Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа
Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.
6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы
У детей шести – семи лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор нужных предметов. Ролевые отношения первые отражают отношение к сюжету и роли - конкретные проявления персонажей. Реальные отношения выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли, позволяя договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуясь в игровых ремарках: «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.
Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. Игру ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание. Для старших дошкольников важно соблюдение правил в игре. На этом этапе детей интересует не просто роль, но и реалистичность её выполнения. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала, к соблюдению правил в игре.
Этап игр с правилами связан с выделением ребенком скрытых в отношениях между людьми задач и правил человеческих действий и сдвигом мотива игры с процесса на результат. На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования. Третий способ построения игры – сложение сюжета, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных. Дети шести - семи лет способны играть одну игру в течение нескольких дней, что позволяет взрослому изучить учебный материал более подробно или хорошо его закрепить.
Тематика игр также меняется со временем. Д.Б. Эльконин говорит о двух тематических группах игр:
По мере усложнения
и расширения опыта ребенка изменяется
и мотивация игровой
Но игра – хотя и важнейшая, но не единственная деятельность, которую осваивает дошкольник.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке и т.д.
Ребёнок должен заниматься чтением, письмом, рукоделием, рисованием, лепкой из пластилина. Мелкие движения пальцев рук способствуют развитию коры головного мозга и становлению речи.
Для подготовки старших дошкольников к школе, а частности, к письменным навыкам, были придуманы особые тетрадки, в которых уже нарисованы начертания букв алфавита или частичных элементы букв, являющиеся письменными «идеальными» образцами. Такие тетради ускоряют способность к правильному написанию букв.
Но не следует сильно нагружать ребенка такой деятельностью, заставлять его долгое время выписывать палочки, значки и крючки, добиваясь от малыша немедленного каллиграфического начертания.
Кисти рук ребенка достаточно быстро утомляются, вплоть до появления спазмированности мышц кисти. При таком развитии событий, вместо навыков красивого письма можно нанести, наоборот, серьезный вред.
Необходимо каждые пять минут таких
занятий прерываться, и выполнять
небольшую специальную
Стихотворение для гимнастики кистей рук:
Мы писали, мы
писали.
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Кстати, для развития памяти ребенка
необыкновенно полезным является разучивание
детских стихотворений или
Если вместе с ребенком вспомнить и пересказать интересную сказку, историю, которую только что прочитали — то поспособствуем развитию речи ребенка.
Для совершенствования навыков мыслительной деятельности очень полезно показать ребенку картинку из детской книжки и попросить придумать по ней рассказ или историю. Таким образом мы усиливаем способности малыша к обобщению, к логическому и образному мышлению, к умению делать выводы.
При контакте с ребёнком важно уважать его, потому что только понимание взрослым важности и значимости, волнующих ребенка вопросов обеспечивает достаточную вовлеченность старшего партнера в сотрудничество с ребенком, помогая ему достичь цели.
Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, показатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления)
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающих последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие:
а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь;
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.
Серии картинок могут быть по содержанию разной степени сложности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Таким образом, интеллектуальная
готовность ребенка характеризуется
созреванием аналитических
В настоящее время появились новые программы и методики ("Радуга", "Развитие", развивающие системы В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и др.), однако, они в основном разрабатываются отдельно для детского сада и начальной школы.
Кроме того, в большинстве программ для детей дошкольного возраста акцент делается на полноценное развитие личности ребенка, раскрытие его особенных, уникальных способностей, а содержание обучения в начальной школе продолжает ориентироваться, прежде всего, на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. В результате проблемы воспитания и развития личности отходят на второй план, направляя педагогический процесс на "приведение" возможностей детей к некой единой норме.
В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество. По определению мотив -- это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые "запускают" (побуждают) и направляют активность человека. В том случае, когда деятельность побуждается внешними факторами, например указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения и деятельности.
Задача взрослого в данной ситуации - усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив (так, в рассмотренном примере мама может предложить ребенку записать передачу на видеомагнитофон и посмотреть ее после выполнения задания; можно предложить прочитать вместе книгу, по которой поставлен фильм, или просто рассказать, чем закончится история).
Для того чтобы взрослый
(педагог, родитель) мог правильно
понять поведение и действия ребенка
и управлять ими, ему необходимо
знать, какие мотивы доминируют в
данной ситуации, формировать и поддерживать
те из них, которые обеспечивают высокий
уровень эффективности
В структуре мотивов, так
или иначе определяющих отношение
будущих первоклассников к
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление
получить высокую оценку
- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель");
- внешние по отношению к школе и учению мотивы ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
- игровой мотив, неадекватно
перенесенный в учебную
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
При недостаточном развитии
мышления, памяти, мелкой моторики и
др., даже при ответственном отношении
к учебе, возникают трудности
в усвоении материала. В этом случае
велика вероятность появления таких
негативных особенностей личности, как
заниженная самооценка, неуверенность
в себе, раздражительность; повышается
уровень тревожности, интерес к
школе падает, ребенок быстро устает,
возникают конфликты с
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей
правильных представлений о
2. формирование положительного
эмоционального отношения к
3. формирование опыта учебной деятельности [9, с. 50].
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
В формировании у дошкольника
мотивов учения и собственно учебных
мотивов решающую роль играет семья,
так как основные человеческие потребности,
прежде всего социальные и познавательные,
закладываются и активно
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
1. Как тебя зовут? (Называние
фамилии вместо имени не
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению