Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:45, курсовая работа
Предметом исследования – определение эффективности комплекса мероприятий игрового характера для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить особенности понятия "готовность к школьному обучению".
2.Определить актуальный уровень готовности старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр, направленных на обеспечение психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.
6
Сущность понятия "готовность к школьному обучению".
6
1.2 Обеспечение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
13
Глава II. Исследование психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
20
2.1 Организация и методы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
20
2.2 Методы психологической коррекции детей, не готовых к школьному обучению.
22
2.3 Содержание мероприятий, обеспечивающих дошкольников психической готовности к обучению в школе.
28
Заключение
32
Список литературы
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
7. Каких животных ты
знаешь? Какие из них дикие
и какие домашние? (Правильным
считается тот ответ, в
8. В какое время года
появляются, и в какое время
года опадают листья с
9. Как называется то
время дня, когда ты
10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.
(Правильный ответ - тот,
в котором перечислены не
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
2) Тест для оценки словесно-
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..
10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов.
3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)
Проверяется умение действовать строго по инструкции.
Предложите ребенку поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.
Диктант 1. Пробный тест (не оценивается).
Одна клеточка вверх, одна вправо, одна клеточка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, од на вниз, одна вправо... Теперь продолжай рисовать дальше точно так же.
Диктант 2. Поставь карандаш на точку, начинай чертить: одна клетка вверх, две клетки вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, две вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо... дальше продолжай рисовать сам.
Диктант 3. Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: три клетки вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, три вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, три вверх... дальше продолжай сам.
Оценка полученных результатов:
1. Хороший уровень: безошибочный
диктант в двух вариантах и
самостоятельное продолжение
2. Средний уровень: 1-2 ошибки.
3. Низкий уровень: три и более ошибок.
4) Восприятие цвета
Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.
В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:
1 цвет - 14 %
2 цвета - 28 % (низкий уровень)
3 цвета - 43 %
4 цвета - 57 % (средний уровень)
5 цветов - 71 %
6 цветов - 86 %
7 цветов - 100 % (высокий уровень)
5) Концентрация внимания
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением «путаницы» и назвать предметы, изображенные на листе. Оценивается количество названных предметов. Максимально возможное количество набранных ребенком баллов - 6.
6) Произвольное внимание
Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
Ребенку предлагается скопировать рисунок домика. Оценивается точность изображения.
Ошибки:
Отсутствие какой-либо детали рисунка.
Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.
Неправильно изображенный элемент рисунка.
Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.
7) Воображение
Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.
10 баллов - ребенок придумал
и нарисовал нечто
8-9 баллов - ребенок придумал
и нарисовал что-то достаточно
оригинальное, с фантазией, эмоциональное
и красочное, хотя изображение
не является совершенно новым.
Детали картины проработаны
5-7 баллов - ребенок придумал
и нарисовал нечто такое, что
в целом является не новым,
но несет в себе явные
3-4 балла - ребенок нарисовал
нечто очень простое,
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
5-7 баллов - средний.
3-4 балла - низкий.
0-2 балла - очень низкий.
8) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Тест состоит из трех заданий:
рисование мужской фигуры по представлению,
подражание письменным буквам,
срисовывание группы точек.
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению.
При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.
Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Тест «Школьной зрелости» часто используется для ориентировочной оценки уровня развития.
1-е задание дает возможность
выявить зависимость между
2-е и 3-е задания связаны
с уровнем развития у ребенка
способности к определенному
поведению (он должен проявить
волевое усилие, выполнить инструкцию
в малопривлекательной работе
в течение необходимого
Оценка полученных результатов:
Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» - 6-9 баллов.
«Незрелыми» - 10 и более баллов.
9) Отношение ребенка к обучению в школе
Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
2.2 Методы психологической коррекции развития детей, не готовых к школьному обучению.
Поскольку все компоненты психологической
готовности детей к обучению в
школе, несмотря на их разнообразие, в
совокупности характеризует единое
целое - психологическое
Кроме этого, любые виды игры оказывают на развитие ребенка многостороннее действие, поэтому необходимо выделить именно тот аспект в игре, который прямо и непосредственно связан с соответствующим компонентом психологической готовности детей к обучению в школе.
Для этого в играх с
ними нужно использовать приемы, которые
помогают ребенку увидеть условность
в позиции взрослого и
Особое место занимает сюжетно-ролевая игра. Она предполагает определенный сюжет и содержание, которые задаются и проигрываются разнообразными взаимосвязанными ролями: врач - пациент, учитель - ученик. Когда ребенок освоит роли с противоположным содержанием, он должен учиться согласовывать роли с одинаковой направленностью (врач - медсестра, ученики между собой).
Когда ребенок исполняет роль воспитателя и особенно учителя, важно, чтобы он обращал внимание не на форму, а на содержание (придумывать самостоятельно задачи и проверять правильность, сравнивая свое решение с решением другого ребенка или взрослого). В игре ребенка выделено особо - форма и содержание - является с одной стороны, показателем развития игровой деятельности, а с другой стороны - критерием уровня развития произвольности в общении со взрослым.
Развитию умения действовать
по инструкции и выстраивать учебное
действие способствуют игры с правилами.
Необходимо, чтобы ребенок получил
большой опыт участия в этих играх.
В игре с правилами есть два
рода отношений - отношения с содержанием
дополнительности, соревнования, противопоставлениями
(как правило, это отношения между
двумя командами) и отношения
помощи, поддержки, совместного движения
в одном направлении внутри команды.
Для ребенка важны оба
Ещё одно направление коррекционной
работы связано с необходимостью
формировать у ребенка
Режиссерская игра - это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, его постановщиком и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть на себя и других со стороны. Хорошим способом обучения режиссерской игре является игра - драматизация. Самое главное в ней умение создавать сюжет, соединять по смыслу отдельные предметы, события и даже сказки с их сюжетами.
Неадекватная самооценка ребенка и ее коррекция - один из самых трудных моментов в коррекционной работе с детьми, не готовых к школе. В отличие от других компонентов психологической готовности детей к школе, отношение к себе корректируется чрезвычайно медленно.
Информация о работе Обеспечение психологической готовности дошкольника к школьному обучению