Образ семьи в рисунках старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

1085787_900D6_obraz_semi_v_risunkah_starshih_doshkolnikov.docx

— 174.80 Кб (Скачать файл)

             Протокол психодиагностического обследования         

Фамилия, имя ребенка: Раков  Ваня                                                                         Возраст_5 л_

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Анализ результатов: Ваня изображает папу, маму, себя и братика (которого у него нет). А на вопрос: «Кто нарисован?», ответил, что нарисовал братика, которого он хотел иметь. Семья гуляет в парке, и папа запускает воздушного змея. Все члены семьи улыбаются кроме самого автора (у него вообще отсутствует рот). Обращает на себя внимание небольшой размер всех фигур на рисунке, такие мелкие рисунки могут указывать на повышенную тревожность ребенка. Руки раскинуты в стороны, что свидетельствует о враждебности в семейной ситуации. Также присутствует  конфликтность, так как между мамой и папой растет дерево (наличие барьера). В ходе беседы Ваня рассказал, что всем весело. На вопрос: «кого он бы позвал с собой в цирк?», он ответил, что позвал бы маму. Она была  нарисована после того, как Ваня нарисовал братика. Папа был нарисован последним. На острове будут жить мама с братиком и Ваня. В гости папа не идет, так как заболел.

 

                        Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Асташонок Дима

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Димы нарисовал себя, маму, папу и братика Максима. Несмотря на восприятие своей роли в семье как подчиненной (расположение в нижней части листа), у Димы, по – видимому, высокая самооценка. Об этом говорит то, что рисунок он начал с изображения себя. Особо значимой фигурой для него является также мать (персонаж, появившийся на рисунке вторым). Отца мальчик нарисовал третьим, а брата – последним. Для Димы он малозначимый. Огромный силуэт отца представлен в качестве опоры для всей семьи. Вместе с тем, наиболее доминантной фигурой, возвышающейся над всеми остальными, является не он, а мама. Длинная шея позволяет ей успешно контролировать семейную ситуацию. Дети гораздо меньшего размера, чем родители, и расположены далеко внизу, под ними. Вся семья занята одним делом (отдыхают на дачи). В ходе беседы Дима рассказал, что всем весело. На вопрос: «кого он бы позвал с собой в цирк?», он ответил, что позвал бы маму. На острове будут жить с братиком. В гости папа не идет, так как заболел. На помощь по постройке дома из конструктора позовет папу, так как он строитель и умеет строить красивые дома. В лото будет играть с братиком, так как родители заняты взрослыми делами.

 

                         Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Драбеня Лиза

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: На рисунке мама, папа, ребенок. Лиза изобразила на рисунке и маму и папу, несмотря на то, что папа с ними не живет. Вероятнее всего, ребенок продолжает считать обоих родителей своей семьей, что указывает на то, что отец остается для нее очень значимой фигурой (тем более что и на рисунке он изображен, как самая крупная фигура).  По цветовой гамме, выбранной для членов семьи можно также предположить, что девочка в большей степени хочет быть похожей на отца. На рисунке четко прослеживается общая деятельность семьи (собирают на полянке грибы). Первой Лиза нарисовала себя, затем маму и папу. Добавила деревья и грибы, потом подумала и нарисовала солнышко с тучкой. В ходе беседы девочка рассказала, что всем весело, так как приехал папа и все вместе поехали за грибами. На вопрос: «кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что позвала бы маму. На помощь по постройке дома из конструктора позовет папу, так как у него очень хорошо получается. В лото будем играть с мамой, папе ведь надо зарабатывать деньги. В гости никто не пойдет, так как больного одного нельзя оставлять. На необитаемым острове будем жить вместе.

 

 

                 Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Ивончик  Паша

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы, папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера. Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. Паша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше. У папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с Пашей. Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с самой крупной головой, можно предположить, что отец для него — очень значимая фигура. Обращает на себя внимание то, что фигуры находятся на разном уровне, как бы висят «в воздухе», не имея опоры под ногами. Такое положение фигур может говорить о недостаточном ощущении собственной «устойчивости» в жизни. В ходе беседы Паша рассказал, что ему грустно, взрослые разговаривают между собой. Семья собирается на дачу. На вопрос: «кого он бы позвал с собой в цирк?», он ответил, что позвал бы папу. На помощь по постройке дома с конструктора позвал бы папу. В гости не пойдет как она очень болеет. В лото не будет играть мама, она готовит бабушка, так кушать.

 

 

                      Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Барановская  Аня

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Последовательность рисования Ани: сначала ребенок нарисовал себя, потом маму, затем папу, бабушку и собаку. Дедушку забыла, а потом сказала: «Теперь уже места не хватило».  На собаку ведь место нашлось. Отсутствие на рисунке дедушки, который живет вместе с ребенком, может говорить о неприятии его. Интересно, что ближе всех к ребенку на рисунке расположена собака, такое положение может объясняться недостатком внимания, которое ребенок должен получать от взрослых членов семьи. Девочка раскрасила волосы свои, мамы и бабушки в один цвет, что указывает на то, что идентифицирует себя девочка именно с ними. На рисунке изображена линия почвы, но стоят на ней только мама и дочка, а значит именно они, воспринимаются девочкой, как наиболее стабильные и устойчивые фигуры. В ходе беседы девочка рассказала, что всем весело, семья  вышла погулять. На вопрос: «кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что позвала бы маму. В гости не идет дедушка, он ведь старенький. На помощь по постройке дома из конструктора позовет папу, так как у него очень хорошо получается. В лото не будет играть дедушка. На необитаемым острове будет жить с мамой.

 

 

                 Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Валик  Терентьев

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Валик сначала нарисовал маму, потом себя и потом папу. Хотя папа с ними не живет. Мальчик изобразил маму, папу и себя, что может говорить о том, что он стремится к воссоединению семьи, и считает отца членом своей семьи, не смотря на развод родителей. Дедушка и бабушка, которые живут вместе с ребенком, на рисунке отсутствуют. Отсутствие их на рисунке может говорить о неприятии их или о  низкой значимости для ребенка. Цветовое решение рисунка, говорит о том, что рисование и мысли о своей семье не являются для ребенка болезненной темой (что особенно важно в ситуации развода родителей). Кроме того, сопоставив цвета, которыми раскрашена одежда фигур, можно отметить, что используются одни и те же цвета, а значит, ребенок идентифицирует себя с обоими родителями. Рисунок – крупный, очень яркий. Мама же самая крупная фигура на рисунке. Вероятнее всего, именно мама с точки зрения ребенка, является наиболее значимой фигурой. Обращает на себя внимание то, что фигуры находятся на разном уровне, как бы висят «в воздухе», не имея опоры под ногами. Такое положение фигур может говорить о недостаточном ощущении собственной «устойчивости» в жизни. В ходе беседы Валик рассказал, что всем весело, они вместе гуляют в парке. На вопрос: «кого он бы позвал с собой в цирк?», он ответил, что позвал бы маму. В гости не идут бабушка и дедушка, они ведь старенький и часто болеют. На помощь по постройке дома из конструктора позовет папу, так как у него очень хорошо получается.                                                       

              Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Гордеева Алена

Возраст_5 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик

Анализ результатов: Алена нарисовала: маму, папу, себя и младшую сестру Катю. Семья идет в лес за грибами и ягодами. В данном случае фигуры имеют разный размер; расположены не на одной линии; не изолированы; фигура автора выделена более ярким цветом, фигуры детей разделены деревом. Наличие на рисунке обоих детей говорит о существовании между ними определенных отношений. Большая яркая фигура автора в совокупности с маленькой фигурой свидетельствует о соревновании старшей дочери с младшей за родительскую любовь.  Наибольшей значимостью и авторитетом для автора являются мать, однако, по мнению Алены, младшая сестра обладает большей властью в семье. Существование ревности подчеркивается отделением младшей девочки с помощью дерева от остальных. Сестра вызывает у автора тревожность — об этом говорит то, как нарисованы волосы сестры, а прорисованные глаза свидетельствуют об интересе и особом внимании автора к ней. На вопрос: «кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что позвала бы маму. В гости не идет сестра. На помощь по постройке дома из конструктора позовет папу, так как у него очень хорошо получается. В лото не будет играть сестра, так как она еще не умеет играть в лото. На необитаемым острове будет жить с мамой.

  

 

                 Протокол психодиагностического обследования

Фамилия, имя ребенка: Савощик Валерия

Возраст_6 л_ 

Дата      __18.12.2012г._

Группа__№ 13_

Цель: изучить представления у ребенка об образе семьи и семейных отношениях.         

Методика: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)  Р. Бернса, С. Кауфмана

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». После того как рисунок нарисован, с ребенком проводится беседа.

Материалы: лист бумаги для рисования, карандаш и ластик       

Анализ результатов: Лера нарисовала себя и маму. Она отразила в рисунке свое стремление к общению с мамой: у нее выраженно экстравертная поза с широко расставленными руками. Однако, судя по рисунку, ее направленность на общение не находит у мамы отклика. Мама изображена в позе отказа от общения: руки уперты в бока, кисти не нарисованы. Отсутствие контакта подчеркнуто тем, что Лера и мама изображены очень далеко друг от друга, на разных концах листа. Между тем, у нее высока демонстративность, потребность во внимании окружающих. Об этом свидетельствуют, в частности, изображение себя на рисунке первой, тщательно вырисованные прически персонажей, стремление украсить одежду (пуговицы, кармашек). В ходе беседы девочка рассказала, что ей грустно, так как мама с ней не играет. Девочка с мамой гуляют во дворе. На вопрос: «кого она бы позвала с собой в цирк?», она ответила, что позвала бы маму. В гости никто не идет, так как нужно остаться с больным. На необитаемым острове будет жить с мамой.

 

 


Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников