Образ семьи в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

1085787_900D6_obraz_semi_v_risunkah_starshih_doshkolnikov.docx

— 174.80 Кб (Скачать файл)

                  Министерство образования Республики Беларусь

                                 Учреждения образования                         

               «Белорусский государственный педагогический  университет

                                       имени Максима Танка»

 

                        Факультет дошкольного образования

                         Кафедра общей и детской психологии

 

 

Курсовая работа       

     ОБРАЗ СЕМЬИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

                                                         Исполнитель: 

                                                                  студентка 412 группы заочной

                                                                  формы получения образования

 Солаш Жанна Николаевна

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент 

                                                                  Исакова Татьяна Антоновна

                                                   

 

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                     

                Минск 2013

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………...1

Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в  рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3

1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3

1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9

1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21

Вывод 1 …………………………………………………………………...........25

Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших  дошкольников …………………………………………………………………………26

2.1. Организация и методы  исследования ……………………………...........26

2.2. Исследование образа  семьи в рисунках старшего  дошкольника ...........29

2.3. Рекомендации для родителей  по эффективному общению с  детьми ....37

Вывод 2 ……………………………………………………………………….39

Заключение …………………………………………………………………………40

Список использованной литературы ……………………………………………...42

Приложение ………………………………………………………………………...45

 

 

                                         Введение 

 

В психологической науке  проблема образа принадлежит к числу  фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой. Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде [13, c. 7].

Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ  чего? Мы имеем в виду отношение  образа к тому, что принято называть оригиналом.

В данной работе предпринята  попытка изучить образ семьи  у старшего  дошкольника. В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [6].

Возникающие у взрослого  человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.

В настоящее время разрушаются  традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка[21]. Этим и объясняется актуальность данной проблемы исследования.  

Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках.                              

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

 1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

 2).подобрать диагностический инструментарий исследования

 3).изучить психологические особенности  образа семьи в рисунках старших дошкольников.

  4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми

Объект исследования – рисунки дошкольников.

Предметом исследования – психологические особенности образа семьи в рисунках дошкольников.

Методы исследования:   теоретический анализ литературы, методы опроса, тестирование.

Эмпирическая база исследования - детский саду № 22 г. Жодино.

 

Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников  

 

1.1. Проблема «образа семьи» в рамках отечественной и зарубежной психологии

 

Формирование образа человека в настоящее время требует  обращения к вопросу о том, что же понимается под образом. А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. По мнению автора, образ это одна из форм объективной реальности [25].

Подобное определение  дают Б. Мещеряков, В. Зинченко и пишут  что, образ является чувственной  формой психического явления, имеющей  в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [4].

С позиций, разработанных  в отечественной психологии, образ  понимается как отношение отражения. Он представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события. Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики.

В многочисленных экспериментальных  и теоретических исследованиях  была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности. Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы и явления выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений[13c. 8].

Б.Г. Ананьев считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".

По мнению С.Л. Рубинштейна, под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания. Формирование образа — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. На каждой ступени этого процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения образ меняется [13].

Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек.

В Психологическом словаре  дано определение термину «Образ», – это субъективный феномен, возникающий в результате предметно – практической, сенсорно – перспективной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перспективные категории. Исходя из этого определения, по нашему мнению «образ семьи» – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное  формирование,  которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д. [4].   

Из исследований 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна,  И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой можно сделать выводы,  что образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятия себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров. Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам идентификации и подражания. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д. Поэтому не случаен интерес исследователей к изучению «образа семьи» у детей дошкольного возраста, как периода начала построения смысловой картины мира [21].

По А. Адлеру, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

 Современные научные  данные доказывают, что в первые  годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее усваивает в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ мира» (А.Н. Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира» развивается у ребенка как целое. Образ мира  –  многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе. В том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка [9].

 Между тем современные исследования в этой области свидетельствуют о стихийно складывающемся образе семьи у детей, низким уровнем их информированности о близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

 Тому есть объективные  причины, связанные с тем мировым  явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, – причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного возраста отсутствие отца [17].

Семья – это многогранная система, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Т.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г. Харчев). Необходимо воспитывать у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей [8].

Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников