Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа
Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.
Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения
Введение
Главным объектом психологии всегда был человек. Проблема отражения- одна из ключевых проблем психологии. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одними из важнейших вопросов как житейской, так и научной психологии. Одной из основных задач педагогики является обеспечение взаимодействия поколений и внутри них. Серьезнейшей проблемой педагогической психологии стала проблема адекватного отражения друг друга участниками педагогического процесса, к которым в первую очередь относятся дети, педагоги и родители.
Наше исследование посвящено проблеме содержания и структуры образов ребенка, отражаемых его собственным сознанием, а также сознанием его сверстников, родителей и сознанием взрослых, профессиональной деятельностью которых стало развитие, воспитание и обучение ребенка, т. е. педагогов. Одной из граней этой проблемы является соотношение образа ребенка, существующего в сознании окружающих, с собственным «Я – образом» окружающих; другой гранью - соответствие образа ребенка, существующего в сознании детей и взрослых, окружающих ребенка, Я - образу, имеющемуся в сознании этого ребенка.
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта.
Если образ человека подлежал изучению, что образ ребенка в психологии описан очень немногими авторами, на это указывает В.Л.Ситников: «…несмотря на важнейшее значение, образ ребенка в сознании педагога, его содержание и структура, практически не изучались… Действительно, как это ни странно, разработано множество методов и методик изучения различных составляющих ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.п., но очень мало доступных и эффективных методик, позволяющих выявить, содержание и структуру образов, складывающихся в сознании человека»[23 с. 5].
Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б. Ф. Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее интересна она и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией» [23 с. 6].
Актуальность и значимость данной работы определяются той ролью, которую играют образы объектов деятельности в повышении ее эффективности. Представляется очевидным, что понимание содержания, структуры и закономерностей функционирования представлений, педагогов и родителей о детях позволит более точно определить пути: обеспечения взаимопонимания детей с родителями; организации взаимодействия их со сверстниками; повышения профессионализма педагогов; а также осуществлять перспективную и актуальную коррекцию взаимодействия педагогов и детей.
Важной задачей, выдвигаемой практикой социально-педагогического взаимодействия перед психологами, является выявление стержневого содержания и механизмов порождения представлений об «абстрактных» и реальных детях. Не менее актуальна проблема поиска компактных средств диагностики, актуализации и коррекции этих комплексов социальных
Выбор данной темы: «Образ ребенка в сознании взрослых» объясняется состоянием проблемы в социальной и педагогической психологии.
В качестве первоисточника взята работа В.Л. Ситникова «Образ ребенка в сознании детей и взрослых».
Предметом данного исследования образ ребенка в сознании взрослых и самого ребенка.
Объектом исследования дети старшего дошкольного возраста, а также их родители и педагог.
Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.
Методологическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогическое исследование, математические методы.
I Теоретические основы образа ребенка - дошкольника
1.1 Психологические особенности возраста
Так, как в нашем исследовании будут принимать участие дети дошкольного и подросткового возраста, рассмотри психологические особенности каждого из них.
По словам Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Однако, жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать взрослые отношения и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Эльконин назвал игру “гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека”.
Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда ему надо “подрасти”. У ребенка имеется тенденция активно входить в жизнь, на почве этой тенденции и возникает игра.
Структура сюжетно-ролевой игры:
роль – единица игры
1. игровые действия (они носят изобразительный характер)
2. перенос значений
3. правила
Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.
Под научным руководством Эльконина аспирантка из Колумбии Оталора проанализировала особенности игры у детей индейской общины Аруако. Особенности игры детей общины определяются тем, что дети с самого раннего возраста вынужнены работать и нести ответственность как взрослые, т.е. раннее приобщение детей к труду и взрослой жизни препятствует развертыванию игры. Форма жизни общины препятствует возникновению групповых игр. Таким образом игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу.
Другие типы деятельности в дошкольном возрасте:
Изобразительная деятельность. По мнению психологов Лейпцигской школы комплексных переживаний детское искусство носит экспрессионистский характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок часто непонятен постороннему человеку.
Однако другие говорят, что на первый план для ребенка выступает сам процесс создания рисунка (много говорят, жестикулируют, а потом выбрасывают).
Периодизация рисования:
1. доизобразительный этап
а) каракули
б) последующей интерпритации (ребенок объясняет каракули)
2. изобразительный этап
По мере овладения изодеятельностью, у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве.
К 4-5 годам выделяются два вида рисовальщиков: склонные к рисованию отдельных предметов и склонные к развертыванию сюжета. Вторые рисуют хуже, но активнее. Рисунок только опора для рассказа.
Рисунок позволяет слову – стать знаком.
Элементарный труд (отношения реальной взаимопомощи между взрослым и ребенком)
Восприятие сказки. Внутренняя интеллектуальная жизнь возможна тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому человеку. Всякая сказка – это рассказ об отношении между людьми. Она вводит в круг таких отношений, которых в реальной жизни ребенок может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтоб посмотреть на нее со стороны.
Учение. Основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте:
1. возникает разделение действия на ориентировочную и исполнительную части;
2. ориентировочная часть возникает из материальной, практической и исполнительной части и носит сенсорный характер;
3. ориентировочная деятельность в дошкольного возраста чрезвычайно интенсивно развивается, поэтому под развитием восприятия имеется в виду развитие способов ориентации.
Основные психологические новообразования в дошкольного возраста:
1. возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения
2. возникновение первичных этических инстанций (что такое хорошо?)
3. возникновение соподчинения мотивов
4. возникновение произвольного поведения
5. возникновение личного сознания
Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. В первые дни пребывания в школе готовности к обучению у многих детей еще нет. Первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких, как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок еще не имеет соответствующих механизмов умственной деятельности. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено. Переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных программ.
Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.
Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:
1 – линия формирования произвольного поведения,
2 – линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,
3 – линия перехода от эгоцентризма к децентрации.
Развитие по линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению. К этим трем линиям, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Ребенок стремится к функции ученика.
Дошкольный возраст имеет непреходящее значение для последующего психического развития. Как подчеркивается в концепции дошкольного воспитания: «Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода» [10 c. 145].