Образ семьи в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

1085787_900D6_obraz_semi_v_risunkah_starshih_doshkolnikov.docx

— 174.80 Кб (Скачать файл)

   Холодные тона, изображенные  ребенком, – как красный цвет  на светофоре, сигнализирующий "стоп". Остановитесь на минутку. Задумайтесь, что это значит. Спросите себя мысленно: "Почему?" 

   Холодные тона, как  правило, свидетели конфликтных  отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. О явном неприятии вам, кроме цвета, подскажет еще ряд деталей. О скрытом вам придется догадаться, распутывая лабиринты чувств ребенка. И если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях художник ни пытался уверить вас, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка –  "черная", и мама тоже всем цветам предпочитает "черный цвет", а у сестры и вправду косы "черные", вам надо тщательно проверить и понять причину его "реализма". Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их сказочно раскрашены.

    Как правило,  причина реализма в том, что,  обожая маму или папу, ребенок как бы ни хотел, но вот не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. А вдруг ей больше достается нежности и ласки... 
Сигналом бедствия и неблагополучия для вашего ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.

  Посмотрим, какими  средствами, деталями, нюансами маленький  художник сообщает вам о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи. 1. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко дети помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самой лучшей для него на свете мамы или самого прекрасного на свете папы идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики –  поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики - вплотную к папам. Причем родитель, обожаемый ребенком, не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей. Когда ребенок почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток –  отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми. Чаще всего этот барьер – черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие юного художника придерживаться при общении с родителем определенной, как на поводке, дистанции. Поэтому, анализируя рисунок и "разгадав", кто больше всех необходим ребенку, вы постарайтесь сделать шаг ему навстречу. Пусть он почувствует, как он необходим. 
        2. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.

  Когда ребенок ощущает  себя лишним и ненужным в  своей семье, его фигура меньше  всех, одежда мрачная и незаметная. Такой ребенок часто просто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. В тех случаях, когда ребенок, вопреки всему, привязан все – таки к кому-то из родителей или к обоим сразу, он их рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, свидетели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаимоотношений между ребенком и его семьей.

  На рисунке шестилетняя  девочка, обиженная холодностью  своих родителей и считающая себя не нужной им, нарисовала их празднично и красиво, преднамеренно "позабыв" нарисовать рядом с ними себя. По просьбе экспериментатора она потом все-таки дорисовала свою фигурку, изобразив ее контуром и черным карандашом, уменьшив реальные размеры. Затем, поразмыслив минутку, она вдруг радостно осветила себя солнцем, нарисовала траву. И весь ее внешний вид на рисунке теперь говорил всем: смотрите, смотрите, какая я маленькая. Мне так еще надо, чтобы любили меня. И если родители не понимают этого, пускай хотя бы солнышко заменит их. Как правило, отверженные дети обычно "забывают" нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает.  
       3. Конфликтная ситуация в семье. Известно, что чем младше и чувствительней ребенок, тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки ребенок рисует того человека, он, чтобы привлечь к нему внимание, изображает его выше или ниже всех, стоящих рядом, в холодных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены все друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками, как будто существуют не все вместе, а каждый сам с собой. Когда ребенок при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя. Когда ребенок неожиданно для вас изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то этим способом он чаще всего хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть, и полностью замять конфликт.

   4. Ревность к одному из родителей в семье. Когда ребенок ощущает ревность к кому-то из родителей, то он пытается ее завуалировать тем, что внезапно "забывает" вдруг нарисовать "ненужного" родителя или, рисуя его, оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, "мешающий" родитель намного ниже всех, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка хватает терпения лишь на то, чтобы изобразить его хотя бы контурами. "Мешающий" родитель на рисунке чаще всего "бездействует", в то время как любимый занят с ребенком общим делом.

   5. Ревность к братьям и сестрам. Чем тяжелее справиться ребенку с нахлынувшим вдруг на него чувством соперничества к другим детям в семье, тем явственнее выдает он это чувство, несмотря на маскировку. Обычно младший ревнует к старшему, а старший – к младшему ребенку в доме. Но тяжелее всего среднему: его любовь к родителям с ним делят сразу двое – и самый младший, и самый старший. Еще труднее маленьким ревнивцам в многодетных семьях. Нередко брат ревнует маму с папой к своей сестре, сестра ревнует к брату. Короче говоря, в любой семье, где несколько детей, всегда есть почва, на которой вырастает ревность. И вы, родители, об этом должны помнить, чтобы вырвать с корнем даже ее первые ростки. 
           Обычно тот ребенок, к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка и начинается рисунок, чтобы привлечь ваше внимание к "любимчику"; ревнивец или тщательно, буквально до деталей, вырисовывает всю его фигуру, увеличивая рост и наряжая в броские одежды, лишний раз, подчеркивая этим, как "любимчику" живется хорошо в семье, или же, забыв обо всех предосторожностях и "расправляясь" со своим "мучителем" хотя бы на бумаге, изображает его контурами в траурных тонах, чтобы дать понять вам, как "любимчик" неприятен самому художнику. Если ревность так сильна, что ваш ребенок сам не в силах справиться с собою, он нечаянно вдруг "забывает" включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их в доме. Есть еще один вариант. Чтобы привлечь к себе внимание родителей, ревнивец, тщательно рисуя братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех. 
Если в вашей семье несколько детей и один из них во время пробы на рисунке лишь изображает рядом с вами братьев и сестер, "забыв" нарисовать себя, или же рисует себя в отдалении от всех, задумайтесь, в чем все-таки причина дискомфорта юного художника и нет ли вашей вины в этом. 
      6. Неполная семья. Наверное, особенно тяжелой травмой в детском возрасте является развод родителей. Ребенку просто не понять, как это могут его любимый папа (чаще всего уходит папа) или мама, без которой вообще невозможно жить, уйти из дома, причем надолго, навсегда. И где-то в глубине души, считая именно себя виновником событий, он хочет и мечтает возвратить былое, расставив все по старым, прежним, таким удобным для него местам.

  Кроме того, ребенок хочет скрыть конфликт от посторонних, особенно тогда, когда рисуночную пробу проводите не вы. Поэтому обычно на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, пауз, угрызения карандашей. Ребенок, словно Гамлет, должен сделать выбор: "быть или не быть"... нарисовать... или не стоит... И если выбор сделан, чтобы все-таки нарисовать, отсутствующий член семьи рисуется как будто он реальный и очень часто даже имеет много сходства с самим художником. Когда ребенок уже привыкает и по-своему смиряется, что у него неполная семья, он все рисует так, как есть на самом деле. И чтобы лишний раз нам показать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента для него деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную. 
       7. Единственный ребенок очень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он – главное звено объединения родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. Когда в семье не все благополучно или в период романтической любви к родителям, семейная идиллия в виде триады - мама, ваш ребенок, папа или наоборот, мама – претерпевает крах.          

 

 

     Приложение Б

 

                                                                                                Приложение  В 

                     Протокол психодиагностического обследования

 Фамилия, имя ребенка: Былицкая Лиза

Возраст_5 л_

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Анализ результатов: Лиза изображает всех членов семьи: маму, папу и братика Лешу. Семья веселая и счастливая. Все заняты общим делом (проведение субботника во дворе). Все это свидетельствует о благополучии в семейных отношениях. Девочке комфортно и уютно в этой семье. В ходе беседы Лиза рассказала, что семье очень весело, так как они вместе. Линии четко прорисованы, но с сильным нажимом, что свидетельствует наличии тревожности. Учитывая порядок рисования и цветовое решение, можно предположить, что в семье существует ревность между детьми, по крайней мере, со стороны девочки. Брат нарисован последним, и он единственный из всех членов семьи не раскрашен. Первого Лиза нарисовала папу, который очень значим для нее. Когда начала его рисовать, очень старательно изображала все детали лица и одежду. На вопрос: « кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что папу. Мама будет с Лешкой, так как он еще маленький (2года). Когда кто-то в семье болеет, в гости никто не ходит. В лото не будет играть братик, так как он маленький еще. На необитаемом острове будет жить все вместе, так как мы семья.   

 

                                       Приложение Г

 

                                                                                           Приложение Д

                          Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Адамович Алина

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Девочка нарисовала кошку Нюшу, себя, маму, папу. Алины изобразила свою семью достаточно далеко друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Она не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Отсутствие на рисунке сестрички, которая живет вместе с ребенком, может говорить о неприятии ее или о  низкой значимости для ребенка. Интересно, что ближе всех к ребенку на рисунке расположена кошка, такое положение может объясняться недостатком внимания и принятия, которое ребенок должен получать от взрослых членов семьи. Интересно соотношение размеров фигур на этом рисунке – фигура матери самая маленькая, возможно, это говорит о ее невысокой значимости для девочки. У папы руки раскинуты в стороны. Сильный нажим и акцентированная штриховка тела, четко прорисованные зрачки говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности. Анализируя этот рисунок можно понять, что ребенок не удовлетворен своим положением в семье и отношением к нему родителей. В ходе беседы девочка рассказала, что ей грустно, так как мама с ней не играет. На вопрос: «кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что позвала бы маму. В гости папа не идет, так как заболел. На необитаемым острове будет жить с мамой. В лото не будет играть сестричка Ксюша.        

 

   Приложение Е

 

                                                                                                   Приложение Ё  

                         Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Кручок Кирилл

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Сначала Кирилл нарисовал травку, затем солнце и тучку. Далее дом, дерево, себя. Нарисовал маму, но потом  стер. Мальчик живет с мамой и бабушкой. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. По словам мальчика, они не получились. В итоге на рисунке оказались сам Кирилл и двоюродная сестра. В действительности сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки, а также включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, говорит о том, что у мальчика отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Персонажи рисунка разделены вертикальными линиями, что дополнительно подчеркивает отсутствие контакта между ними. Дети нарисованы схематично. Отношение ребенка к маме, по-видимому, амбивалентно. Он пытался нарисовать ее детально однако ее изображение вызвало серьезную эмоциональную нагрузку, приведшую к тому, что рисунок так и не был закончен. В ходе беседы Кирилл рассказал, что ему грустно, так как мамы долго нет дома, а с бабушкой не интересно. На вопрос: «кого он бы позвал с собой в цирк?», он ответил, что позвал бы маму. В гости не идет бабушка, она ведь болеет. На помощь по постройке дома из конструктора позовет маму, так как у нее очень хорошие постройки. В лото не будет играть бабушка. На необитаемым острове будут жить с мамой.

Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников