Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа
Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.
6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы
На протяжении всей коррекционной работы необходимо участие родителей. Родителей необходимо обучать играть с ребенком дома, чтобы указанные приемы закреплялись и использовались ребенком в повседневной жизни.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Задачи комплекса формирующих мероприятий:
1)Обеспечить положительный настрой и интерес ребенка к школе
2)Развивать познавательную активность ребенка
3)Формировать навыки волевого
поведения и совместной
Для формирования положительного
отношения к школе
Для развития познавательных интересов, которые являются мотивами познавательной деятельности, посредством активизации памяти, внимания, мышления, воображения использовались следующие упражнения: "Пары слов", "Шалтай-болтай", "Собери картинку", "Ищи безостановочно", "Волшебное яйцо", "Маленькие обезьянки", "Бывает - не бывает".
Для развития интереса к взаимодействию со сверстниками использовались следующие упражнения: "Бип", "Маленькие обезьянки", "Путаница", "Зеркало".
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
Игра "Школа наоборот".
Цель: формирование положительного отношения к школе
Ребенок играет учителя, взрослый -- нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:
Учитель: - А теперь мы нарисуем солнце...
Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!
Учитель: - Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: - Зеленое!
Учитель: - Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: - Продолговатое!
Учитель: - Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) - молодец, вместо солнца - огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку - двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?
Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке - при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
Игра. "Лесная школа".
Цель: формирование положительного отношения к школе
Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) - мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: "Здравствуйте дети! Меня зовут Сова - Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня - очень обижаюсь. А вас как зовут?" Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: "Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так - кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?" Продолжают знакомство - каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая "звериное" приветствие.
Сова: "Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее" - они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. "А теперь давайте договоримся о самом главном слове - оно должно быть всем понятно, это слово "мир". На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово".
Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: "Кто знает, сколько длится ночь?" Белка: "Мы спим пять часов!" Медведь: "Мы спим четыре месяца!" Сова: "Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь - это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?" - обращается к тому, кто еще не отвечал, например, к зайцу, и т. д.
На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции "своей" зверушки, но постепенно понимать, что "правильным" считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей ("А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!"). Используйте вместо отметок призы - листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра "Лесная школа" - удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.
Игра "Первоклассник"
Цель: формирование положительного отношения к школе
На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок - считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.
Игра "Бег ассоциаций"
Цель: формирование положительного отношения к школе
Ход: Дети делятся на 2 группы. Взрослый задает вопрос: "Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово "школа"? Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии "школа".
Игра "Изображение предметов"
Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал - становится ведущим.
Игра "Пары слов"
Цель - развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, булка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река - мост. Затем взрослый говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Взрослый объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
Физкультминутка "Шалтай-болтай"
Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.
Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки
свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова
"свалился во сне" резко наклоняют корпус тела вниз.
Взрослый показывает пример, дети повторяют.
"Шалтай-болтай
сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне"
Игра "Собери картинку"
Цель: развитие мышления.
Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, взрослый при необходимости помогает. Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.
Игра "Волшебное яйцо"
Цель: развитие воображения.
Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.
Игра "Маленькие обезьянки"
Цель: развитие внимания, навыков общения.
Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.
Игра "Бип"
Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.
Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит "Бип".
Игра "Путаница"
Цель: развитие навыка совместной деятельности.
Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий "распутывает", не разжимая детей.
Игра "Зеркало"
Цель: развитие навыка работы в парах
Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.
Игра "Бывает - не бывает"
Цель: развитие воображения, внимания.
Ход: Взрослый говорит предложения. Если это бывает - дети хлопают в ладоши, не бывает - топают ногами. "Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует".
Игра "Ищи безостановочно"
Цель: развитие внимания.
Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).
Заключение
Готовность к школе - понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе.
Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому.
Проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему "среднему" ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.
Таким образом, под готовностью к обучению мы понимаем сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе. Меняют лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:
1) Развитие наглядно-образного
мышления, служащего основой для
последующего полноценного
2) Развитие произвольности
и организации действий, умения
ориентироваться на систему
3) Умение ориентироваться
на указания учителя,
Разработанный и реализованный комплекс мероприятий игрового характера, был направлен на то что бы;
1)Обеспечить положительный настрой и интерес ребенка к школе
2)Развивать познавательную активность ребенка
3)Формировать навыки волевого
поведения и совместной
Однако опыт нашей жизни
в последние годы дает совершенно
иные примеры работы при подготовке
детей к школе. В основном это
три-четыре занятия продолжительностью
20-30 минут и чаще всего во вторую
половину дня. В большинстве случаев
фронтальная работа ведется без
учета индивидуальных особенностей
по единой программе в соответствии
с требованиями конкретного ДОУ
или даже отдельного воспитателя. Программа
включает основы письма (или курсивное
письмо), чтение (причем считается достижением
определенная скорость), начала математики,
кое-где иностранный язык. Дети, у
которых есть трудности в произношении,
иногда занимаются с логопедом. Такая
подготовка не снимает проблем, которые
могут возникнуть у ребенка в
школе, а наоборот, может сформировать
новые проблемы из-за нерациональной
организации занятий, несоответствия
требований, неадекватности задач, которые
ставятся перед дошкольником. "Готовность"
становится ключевой проблемой, от решения
которой во многом зависит перспектива
развития школы, альтернативного обучения,
индивидуализации и дифференциации
учебного процесса. Существующие методики
диагностики "готовности" к школе
классифицируют преимущественно внешние
проявления и отдельные симптомы
без учёта индивидуального
Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению