Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.
Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34
Хронемика
Хронемика – это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения.
Исследование хронемики позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную.
При монохронной модели время представляется в виде дороги или ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек предпочитает одновременно заниматься одним делом, а также разделяет время для дела и эмоциональных контактов.
В полихронной модели нет такого строго расписания, человек там может заниматься сразу несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий. [25, c. 103]
Невербальные
сообщения способны передавать обширную
информацию. Во-первых, это информация
о личности коммуникатора. Мы можем
узнать о его темпераменте, эмоциональном
состоянии в момент коммуникации,
выяснить его личностные свойства и
качества, коммуникативную
Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность – не расположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее [26, с. 43].
2.2. Специфика невербального общения
Надо сказать, что с
точки зрения оценки интеллектуальных
человеческих возможностей одновременное
существование в поведении
Это неконтролируемый процесс. Именно поэтому вы можете обратиться к человеку с каким-нибудь заветным вопросом, и он не сразу ответит вам на этот вопрос, а, скажем, ответит через 10 секунд, но уже в первую секунду по тому, покраснел он или нет, по тому, как он на вас смотрит в этот момент, по тому, ежится он или нет, вы уже знаете ответ. И даже если словесный ответ окажется не таким, как первая реакция, вы уже знаете, что он неточен. Известная мысль: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые благородные» — с точки зрения психологии должна была бы звучать так: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые искренние».
Известно, что за день современный
человек произносит около 30 тысяч
слов или приблизительно 3 тысячи слов
в час. Как правило, речевое общение
сопровождается несловесными действиями,
помогающими понять и осмыслить
речевой контекст. Эффективность
любых коммуникативных
Ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, т. е. происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.
Прочтение подобного рода
элементов поведения
Невербальная коммуникация
представляет собой обмен невербальными
сообщениями между людьми, а также
их интерпретацию. Она возможна потому,
что за всеми этими знаками
и символами закреплено определённое
значение, понятное окружающим. Правда,
в случае необходимости им легко
придать смысл, понятный лишь нескольким
посвященным (обычный кашель может
легко стать сигналом, предупреждающим
о появлении определённого
Невербальные сообщения
способны передавать обширную информацию.
Прежде всего, это информация о личности
коммуникатора. Мы можем узнать о
его темпераменте, эмоциональном
состоянии в момент коммуникации,
выяснить его личностные свойства и
качества, коммуникативную
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорей выйти из неё.
Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах:
-Невербальное общение
может дополнять вербальное
-Невербальное поведение
может противоречить
- Невербальные поступки
могут заменять вербальные
-Невербальные действия
могут служить регуляторами
-Невербальное действие
может повторять вербальное
С помощью слов мы получаем
самую разнообразную
Характер и формы выражения
различных средств общения
Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) чётко отделены друг от друга.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддаётся. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия.
Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.[23, c. 56-57]
Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.
Заключение
За последние десятилетия
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
В заключении хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать ряд факторов:
Интерпретация невербальных посланий — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.
Итак, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.