимная зона (от 15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения.
2) Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Данный тип коммуникативной дистанции предполагает помимо визуального контакта активное включение и использование других сенсорных каналов коммуникации, в частности кожного и обонятельного. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3) Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Верхний предел соответствует формальным отношениям.
4) Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия.
Конкретное значение, которые принимают перечисленные пространственно-кинетические переменные находятся в прямой зависимости не только от контекста, в котором происходит взаимодействие людей.
Существуют устойчивые корреляции
между психологическим типом
человека, его любимой коммуникативной
дистанцией и соотносительным с
партнёром пространственным положением,
а также между текущим
Широта движения соотносится с
такими чертами человеческой психики,
как интровертность/
Сенсорика
Сенсорика – представляет собой тип невербальной коммуникации основывающийся на чувственном восприятии. Наряду со всеми сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека, в зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наши общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.
а) аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;
б) ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.
Особенно большое значение имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет.
Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры.[23, c. 326]