Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что невербальное общение оказывает влияние на межличностные отношения
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть структуру общения;
провести анализ невербальной коммуникаций.
Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Известно,
что мимика, жесты как элементы
невербального поведения
В общении
обязательно будет
Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения.
Рассматривая
известные классификации
В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д.
Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения.
На наш
взгляд, включение в невербальное
поведение личности всех продуктов
ее многообразной деятельности является
расширенным его толкованием. Мы
же понимаем под невербальным поведением
личности социально и биологически
обусловленный способ организации
усвоенных индивидом
Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
• передаем
информацию сознательно или
• выражаем свои эмоции и чувства;
• регулируем ход разговора;
• контролируем и воздействуем на других лиц;
• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
При рассмотрении
связей и отношений между элементами
и подструктурами невербального
поведения мы исходили из его определения,
а также из того факта, что сам
феномен «невербальное
1.2.Основы невербального общения
Невербальная коммуникация
является самой древней формой общения
людей. Исторически невербальные средства
коммуникации развились раньше, чем
язык. Они оказались устойчивыми
и эффективными в своих первоначальных
функциях и не предполагали высокоразвитого
человеческого сознания. Кроме того,
постепенно проявились их преимущества
перед вербальными: они воспринимаются
непосредственно и поэтому
В основе невербальной коммуникации
лежат два источника –
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналом для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.
[8,c. 102]
Другим доказательством
биологической природы
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека – это сигнал о желании поддерживать контакт.
Социальная обусловленность коммуникации присуща не только человеку, но и животным. Было зафиксировано довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе инкультурации и социализации.
Двойная природа невербальной
коммуникации объясняет наличие
универсальных, понятных всем знаков,
а также специфических
На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:
1) поведенческие знаки,
обусловленные
2) намеренные знаки,
3) собственно коммуникативные
знаки: сигналы, передающие
Использование в коммуникации невербальных средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.
[9,c.173]
2. Изучение структуры невербального общения
Наука, изучающая невербальное общение получила название невербальная семиотика. Она состоит из отдельных, но взаимосвязанных дисциплин:
2.1. Дисциплины невербального общения
Паралингвистика
Под паралингвистикой понимается наука, которая составляет отдельный раздел невербальной семиотики и предметом изучения которой является параязык – дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевые коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию.
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т. д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая нам о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т. д. То есть при паравербальной коммуникации информация передаётся через голосовые оттенки, которым в разных языках придаётся разный смысл. Поэтому произнесённое слово никогда не является нейтральным.
То, как мы говорим, иногда важнее самого содержания сообщения. Действие паравербальной коммуникации базируется на использовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно представление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается благодаря тому, что говорящий создаёт общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнёра. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь могут служить следующие характеристики человеческого голоса.[11,c.51]
- Скорость речи. Оживленная,
бойкая манера говорить, быстрый
темп речи свидетельствует об
импульсивности собеседника,
- Громкость. Большая громкость
речи присуща, как правило,
искренним побуждениям либо