Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

Тон речи регулирует актуальный диалог. Внутренняя, органическая сложность  человеческого общения может  оказаться легко преодолимой, если в разговоре сразу же взять  правильный тон, или задать верный тон, т. е. «тон, соответствующий содержанию диалога, стилю или коммуникативным  намерениям говорящего». Неверный тон, как правило, приводит к провалу  коммуникации.

В разговоре люди обращают внимание и на то, что говорится, и на то, как это говорится, однако делают это в разных ситуациях  по-разному – иногда для них  имеет больший вес тон сообщения, иногда его содержание. Если говорящий  передаёт сообщение, в котором слова  и тон находятся в противоречии друг с другом, а тон неубедительный, то он почти не оказывает влияния  на интерпретацию сообщения. Напротив, непринуждённая, естественная и убедительная голосовая игра заставляет адресата поверить именно тону, несмотря на все  слова, которые в действительности произносит говорящий.

Тон является языковым оператором, переводящим один речевой акт в другой, одни чувства в другие, и тем самым представляет собой своеобразный канал передачи эмоциональных ощущений и отношений от одного человека к другому в ходе коммуникативного акта. Говорящий всегда выбирает тон осознанно и намеренно, в отличие от интонации и голоса, которые говорящему часто не подконтрольны. Так, спокойный и уверенный тон человека, скажем врача, может вполне благотворно действовать на пациента, несмотря на тревожащую для него информацию. Напротив, нотки тревоги, услышанные в голосе, могут привести к тому, что высказывание, которое первоначально было задумано говорящим как сообщение, на первый взгляд совершенно нейтральное по смыслу, заставит адресата почувствовать себя неуютно. Адресат начинает интерпретировать данное высказывание как предупреждение, совет или угрозу, т.е. как всё, что угодно, но только не как простое сообщение.[15, c. 263]

 

 Кинесика

Кинесика – в широком смысле слова – это наука о языке тела и его частей. В более узком понимании, кинесика – учение о жестах, прежде всего о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения.

При таком понимании кинесики, из объектов её изучения исключаются искусственные жестовые языки, в первую очередь созданные для глухонемых, также мимический язык (язык пантомимы), жестовые языки сравнительно узких социальных групп, ритуальные языки жестов, профессиональные жестовые языки и диалекты. Причина, по которой все подобные специальные языки и диалекты остаются за пределами кинесики, очевидна: сфера их применения, в отличие от рассматриваемых в кинесике обычных языков тела, весьма узкая и ограничена чётко очерченными социокультурными и ситуативными контекстами.

Люди общаются между собой  не только с помощью слов, но и  посредством телесных движений. Каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер, положение или рост, при определённых условиях передаёт некоторое значение. Даже неисполнение жеста, например, когда  человек сдерживает проявление на лице своих подлинных чувств радости  или горя – мы часто говорим  в подобных случаях, что по лицу человека ничего не видно или что у него непроницаемое лицо, - может оказаться  столь же значимым, сколь смех или  слёзы. Возраст, род занятий, жизненные  радости и невзгоды, чувства и  мысли – всё оставляет «следы»  на человеческом теле и находит своё отражение в невербальном поведении  человека.

Между жестовыми и естественными  языками наблюдается определённое сходство. Параллельное существование  и взаимодействие языка тела и  языка слов в коммуникативном  акте возможно в силу того, что глубинные  процессы, лежащие в основании  невербальной и вербальной деятельности человека, по всей видимости, в существенных отношениях аналогичны:

(а) в определённых условиях  смысл может выражаться только жестами (смысл «молчи» и жест «прижать палец к губам»), только словами или параязыковыми единицами или комбинацией тех и других знаков.

(б) жесты образуют лексикон  языка тела, точно так же, как  лексические единицы составляют  словарь естественного языка.  При помощи жестов, как и при  помощи слов, можно выражать мысли  и чувства, передавать идеи  и эмоции.

(в) аналогично словам  и более крупным единицам языка,  жесты способны выступать в  разных контекстах и играть  разные роли в коммуникативном  акте.

(г) жестовое поведение  людей, как и речевое, меняется  в пространстве, во времени, а  также под действием изменяющихся  социоэкономических и культурных условий.

(д) многие жесты данного  языка тела допускают перевод  и на соответствующий вербальный  язык, и на другой, «иностранный»  жестовый язык, при чём проблемы перевода, связанные с жестовыми языками, примерно те же, что и проблемы, касающиеся перевода с одного естественного языка на другой. [16, c. 179]

Необходимо разграничивать жесты и физиологические, чисто  утилитарные движения человеческого  тела, которые ни коим образом не являются жестами. Улыбка, сморкание и чихание – это всё действия, которые осуществляются людьми разных национальностей и культур, однако сморканье и чиханье, в отличие от обычной улыбки, - это физиологические движения, а не жесты.

Жест, как и всякий знак, имеет и означающее и означаемое, при чём связь между ними в большинстве случаев носит условный характер. Поэтому движениями, а не жестами являются, например, вращение головой из стороны в сторону, когда натирает шею тугой воротничок, смена положения ног в случае, когда они затекли от долгого сидения нога на ногу, почёсывание, когда чешется, движения человека, отгоняющего от себя комаров, смахивание крошек со стола и тысячи других. Жесты служат для выражения некоторого, обычно конвенционального, смысла, подлежащего лексикографированию.

А чихание или сморкание  в норме не имеют знаковой или  семиотической функции. Ведь человек  чихает не для того, чтобы выразить или передать какой-то смысл; например, он делает это заведомо не с целью  информировать собеседника о  непорядках в его системе дыхания. И хотя каждая телесная деятельность человека может что-то говорить наблюдателю  о её субъекте или ситуации в целом, это ещё не означает, что её следует  считать знаковой.             [17, c.176]

Очевидно, что по лицам  людей в ничуть не меньшей степени, чем по их словам, можно судить об их актуальном психологическом, и в  частности эмоциональном, состоянии, например, нервничает ли он, удивлены чем-то, сердятся или радуются. Телесные проявления эмоций мы наблюдаем главным образом в мускульной активности отдельных частей лица человека, его рук, ног и головы, в позах, которые человек принимает, в модуляциях голоса и изменении тона, в особом дыхании и др.

Эмоция, обычно обозначаемые в языке эмоциональными глаголами, могут проявляться в акте коммуникаций также и в жестах, доступных внешнему наблюдателю. Когда человек неистовствует или беснуется, он обычно ругается, крутит головой из стороны в сторону, бегает, сжав кулаки, трясет ими, а когда радуется, ликует или торжествует, то улыбается, смеется, танцует, поет, хочет поделиться своей радостью с другими людьми.

Лицо и многие, связанные  с ним мимические жесты и движения, такие как поднимать брови, закрывать  глаза, надуть губы, поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка и некоторые другие, не только соотносятся  с конкретными эмоциями, но и выполняют  определённые коммуникативные и  социальные функции. Лицо и лицевые  выражения имеют те же основные функции, что и жесты рук и ног. Но, прежде всего лицо – это место  симптоматического выражения чувств, внутреннего состояния человека и межличностных отношений, т.е. одной из главных функций лица является 1) эмотивная. Остальные функции лица – это 2) коммуникативная, т.е. передача адресату определённой информации и отражение межличностных отношений, и 3) регулятивная, в частности контактоустанавливающая и контактоподдерживающая функции. В диалоге даже малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными, и на их основе люди часто выносят самые разнообразные по своему характеру суждения о коммуникативном партнёре.[19, c. 167]

В контексте человеческой деятельности, и, прежде всего в акте общения, тело из собственно природной  материи превращается в носителя атрибутов человеческой культуры и  общественных норм. Можно сказать, что  культура воплощается в теле как  в некоем пространстве. Существование  человека в физическом мире в значительной степени обусловлено тем вниманием, которое человек уделяет телу, и разнообразными по своему характеру  телесными действиями, которые он выполняет. Люди в норме свободно владеют своим телом и действуют  им применительно к другим материальным объектам.

Среди эмблематических  знаков особую роль в выражении разнообразных  оценок, в том числе этических, играют позы. Поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека.

По позе можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности  и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям.

Вертикальное, расслабленное и естественное положение  тела создает впечатление уверенности  и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к  другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к  тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится  к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт  с собеседником.

При общении  принято выделять три группы поз:

1) Включение или исключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) Доминирование  или зависимость. Доминирование  проявляется в «нависании» над  партнером, похлопывании его по  плечу, руке на плече собеседника.  Зависимость - взгляд снизу вверх,  сутулость.

3) Противостояние или  гармония. Противостояние проявляется  в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки  на боках. Гармоничная поза  всегда синхронизирована с позой  партнера, открыта и свободна.[18, c.182]

Индивидуальные и социальные взаимоотношения являются одной  из смысловых доминант языка поз. В языке тела позы, существенно  дополняя в смысловом отношении  жесты рук, головы и ног, выражения  лица и игру глаз, обычно обслуживают  такие зоны концептов и смыслов так, как человеческие отношения и эмоции. Особенно много говорят нам позы о содержании и структуре актуального процесса коммуникативного взаимодействия.

Окулесика

Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Физиологи установили, что человеческий глаз уникален: в одной только радужной оболочке глаза можно насчитать порядка 250 характерных признаков, комбинации которых не повторяются даже у близнецов. Свойство и признаки глаз у конкретного человека с течением времени не меняются. Без постороннего вмешательства у человека со временем меняются многие индивидуальные черты: лицо, голос, вес, рост, цвет волос, нос, например, разрез или радужная оболочка глаз остаются неизменными.

Сегодня уже нет ни каких сомнений, в том, что в пределах одной культуры и одного языка жестов выражение глаз тоже неизменно, в том смысле, что имеет в них постоянное значение[16, c.156]

С глаз люди обычно начинают свой день. Просыпаясь и встречаясь со светом, они потирают или протирают  глаза, часто смотрят на себя в  зеркало, не покраснели или не отекли ли глаза, не припухли ли веки. Следует  отметить, что не для одного органа человека не создано столько разных орудий и приспособлений, сколько  для глаз. Прежде всего, нужно назвать  обыкновенные очки: смотреть поверх очков, смотреть из-под очков, вертеть очки в руках. Их особая знаковая роль в  человеческой коммуникации несомненна.

Будучи инструментом, созданы  для коррекции зрения этим самым  продления активной жизни человека, очки давно превратились в культурные знаки, не являясь простым индексом плохого зрения. Очки порождают целый  комплекс значений, приписываемых их владельцу. Описание внешности человека в сочетании с упоминанием очков на его лице, как правило, сопровождаются в текстах непосредственно в указаниях на «ум», «серьезность», «знания», «начитанность», «интеллигентность», человека, а с другой стороны, также на его «наивность», «робость», «рассеянность», «беспомощность» или «неуклюжесть».

С помощью стереотипных моделей  глазного поведения и их невербальных реализаций в коммуникативном акте передаются тысячи молчаливых сообщений. Разговор одного человека с другим под действием глаз может проходить более гладко или более шероховато, а то и вообще прерывается. Например, когда человек с кем-то говорит, то в диалоге очень редко – исключение составляют строго определенные речевые или точнее, семиотические акты – смотрят непосредственно в глаза собеседнику (хотя может смотреть при этом на собеседника). 

Вероятно, это связано  с тем, что трудно одновременно, глядя  в глаза, говорить, т.е. передавать информацию и читать, т.е. считывать информацию с глаз. Психологи давно отметили, что говорящие обычно смотрят на слушающего, когда заканчивают фразу и когда по какой-то причине происходит обрыв фразы или перебой текста. Цель подобных финальных взглядов, достаточно очевидна: увидеть, установлена ли связь со слушающим, понял ли он говорящего, хочет ли он сказать он что-либо, или посмотреть, какова его реакция на сказанное.[20, c. 73]

Информация о работе Невербальное общение