Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.
Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42
Министерство образования Республики Беларусь
«Белорусский государственный
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и детской психологии
Курсовая работа
ОБРАЗ СЕМЬИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Солаш Жанна Николаевна
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
Минск 2013
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности
восприятия семьи старшими дошкольниками
…………………………………………………...........
Вывод 1 ………………………………………………………………….....
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы
исследования ……………………………......
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………...42
Приложение …………………………………………………
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой. Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде [13, c. 7].
Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.
В данной работе предпринята попытка изучить образ семьи у старшего дошкольника. В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [6].
Возникающие у взрослого человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.
В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка[21]. Этим и объясняется актуальность данной проблемы исследования.
Целью данной работы является проведение теоретического
и практического исследования образа
семьи у старшего дошкольника в его рисунках.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников.
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми
Объект исследования – рисунки дошкольников.
Предметом исследования – психологические особенности образа семьи в рисунках дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы опроса, тестирование.
Эмпирическая база исследования - детский саду № 22 г. Жодино.
Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников
1.1. Проблема «образа семьи» в рамках отечественной и зарубежной психологии
Формирование образа человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под образом. А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. По мнению автора, образ это одна из форм объективной реальности [25].
Подобное определение дают Б. Мещеряков, В. Зинченко и пишут что, образ является чувственной формой психического явления, имеющей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [4].
С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Он представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события. Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики.
В многочисленных экспериментальных
и теоретических исследованиях
была вскрыта отражательная сущность
перечисленных процессов и
Б.Г. Ананьев считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".
По мнению С.Л. Рубинштейна, под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания. Формирование образа — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. На каждой ступени этого процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения образ меняется [13].
Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек.
В Психологическом словаре дано определение термину «Образ», – это субъективный феномен, возникающий в результате предметно – практической, сенсорно – перспективной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перспективные категории. Исходя из этого определения, по нашему мнению «образ семьи» – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование, которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д. [4].
Из исследований 3. Фрейда,
А. Адлера, Э. Берна, И.В. Дубровиной,
И.С. Кона, Р.В. Овчаровой можно сделать
выводы, что образы родителей оказывают
наибольшее влияние на вступление в брак,
распределение семейных обязанностей,
восприятия себя и других, на формирование
тех или иных черт личности и ее смысловых
ориентиров. Родительская семья становится
источником социального наследования
в первые годы жизни ребенка, причем следование
образцу отношений собственных родителей
первоначально происходит на уровне подсознания,
благодаря механизмам идентификации и
подражания. В результате происходит запечатление
образов родителей, прародителей, братьев,
сестер, неосознаваемое
По А. Адлеру, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее усваивает в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ мира» (А.Н. Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира» развивается у ребенка как целое. Образ мира – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе. В том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка [9].
Между тем современные исследования в этой области свидетельствуют о стихийно складывающемся образе семьи у детей, низким уровнем их информированности о близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.
Тому есть объективные
причины, связанные с тем
Семья – это многогранная система, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Т.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г. Харчев). Необходимо воспитывать у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей [8].
Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников