Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.

6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по психологии:

Обеспечение психологической  готовности дошкольника к школьному  обучению.

 

 

 

Выполнила: студентка 31 группы ИХО

Чебыкина О. А.

Проверила: доцент кафедры

психологии, к.психол.н. Дикова В. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2012

Содержание

 

Стр.

Введение

3

Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.

 

6

    1. Сущность понятия "готовность к школьному обучению".

6

1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

 

13

Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.

20

2.1 Организация и методы  изучения психологической готовности  к школьному обучению детей  старшего дошкольного возраста.

20

2.2 Методы психологической  коррекции детей, не готовых  к школьному обучению.

22

2.3 Содержание мероприятий,  обеспечивающих дошкольников психической  готовности к обучению в школе.

28

Заключение

32

Список литературы

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Дошкольный возраст –   период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. Особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства  сензитивен для формирования у ребенка  основ коллективистских качеств, а  также гуманного отношения к  другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно  трудно. Это и обуславливает актуальность данной проблемы.

Любое общение с дошкольником, в котором всегда происходит передача каких-то знаний, навыков, манеры поведения, реакции на окружающую среду — это подготовка ребенка к новой самостоятельной жизни. Он копирует родителей при общении и будет использовать эти навыки в дальнейшей, школьной жизни.

Полноценная готовность ребенка  обучению в школе выступает, с  одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного  развития в дошкольный период, а  с другой – как базовый уровень  для освоения школьной программы  и как показатель готовности к  принятию позиции субъекта учебной  деятельности.

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов  нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и  попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство  наиболее крупных исследователей в  области отечественной детской  психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Исследованиями в данном направлении занимались такие авторы как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и другие.  
Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка. 

Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая готовность дошкольников к обучению».

Цель данной курсовой работы: раскрыть проблему психологической готовности дошкольника к обучению в школе и найти способы обеспечения психологической готовности дошкольников.

Объектом исследования – процесс развития психологической готовности к обучению в школе детей

Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу и выяснить особенности  понятия "готовность к школьному обучению".

2.Определить актуальный уровень  готовности старших дошкольников.

3. Разработать комплекс игр,  направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить эффективность предложенного  комплекса игр.

В работе были использованы такие  методы, как: анализ научной литературы, методика изучения психологической готовности, методы количественной и качественной обработки результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней раскрыта сущность понятия "готовность к школьному обучению", а также специфика проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, психологами, родителями в подготовке дошкольников к обучению в школе, а также может помочь правильно  выстроить образовательно-воспитательный процесс.

Гипотеза исследования: предполагается, что специально разработанный и реализованный комплекс мероприятий игрового характера позволит оптимизировать процесс обеспечения психологической готовности детей к обучению в школе. Если своевременно использовать диагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе, это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых для обучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка.

Методы исследования:

- теоретический анализ  литературы.

- опрос (анкетирование);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению.

    1. Сущность понятия "готовность к школьному обучению"

Подготовка детей к  школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая  готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого  аспекта выделяются различные подходы:

а) Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного  возраста определенных изменений и  навыков, необходимых для обучения в школе.

б) Исследования новообразований  и изменений в психике ребенка.

в) Исследования генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Данные исследований физиологов, гигиенистов (НИИ физиологии детей  и подростков) позволили выявить  процентное соотношение "зрелых" и "незрелых" детей в разном возрасте. Так, среди шестилетних  процент "зрелых" составляет 49 %, шести  с половиной лет -- 68, среди семилетних -- 87, семи с половиной лет, восьмилетних -- 98 %. У девочек наибольший прирост  количества "зрелых" отмечен от пяти до пяти с половиной лет и  от пяти с половиной до шести лет. У мальчиков этот прирост смещен на полгода -- от пяти с половиной до шести лет и от шести до шести с половиной лет. Отсюда вывод: возраст ребенка для поступления в школу определяется дифференцированно. Приведенные исследования свидетельствуют: для большинства детей оптимален семилетний возраст.

Готовность к школе  в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному  обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих  видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены  ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых  игр к учебной деятельности [23]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л. Мигеева [31] отмечает, что цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Так, если дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему психическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счета, способов поведения школьного типа. Не востребованность того, чем была богата жизнь в детском саду и в чем, прежде всего, ребенок проявлял себя, а также сужение образовательного содержания (знакомство с природой, историко-географическими представлениями, художественной культурой) - резко снижает познавательные интересы, активность, инициативность, обедняет общий кругозор. Так в классе появляются успевающие и неуспевающие ученики и, соответственно, "хорошие" и "плохие" дети. Так нарушаются межличностные взаимоотношения, как в группе, так и между детьми и родителями [32, с. 158].

В.Т. Кудрявцев отмечает: "Налицо парадокс: в стенах детского сада из ребенка стремятся вылепить маленького школяра, проживающего и  переживающего эрзац-форму дошкольного  детства, после чего в коридорах  начальной школы пытаются, как  бы заново вернуть его к формам дошкольной жизни, ставшей уже тесной ребенку. Кстати, на начальной школьной ступени используются не реальные достижения, а скорее издержки дошкольного этапа  развития. Этим и объясняется, например, тот факт, что достигнутый дошкольником уровень развития воображения (как, впрочем, весь его креативный потенциал) начальной школой почти не востребуется. Точнее, накопленный дошкольником опыт творчества чаще отторгается ею".

Традиционно выделяются три аспекта  школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью  понимается дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость. Интеллектуальная зрелость включает выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в  основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень  привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.

Также следует учитывать физическую готовность. Чтобы ребёнок не отставал в классе от остальных своих сверстников  важно знать состояние здоровья, развития двигательных навыков и  качеств, особенности тонких моторных координации, физической и умственной работоспособности.

Большая роль отводится мотивации  учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или  не готов ребёнок учиться в  школе. Даже если всё в порядке  с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать  с другими детьми и взрослыми  людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что  он полностью готов к обучению в школе.

Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению