Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа
Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.
6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская
Кафедра психологии
Курсовая работа по психологии:
Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
Выполнила: студентка 31 группы ИХО
Чебыкина О. А.
Проверила: доцент кафедры
психологии, к.психол.н. Дикова В. В.
Нижний Тагил
2012
Содержание
Стр. | |
Введение |
3 |
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению. |
6 |
|
6 |
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе. |
13 |
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению. |
20 |
2.1 Организация и методы
изучения психологической |
20 |
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению. |
22 |
2.3 Содержание мероприятий,
обеспечивающих дошкольников |
28 |
Заключение |
32 |
Список литературы |
36 |
Введение
Дошкольный возраст – период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. Особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Это и обуславливает актуальность данной проблемы.
Любое общение с дошкольником, в котором всегда происходит передача каких-то знаний, навыков, манеры поведения, реакции на окружающую среду — это подготовка ребенка к новой самостоятельной жизни. Он копирует родителей при общении и будет использовать эти навыки в дальнейшей, школьной жизни.
Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
В нашей стране изучение
этой проблемы имеет долгую историю.
Начиная с двадцатых годов
нашего века, она становилась предметом,
как специального обучения, так и
попутного рассмотрения в ходе исследования
смежных вопросов. Можно с полным
основанием сказать, что большинство
наиболее крупных исследователей в
области отечественной детской
психологии и дошкольной педагогики,
так или иначе, затрагивали проблему
готовности к школьному обучению, что
обусловлено органичной связью данного
феномена с общим ходом физиологического,
психологического, социально-личностного
развития ребенка дошкольного возраста
и его индивидуальных особенностей. Исследованиями
в данном направлении занимались такие
авторы как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина,
И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская,
В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова,
Е.О. Смирнова и другие.
Вместе с тем интерес к данной проблеме
не угасает, происходит все более глубокая
ее разработка.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая готовность дошкольников к обучению».
Цель данной курсовой работы: раскрыть проблему психологической готовности дошкольника к обучению в школе и найти способы обеспечения психологической готовности дошкольников.
Объектом исследования – процесс развития психологической готовности к обучению в школе детей
Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-
2.Определить актуальный
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность
В работе были использованы такие методы, как: анализ научной литературы, методика изучения психологической готовности, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней раскрыта сущность понятия "готовность к школьному обучению", а также специфика проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что данная работа
может быть использована воспитателями,
психологами, родителями в подготовке
дошкольников к обучению в школе,
а также может помочь правильно
выстроить образовательно-
Гипотеза исследования: предполагается, что специально разработанный и реализованный комплекс мероприятий игрового характера позволит оптимизировать процесс обеспечения психологической готовности детей к обучению в школе. Если своевременно использовать диагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе, это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых для обучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы.
- опрос (анкетирование);
Глава I. Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
а) Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
б) Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
в) Исследования генезиса отдельных
компонентов учебной
Данные исследований физиологов, гигиенистов (НИИ физиологии детей и подростков) позволили выявить процентное соотношение "зрелых" и "незрелых" детей в разном возрасте. Так, среди шестилетних процент "зрелых" составляет 49 %, шести с половиной лет -- 68, среди семилетних -- 87, семи с половиной лет, восьмилетних -- 98 %. У девочек наибольший прирост количества "зрелых" отмечен от пяти до пяти с половиной лет и от пяти с половиной до шести лет. У мальчиков этот прирост смещен на полгода -- от пяти с половиной до шести лет и от шести до шести с половиной лет. Отсюда вывод: возраст ребенка для поступления в школу определяется дифференцированно. Приведенные исследования свидетельствуют: для большинства детей оптимален семилетний возраст.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности [23]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Л. Мигеева [31] отмечает, что цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Так, если дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему психическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счета, способов поведения школьного типа. Не востребованность того, чем была богата жизнь в детском саду и в чем, прежде всего, ребенок проявлял себя, а также сужение образовательного содержания (знакомство с природой, историко-географическими представлениями, художественной культурой) - резко снижает познавательные интересы, активность, инициативность, обедняет общий кругозор. Так в классе появляются успевающие и неуспевающие ученики и, соответственно, "хорошие" и "плохие" дети. Так нарушаются межличностные взаимоотношения, как в группе, так и между детьми и родителями [32, с. 158].
В.Т. Кудрявцев отмечает:
"Налицо парадокс: в стенах детского
сада из ребенка стремятся вылепить
маленького школяра, проживающего и
переживающего эрзац-форму
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость. Интеллектуальная зрелость включает выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.
Также следует учитывать физическую
готовность. Чтобы ребёнок не отставал
в классе от остальных своих сверстников
важно знать состояние
Большая роль отводится мотивации
учения. Отношение ребёнка к обучению
в школе наряду с другими психологическими
признаками готовности составляет основу
для заключения о том, готов или
не готов ребёнок учиться в
школе. Даже если всё в порядке
с его познавательными
Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению