Образ семьи в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

1085787_900D6_obraz_semi_v_risunkah_starshih_doshkolnikov.docx

— 174.80 Кб (Скачать файл)

С развитием процессов  мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте функция  речи заключается в обогащении словарного запаса. Ребенок может прокомментировать  конкретное событие, задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире [18].

Возрастает и роль взрослого  на всем протяжении развития ребенка. С помощью семьи ребенок знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, овладевает предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Ребенок дошкольного возраста склонен объединять явления, не обращая  внимания на наличие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одновременно появляющихся события находятся в причинно – следственных отношениях.

Ребенок мыслит конкретными  представлениями, и это особенно ярко выступает в причудливых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребенок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание. Конкретность детского мышления проявляется в восприятии таких моральных категорий, как хороший, плохой, которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хороший – это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого – кто слушается маму [17].

Дети не только познают  окружающий мир доступными им интеллектуальными средствами, но и в своем восприятии изменяют мир так, как им больше хочется. Принятие желаемого за действительное проявляется буквально во всей жизни дошкольника [24].

Дошкольный возраст характеризуется  тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.                                                   

  Если  рассмотреть семью глазами ребенка дошкольного возраста, то можно, во-первых, сделать вывод о том, что неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Это означает, что какой бы ни была семья и семейные отношения, она не имеет для ребенка (его восприятия) травмирующего влияния. Конечно, если в семье на ребенка не обращается внимание, это приводит к искажениям и проблемам в его развитии. Однако ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, все равно не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.

  Если нельзя говорить о неблагополучной семье для ребенка дошкольного возраста, то вполне реально выделить те характеристики, которые для детей этого возраста воспринимаются как обязательно присущие семье. В первую очередь это наличие общего пространства. Многие дошкольники в своих рисунках семьи изображают комнату, в которой живут он и его близкие, любимые вещи и т. п. Это общее пространство является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Именно поэтому они включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении. В некоторых случаях в семью могут не войти какие-то реальные члены. Например, мама или папа, которые поздно приходят, и которых ребенок не очень отождествляет с общим помещением. В это время могут войти соседи, друзья, часто приходящие в гости и т. п. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. У детей старше 5,5–6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины  – треугольной или половые различия выражаются другими средствами. Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали  в презентации двух фигур, например, сына и отца, можно интерпретировать, как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

 Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.

 В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Любопытно, что, несмотря на внимание дошкольников к деятельности взрослых, он не связывает членов своей семьи никакими отношениями. По их мнению, важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи. К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи — один образ нормативной (идеальной) семьи, а другой образ своей конкретной семьи. При этом образ идеальной семьи возникает на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., в то время как образ реальной семьи связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье. Образ семьи у детей  дошкольного возраста – это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений [21].

Таким образом,  с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок дают, “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи.

Необходимо воспитывать  у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи  тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

                                                                                                                           
                                      Вывод 1

 

 «Образ семьи» у дошкольников, являясь видовым компонентом феномена «образ мира», характеризуется наличием ядерного и поверхностного уровней, которые конкретизируются в категориях, отражающихся в форме представлений ребенка (о семье, ее членах, их семейных ролях, интересах, занятиях, его традициях, истории семьи и др.) и в форме эмоциональных отношений, оценок и мотиваций на создание в будущем своей собственной семьи. Прогностичность «образа семьи» – важнейшая характеристика формирующегося образа семьи», опора на которую позволяет ставить задачу воспитания будущего семьянина на ступени дошкольного детства.

У детей 5-6 лет формируется  «образ семьи», даже при отсутствии специальной воспитательно-образовательной работы. Анализ содержания стихийно складывающегося «образа семьи» свидетельствует о наличии в нем ядерного и поверхностного уровней. Всем его категориям (денотативной, ценностной, коннотативной, мотивационной) свойственна ситуативность, неточность, некоторая искаженность в сопоставлении с идеалом семьи в традиционной и православной культурах. Эти отклонения в «образе семьи» у детей имеют вторичную основу, тогда как первичную составляют деформации, свойственные современной семье. А это: и изменение ценностных ориентаций, функций, ролевого поведения; и ослабление родственных отношений, меж поколенного общения; и утрата традиционного восприятия родительства и детства; и тенденция дегуманизации детско-родительских отношений. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. «Образ семьи» – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное  формирование,  которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

Глава 2. Эмпирическое исследование  образа семьи в рисунках старших дошкольников

 

2.1. Организация и методы исследования

Семья – это весь мир для маленького ребенка. Каким видит себя ребенок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».                                                                                                                      

 Для изучения образа семьи в рисунках старших дошкольников мы провели исследование на базе дошкольного  учреждения №22 «Волшебный» г. Жодино. В исследовании участвовало 15 детей пятого года жизни.

Целью эксперимента являлось определение уровня  представлений  о семье.

Задача: а). провести диагностику уровня представлений образа семьи в рисунках старших дошкольников.

«Рисунок семьи» –  одна из самых популярных методик, которую  используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети выражают то, что им трудно бывает высказать словами. Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30– х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.  Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка (В. Хьюлс, Л. Корман). Ребенка просят или "нарисовать свою семью" (В.Хьюлс), или "нарисовать семью" (Е. Хаммер), или "нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем – либо" (методика "Кинетический рисунок семьи" Р. Бернса) [16].

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание  дается и ребенку, и взрослым. И  тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.

Для реализации задачи выявления  представлений о своей семье  мы провели рисуночный тест « Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана[17].                                                                                                   

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи  и беседы после рисования. Для  выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких - либо указаний, например: «можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок  был закончен, с ребенком проводилась  индивидуальная беседа по следующей схеме:

    1.Кто нарисован  на рисунке? 

    2.Где это происходит?                                                                                                  

    3.Что делает  каждый член семьи?

    4.Им весело  или скучно? Почему?                                                                                                                                                   

Кроме вопросов ребенку предлагалось решение нескольких ситуаций для  выявления позитивных и негативных отношений в семье:                        

1.Представь себе, что ты  имеешь два билета в цирк. Кого  бы ты позвал пойти с собой?    

2. Представь, что вся  твоя семья идет в гости,  но один из вас заболел и  должен остаться дома. Кто он?                                                                         

3.Ты строишь из конструктора  дом,  и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?                                                                                                                                                                                                                      

4. Представь себе, что  ты попал на необитаемый остров? С кем бы ты хотел там  жить?

5.Ты получил в подарок  интересное лото. Вся семья села  играть, но вас одним человеком  больше, чем надо. Кто не будет  играть?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке (см. Приложение А).

Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников