Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.

6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.26 Кб (Скачать файл)

На протяжении всей коррекционной  работы необходимо участие родителей. Родителей необходимо обучать играть с ребенком дома, чтобы указанные  приемы закреплялись и использовались ребенком в повседневной жизни.

Проблема психологической  готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения  ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с  одной стороны, определение целей  и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и  обучения детей в школе.

Задачи комплекса формирующих  мероприятий:

1)Обеспечить положительный  настрой и интерес ребенка  к школе

2)Развивать познавательную  активность ребенка

3)Формировать навыки волевого  поведения и совместной деятельности  через подчинение правилам.

Для формирования положительного отношения к школе использовались следующие упражнения: "Первоклассник", "Лесная школа", "Школа наоборот", "Бег ассоциаций", "Изображение  предметов".

Для развития познавательных интересов, которые являются мотивами познавательной деятельности, посредством активизации памяти, внимания, мышления, воображения использовались следующие упражнения: "Пары слов", "Шалтай-болтай", "Собери картинку", "Ищи безостановочно", "Волшебное яйцо", "Маленькие обезьянки", "Бывает - не бывает".

Для развития интереса к  взаимодействию со сверстниками использовались следующие упражнения: "Бип", "Маленькие обезьянки", "Путаница", "Зеркало".

2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.

Игра "Школа наоборот".

Цель: формирование положительного отношения к школе

Ребенок играет учителя, взрослый -- нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

Учитель: - А теперь мы нарисуем солнце...

Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!

Учитель: - Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?

Ученик: - Зеленое!

Учитель: - Молодец! А круглое или квадратное?

Ученик: - Продолговатое!

Учитель: - Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) - молодец, вместо солнца - огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку - двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?

Примечание. Важно, чтобы  ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать  отказ выполнять задание, любые  попытки непослушания на уроке - при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

Игра. "Лесная школа".

Цель: формирование положительного отношения к школе

Лучше, если есть возможность  собрать небольшую группу из двух-трех-четырех  человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) - мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: "Здравствуйте дети! Меня зовут Сова - Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня - очень обижаюсь. А вас как зовут?" Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: "Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так - кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?" Продолжают знакомство - каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая "звериное" приветствие.

Сова: "Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее" - они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. "А теперь давайте договоримся о самом главном слове - оно должно быть всем понятно, это слово "мир". На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово".

Далее моделируются любые  школьные предметы. Например, естествознание. Сова: "Кто знает, сколько длится ночь?" Белка: "Мы спим пять часов!" Медведь: "Мы спим четыре месяца!" Сова: "Вот и неправильно! Что  же такое ночь? Каждый знает, что ночь - это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?" - обращается к тому, кто еще не отвечал, например, к зайцу, и т. д.

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции "своей" зверушки, но постепенно понимать, что "правильным" считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к  товарищам и апеллировать к мнению родителей ("А мама сказала, что  медвежатам вредно ночью бегать и  охотиться!"). Используйте вместо отметок призы - листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра "Лесная школа" - удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.

Игра "Первоклассник"

Цель: формирование положительного отношения к школе

На столе у взрослого  лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок - считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

Игра "Бег ассоциаций"

Цель: формирование положительного отношения к школе

Ход: Дети делятся на 2 группы. Взрослый задает вопрос: "Какие слова  приходят на ум, когда я говорю слово "школа"? Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии "школа".

Игра "Изображение предметов"

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами  изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал - становится ведущим.

Игра "Пары слов"

Цель - развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, булка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река - мост. Затем взрослый говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Взрослый объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

Физкультминутка "Шалтай-болтай"

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки

свободно болтаются как  у тряпочной куклы на слова

"свалился во сне"  резко наклоняют корпус тела  вниз.

Взрослый показывает пример, дети повторяют.

"Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне"

Игра "Собери картинку"

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, взрослый при необходимости  помогает. Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

Игра "Волшебное яйцо"

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится  на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился  новый предмет. В конце занятия  можно организовать выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

Игра "Маленькие обезьянки"

Цель: развитие внимания, навыков  общения.

Ход: каждый из стоящих в  ряду детей (3-6 чел) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные  стоят спокойно.

Игра "Бип"

Цель: раскрытие групповых  отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами  ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком  сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит "Бип".

Игра "Путаница"

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий "распутывает", не разжимая детей.

Игра "Зеркало"

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят  друг на друга и повторяют движения.

Игра "Бывает - не бывает"

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Взрослый говорит предложения. Если это бывает - дети хлопают в  ладоши, не бывает - топают ногами. "Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка  по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик  девочку рисует".

Игра "Ищи безостановочно"

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть  вокруг себя как можно больше предметов  одного и того же цвета (размера, формы).

 

Заключение

Готовность к школе - понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе.

Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие  критерии невозможны. Школы различаются  между собой и по программам, и  по методам обучения. Понятно, что  готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому.

Проверка готовности в  этих условиях становится даже еще  более важной, чем при единообразной  школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее  стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему "среднему" ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Таким образом, под готовностью к обучению мы понимаем сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Несмотря на различия в  подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым  в настоящее время оценивают  степень готовности ребенка к  школе. Меняют лишь нормы, то есть требуемый  уровень развития определенных психологических  качеств, но не сами эти качества. К  ним относятся:

1) Развитие наглядно-образного  мышления, служащего основой для  последующего полноценного развития  логического мышления, овладения  учебным материалом.

2) Развитие произвольности  и организации действий, умения  ориентироваться на систему условий  задачи, преодолевая отвлекающее  влияние побочных факторов.

3) Умение ориентироваться  на указания учителя, обращенные  к классу в целом, способность  внимательно слушать и точно  выполнять эти указания.

Разработанный и реализованный  комплекс мероприятий игрового характера, был направлен на то что бы;

1)Обеспечить положительный  настрой и интерес ребенка  к школе

2)Развивать познавательную  активность ребенка

3)Формировать навыки волевого  поведения и совместной деятельности  через подчинение правилам

Однако опыт нашей жизни  в последние годы дает совершенно иные примеры работы при подготовке детей к школе. В основном это  три-четыре занятия продолжительностью 20-30 минут и чаще всего во вторую половину дня. В большинстве случаев  фронтальная работа ведется без  учета индивидуальных особенностей по единой программе в соответствии с требованиями конкретного ДОУ  или даже отдельного воспитателя. Программа  включает основы письма (или курсивное  письмо), чтение (причем считается достижением  определенная скорость), начала математики, кое-где иностранный язык. Дети, у  которых есть трудности в произношении, иногда занимаются с логопедом. Такая  подготовка не снимает проблем, которые  могут возникнуть у ребенка в  школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватности задач, которые  ставятся перед дошкольником. "Готовность" становится ключевой проблемой, от решения  которой во многом зависит перспектива  развития школы, альтернативного обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Существующие методики диагностики "готовности" к школе  классифицируют преимущественно внешние  проявления и отдельные симптомы без учёта индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального  состояния. Почти никогда не выделяется глубинная, причина, не разделяются  первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется  симптомам. Попытки выделить количественные характеристики качественных новообразований в функциональном развитии ребенка необходимы. Однако они не могут быть абсолютными, так как нельзя не учитывать индивидуальные особенности биологического развития и особенности биологического возраста. Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Любой педагог знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно придуманные методы и игровые приемы. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам воспитанников. Педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению