Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая теория - Образ ребенка.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

         По определению Р.Бернса, Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание  своих физических, интеллектуальных и другие качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

         Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что  он  о себе думает, как  смотрит на свое деятельное начало и возможности  развития в будущем. «Образ  Я» вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе [4 c. 21].

         Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя  субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как « Я », противостоящее « другим » и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание наличия своего «Я» является результатом длинного процесса развития личности, который начинается в младенческом  возрасте, который обозначается как « открытие Я ». Затем в возрасте 2-3 лет ребенок предъявляет требование «Я сам». Он впервые начинает осознавать  себя в качестве субъекта собственных действий и поступков, не только выделяя себя всем другим («Это мое, это не твое!»). В младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих качеств  пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач (Я умный, потому что, у меня «пятерки» и т.д.).  Это ориентация на оценку учителя, но она сменяется к 3-4 классам ориентацией на  самооценку (Л. И. Божович, 1968). В конце подросткового и юношеского  возраста завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я» [6,c. 20].

         Как всякая установка образ «Я» включает в себя три компонента: [3c. 130]

1 .Когнитивная составляющая  Я - концепции. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный»  и т.д. Например, один дошкольник на первый план в своем «Я» образе выдвигает это имповизантный вид, предполагая, что придает это модный костюм, другой – незабываемый факт победы  на соревнованиях. Третий же  поражение на этих соревнованиях.

         Таким образом, первый компонент это представление  о своих способностях, внешности, социальной значимости.

2. Оценочная составляющая Я - концепции.  В попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный, личностный, оценочный  момент. Например, в школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается  на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющие из класса. Обычно это дети-изгои, предмет насмешек и издевательств: «очкарик», «рыжий», «толстый». Дошкольники с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативного «Я – образа».

         Таким образом, второй компонент представляет собой самооценку: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

3. Поведенческая составляющая  Я – концепции. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Сущностью «Я – концепции» заключается сам носитель установки. Благодаря этой  самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми.

         Таким образом, третий компонент представляет собой как стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение  сверстников и взрослых, повысить свой статус  или желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики и т.д.

         «Образ Я » и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я -  образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия «Я – образ »  не статическое, а динамическое образование личности. «Я – образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обозначаемое  как «Я – реальное» (каким я являюсь в настоящее время),  «Я – идеальное» (каким я хотел или должен стать), чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Расхождение между «идеальным  Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут быть источником внутриличностных конфликтов  и негативных переживаний.

         С особенностями «Я – реального» и «Я – идеального» их соотношение и реализации связан характер самооценки.

Природа и сущность самооценки.  Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент «Я – концепции», самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я – концепции».[4 c. 33]

         Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности.

         Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие самого себя.

         То есть самооценка, по словам  Р. Бернса, отражает степень развития у индивида чувство самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного  отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».[4 c. 41]

         Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я». Кто достигает в реальности характеристик определяющих для него «идеальный образ Я», тот должен иметь адекватную самооценку, т.е. высокую самооценку. Если человек  ощущает разрыв между «реальным Я» и «идеальным Я», то самооценка будет неадекватной.

        Подразумевается завышенная или заниженная самооценка. Сильное расхождение между реальным и идеальным Я считается признаком невротизма и неадаптированности личности ребенка. Итак, самооценка характеризуется по следующим параметрам:

▪      уровню – высокая, средняя, низкая самооценка;

▪      соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценки;

▪      особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.

         Научные данные говорят о том, что повышение самооценки становятся важным аспектом в жизни индивида, приобретает огромное значение для многих людей.  Самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятия себя во многом определяют его поведение и успеваемость. И так, неадекватная самооценка  является особой структурой самосознания, которая разными авторами называется  «расколотым Я ».

         Так, по определению Е. Т. Соколовой, завышенная самооценка определяется как расколотое самосознание, которое составлено из двух  «Я»: внешнего - грандиозного, защитного идеализированного и глубинного – пустого, неразвитого. В этом случае играет «механизм разъединения» происходит доминирование  грандиозного Я, реальное Я. Нормальное психическое созревание серьезно повреждается и завистливое, агрессивное « Я » ребенка формирует в качестве защиты от реальности  грандиозное  « Я » ослабевая  реальное « Я ». У ребенка дошкольника лежит активность не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху,  удовлетворению  своих амбиций и всеобщего восхищения. У ребенка происходит обесценивание дружеских отношений, зависть к людям. Соколова отмечает, что у малыша формируется патологическая нетерпимость, непереносимость критики: с одной стороны она угрожает сохранению образа грандиозного Я, а с другой стороны  еще более  фрустрирует слабое и беззащитное реальное Я, приводящее к деформации личности. Заниженная самооценка обусловлена отрицательным отношением  к себе. Она  может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. От такого дошкольника можно услышать: «Я этого никогда не  осилю, у меня все равно ничего не получится». Одной из  причин в формировании у ребенка заниженной самооценки играет семья. Боулби выделяет родительские установки, которые влияют на развитии неадекватной самооценки:

1) Один или  оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви или  полностью отвергают его.

2) Ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов.

3) Угрозы « разлюбить » ребенка или покинуть семью, используемые как дисциплинарные меры.

4) Внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей.

5) Отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания [4 c. 36].

         Чувство не безопасности, отсутствия доверия к себе, возникшие уже в раннем детстве, оборачиваются враждебностью и подозрительностью к другим. Происходит разрыв между «реальным Я» и «идеальным Я». Если  младший школьник ощущает себя неумным, плохим, не принятым, нелюбимым окружающими, то эти ощущения делают его социально незащищенным, что впоследствии приводит к деформации  «образа Я». Под  деформацией понимается искажение, изменение  чего-либо в развитии личности человека.    

         Если говорить об адекватной самооценке, то можно говорить о том, что она открывает большие возможности для воспитания и самовоспитания. Индивиды с такой самооценкой, как правило, самокритичны, целеустремленны, самостоятельны, хорошие коллективисты. Индивидами с такой самооценкой правильно воспринимаются и похвала, и порицание, они наилучшим образом воспитаны.

         Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте [4 c.52].

         По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки.

         Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе, о чем говорилось выше. Например, ученики часто получают необъективную характеристику и оценку личностных качеств, и это нередко закрепляется надолго. Практически чаще всего оценка успешности и неуспешности школьников в учении переносится на общую оценку личности, что нередко приводит к завышенным самооценкам сильных в учении и к отчуждению по отношению к учителю и коллективу слабых и средних школьников. Избежать эти нежелательные явления в общении педагогов и учащихся, педагогов и родителей можно лишь на основе согласованного анализа воспитанности личности, изучения ее разносторонней деятельности и общения. Это не исключает, а предполагает итоговые выводы – оценки о степени зрелости и развития качеств личности. Как уже говорилось, необходимо в школьном возрасте привлекать подростков к самоанализу, пока неадекватность самооценки не приобрела устойчивость. Ведь именно самооценка развивает способность предварительно обдумывать предстоящую деятельность и поведение, выполняет функции нравственного развития – самоторможения, самоконтроля, саморегулирования, благодаря чему личность становится относительно независимой от ситуации, начинает проявлять нравственную воспитанность, что в наше время очень актуальна. Через оценочные суждения личность выражает свое отношение к людям и общественной жизни, возникает чувство уверенности в правильности своих суждений и, как следствие – стремление к самовоспитанию. Так на практике обеспечивается связь между оценивающей функцией слова и эмоциями. Знания о качествах изучаемых образов имеют практическое значение в оценке им своих собственных качеств. По мере того как дошкольник осознает свои поступки  и дает им адекватную самооценку, он начинает предъявлять требования к себе, регулировать свое поведение.

Понятие образов в психологии

Образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. Образы человека многомерны. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты.

Содержание фактически каждого образа отличается неоднородно­стью. Образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом, и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними [23 c.15].

Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. Но это совпаде­ние никогда не бывает полным и абсолютно точным, так как образ - это лишь отражение реальности в сознании человека, а не сама реаль­ность. Но, отразившись в сознании и зафиксировавшись в том или ином виде (в вербальном или визуальном изображении), образ сам становится реальностью, влияющей на последующее осознание дейст­вительности [23 c. 17].

Э.Берн справедливо подме­тил, что от того, насколько полно и точно образ соответствует реаль­ности, как раз и зависит успешность человеческой деятельности. Эрик Берн говорил, что есть лишь два пути сближения реальности и ее отражения в сознании: либо изменить саму реальность, либо из­менить образ ее. Причем он отмечал, что изменить реальность, каза­лось бы, гораздо сложнее, чем представления о ней, но люди упорно пытаются делать наоборот. В этом проявляется, не всегда осознаваемое, убеждение в собствен­ной правоте и непогрешимости, так характерное для большинства пе­дагогов, особенно по отношению к детям.

Как реальные, так и приписываемые компоненты образов, имеющих­ся у различных субъектов, могут быть типичными и индивидуальными, т. е. имеющимися в сознании либо многих, либо единичных субъектов. Анализируя как реальные, так и приписываемые реальности черты, мож­но выявить те из них, которые присутствуют в сознании постоянно, неза­висимо от условий и причин их актуализации, и те, которые актуализи­руются ситуативно: одни в одних ситуациях, другие в других.

Постоянные компоненты составляют основу, базовую структуру образа, а ситуативные определяют их временную динамику и зависят от условий и причин актуализации образов.

Структура субъективного образа представлена в сознании человека в «свернутом» виде и потому в реальной деятельности не осознается. Более того, в полном объеме не осознаются не только структура, но и сами образы. Регулятивная функция психики может осуществляться не только без участия образов, но даже и без участия сознания. Как отмечает В. М. Аллахвердов: «Очевидно, что, хотя сознание отражает окру­жающий мир и регулирует деятельность, но и отражение, и регуляция весьма эффективно осуществляются без всякого сознания». Обобщая различные подходы к пониманию сущности сознания, он утверждает, что практически все научные психологические школы приходят к выводу о том, что работа самого механизма сознания не осознается. При этом у разных исследователей все чаще высказывается мысль, что этот механизм принимает специальное решение, что имен­но следует осознавать, а что - нет. «Акцент в описании работы психики и сознания все более переносится на информацию, получаемую по ка­налам обратной связи. Содержание сознания наполняется значениями и смыслами. Выясняется также, что обработка сознания происходит во многих каналах, обычно совершенно не зависимых друг от друга».

Информация о работе Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей