Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования образа семьи у старшего дошкольника в его рисунках. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1).провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2).подобрать диагностический инструментарий исследования;
3).изучить психологические особенности образа семьи в рисунках старших дошкольников;
4).Разработать рекомендации для родителей по эффективному общению со своими детьми.
Введение ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоритические основы изучения проблемы образа семьи в рисунках старших дошкольников ……………………………………………………………..3
1.1. Проблема «образа семьи» в отечественной и зарубежной литературе ...3
1.2. Понятие «семья» и её основные характеристики. Особенности взаимоотношений в семье …………………………………………………………..9
1.3. Психологические особенности восприятия семьи старшими дошкольниками …………………………………………………..........................21
Вывод 1 …………………………………………………………………...........25
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старших дошкольников …………………………………………………………………………26
2.1. Организация и методы исследования ……………………………...........26
2.2. Исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника ...........29
2.3. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми ....37
Вывод 2 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………………...42
Заключительный этап.
На основе рисуночного теста мы постарались определить уровень представлений образа семьи старшими дошкольниками. Детям очень понравилось рисовать. Только Кирилл не очень хотел рисовать, говорил, что не умеет. Ребята активно включались в беседу, которая проводилась после рисования. Рассказывали: Кто где нарисован? Где происходят действия? Чем члены семьи занимаются? В основном все дети представляют семью, рисуют и называют членов. Тест проводился один раз, может дошкольник в это время был зол на папу или маму и не нарисовал. Нельзя судить по одной методике, что у ребенка есть отклонения. Так как дети живут сиюминутными переживаниями.
И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, Антон Ж. не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алина А. не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Ваня Р. немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании сверстников.
2.3 Рекомендации для родителей
по эффективному общению с детьми
На основании выше изложенного мы разработали для родителей рекомендации.
Развитие умения общения с детьми
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение
ребёнка, не навязывая ему
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
– будьте терпимы
и внимательны к своему
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.
4. Специальная поведенческая программа:
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка.
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: "Ты самый любимый", "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Какое счастье, что ты у нас есть".
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение об него самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, что выказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: "Саша, Сашенька, сын, сынок…". Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь.
Вывод 2
Уровни представлений у детей старшего дошкольного возраста образа семьи.
Низкий уровень представлений у тех дети, которые задание не выполнили, т.е. нарисовали рисунки на отвлеченные темы. Это значит, что они не понимают значения слова «семья» и их предпочтения с семьей не связаны. Недостаточный интерес к чувствам, деятельности членов семьи.
Средний уровень представлений у тех детей, на чьих рисунках присутствовали не все члены семьи, а это значит, что ребенок задание выполнил не полностью. Ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие штриховки деталей, отсутствие некоторых частей тела.
Если ребенок изобразил свою семью в полном составе, т.е. нарисовал всех членов семьи, у него высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а также можно сделать вывод, что он осознает из кого состоит его семья. Проявляет интерес к чувствам, деятельности членов семьи.
Эмпирическое исследование образа семьи в рисунках старшего дошкольника показало, что из 15 дошкольников к высокому уровню представлений образа семьи можно отнести 4детей, что составляет 27%. К среднему уровню – 10 детей, что составляет 67%. К низкому уровню – 1 ребенок, что составляет 6%.
Для родителей мы разработали
рекомендации по эффективному общению
с детьми. Они направлены на понимание
своего ребенка и умение с ним общаться.
Семья, семейные отношения,
образ семьи у ребенка являются предметом
самого разного рода психологических
исследований. При этом, как правило, отмечается,
что семья играет важную роль в психическом
и личностном развитии ребенка.
Итак, анализ психолога – педагогической литературы позволил нам изучить проблему формирования образа семьи в рамках отечественной и зарубежной науки. «Образ семьи» – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование, которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности. Несмотря на увеличение количества исследований «образа семьи», еще многое в этой области остается не изучено: содержание «образа семьи» в многодетных и неполных семьях, влияние прародителей на формирование «образа семьи» и другое.
Содержание детских работ определенно показывает, что ребенок чутко реагирует на события жизни взрослых: если взрослые помнят прошлое, то оно становится и достоянием ребенка; если взрослые взволнованы происходящим, то и ребенок взволнован тоже. Можем утверждать на основании анализа рисунков детей: социальные реакции детей адекватны общественному настроению и интересам взрослых. Анализ детских рисунков позволяет оценивать их как подлинные документы.
Мы бы хотели отметить, что в данной работе имеется перспектива исследования, которая должна быть направлена на формирование высокого уровня представления об образе семьи.
Формирование у дошкольников «образа семьи» может быть успешным, если: • разработать содержание и методику воспитательно – образовательной работы с учетом совокупности характеристик понятия «образ семьи»;
• определить
направления и содержание
• обеспечить психолога – педагогическое просвещение родителей с целью привлечения их внимания к внутреннему миру ребенка и побуждения к рефлексии; повышения ответственности за его эмоциональное благополучие; оказания помощи в гуманизации детско-родительских отношений.
Только общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Список использованной
Один, два или три автора
1. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. – М.: Педагогика–Пресс, 2002. – 99 с.
2.Бене Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через, кинетические рисунки / Пер. с англ. 2-е изд. // Р.С. Берне, С.Х. Кауфман. – М.: Смысл 2003.
3.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. – М.: Просвещение, 1991. –56с.
4.Винникот Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. – М.: Просвещение, 1995. –119с.
5.Гребень Н.Ф.
6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / пер. с англ. Е. Фатюшиной. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 38с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: Просвещение, 1996.
8.Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье/Л.Е. Ковалева. – М.: Просвещение, 1979.
9.Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина. – Кишинев: ШТИИНЦА, 1983.
10.Литвинова А.В. Родители и дети / Роль образов родителей в становлении личности ребенка // А.В. Литвинова. – М.: Просвещение, 2004.
11.Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Сенягина – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2003. – 96 с.
12.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдомиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 2000. 651 с.
Четыре и более автора
13.Большой психологический
словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
В. Зинченко. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2004.
– 672 с.
14.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко; под общей ред. доктора психологических наук, профессора Ю. М. Забродина. – М.: НАУКА, 1986.
15.Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и не врачебной психотерапии / Семья и формирование личности // В.В. Столин; под ред. А.А. Бодалева. – М. 1981.
Учебно-методические материалы
16.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
17.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
18.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. –М.: Просвещение, 1998г.
19.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – 3-е изд., – М.:Тривола,1998.
20.Овчарова Р.В. Справочная книга
школьного психолога / Р.В. Овчарова. –М.:
Просвещение,1996.
21.Психология дошкольников / Хрестоматия для студентов сред. пед. учеб. заведений; сост. Г.А. Урунтаева. –2-е изд. – М.: «Академия», 2000.
22.Рогов Е.И. Настольная книга Практического психолога: учеб. пособие / Е.И. Рогов – М: Владос, 2003.
Информация о работе Образ семьи в рисунках старших дошкольников