Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая теория - Образ ребенка.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

С ростом уровня развития общества образ человека значительно ус­ложняется, начинает доминировать его целостный характер, воплощае­мый в искусстве, литературе, философии, религии. Влияние такого об­разца на различных членов общества и социальные группы оказывается далеко не одинаковым. Для многих он становится настолько недосягае­мым, что к нему можно только стремиться. Но и сама эта устремлен­ность в большинстве случаев оказывается весьма полезной для общества. Ориентация на такие образцы поднимала человека над уровнем обыден­ности, пробуждала активность, ориентировала на соблюдение мораль­ных и правовых норм. Но разрыв между идеалом и реальностью поро­ждал негативные явления: разочарование, негативизм, экстремизм и пр. В самом обществе усиливается дифференциация, разные люди ока­зываются поразному дистанцированы от господствующего в данный момент образа человека. В определенных условиях может сформиро­ваться и такой образ, хотя и привлекательный для большинства лю­дей, но подражание которому порождает деструктивные формы поведения, представляющие реальную угрозу для существования обще­ства. Особенно часто такие явления происходят в кризисных точках развития общества, а также в периоды застоя и деградации. Такие про­цессы И. А. Ильин называл «эстетизация зла». Особенно отчетливо такие образы наблюдаются в различных тоталитарных режимах и сектах.

Применительно к Я-концепции Р. Бернc конкретизирует эти элементы следующим образом:

1.      Образ Я - представление индивида о самом себе.

2.      Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, свя­занные с их принятием или осуждением.

3.      Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой [23c.20].

В связи с исследованием проблемы соотношения в сознании педа­гога образа ребенка и Я-образа взрослого наибольший интерес пред­ставляет анализ когнитивной составляющей Я-концепции или собст­венно описания представлений человека о себе самом, его Я-образа.

Сама Я-концепция может быть и позитивной, и негативной, но в любом случае человек стремится к достижению внутренней гармонии. Р. Берне подчеркивает троякую роль Я-концепции: «...она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет ин­терпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя».

Новый опыт, не противоречащий Я-образу человека, «легко асси­милируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую за­ключена Я-концепция». Если обнаруживаются противоречия, то эта же «оболочка» не пропускает информацию, срабатывая как за­щитный экран, или включает ее переработку по механизму психологической защиты личности. Такая фильтрация и трансформация новых представлений обеспечивает кажущуюся достоверность даже неадек­ватных мнений человека о самом себе.

Как отмечает Ю. М. Орлов: «Я-концепция дает поведению относи­тельно жесткий стержень и ориентирует его... Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение». При этом человек имеет на самом деле множество не только различных Ты-образов, но достаточно много разных «образов Я», которые, несмотря на многообразие, имеют нечто общее, свойственное для социо-перцептивной системы конкретного отражающего субъекта.

А. А. Реан отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и по­знанием личности другого человека. Он предлагает выделить в процес­се профессионального самопознания два аспекта: структурно-личност­ный и операционально-деятельностный. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначно­стью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей.

Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами. При этом актуализация конкретной системы Я-образов личности си­туативна и зависит от различных факторов: самочувствия; предшест­вующих поступков; ожиданий и намерений; от того, с кем конкретно взаимодействует человек; от успешности деятельности или взаимодействия; от отношений человека к себе, к окружающим, к ситуации и прочих факторов. Каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и ир­рациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого.


1.3 Структура образа ребенка в сознании взрослых

Образ ребенка существует в сознании различных групп людей. Зако­номерно предположить, что образ ребенка в сознании матери будет отли­чаться от образа этого же ребенка в сознании отца, педагога, совершенно постороннего человека или другого ребенка.

Под образом ребенка понимается целостная совокупность житей­ских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных ус­тановок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуали­зирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним [23 c. 32].

Так как ребенок - это прежде всего человек (находящийся в стадии интенсивного развития), в сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка», соответствующих ос­новным видам понятия «образ человека»:

- Художественный образ ребенка (отражение ребенка в произведе­ниях искусства);

- Я-образ (Я-образ ребенка или образ взрослого в детстве);

- Образ сверстника (сверстника данного ребенка или взрослого в его детстве);

- Образ-перспектива (образ старшего ребенка);

-         Образ-ретроспектива (образ младшего ребенка).

Все эти виды образов можно подразделить на два основных типа:

-         Обобщенные образы-эталоны

-         Конкретные образы-отражения.

Оба эти типа образов могут строиться по различным схемам:

      Проекции (прямой или обратной Я-образу человека, отражающе­го образ ребенка);

      Стереотипа;

      Установки;

      Аттитюда;

      Атрибуции [23 c. 34].

Все эти образы могут отражать как целостную идею ребенка, так и его наиболее существенную в конкретной ситуации роль, иначе говоря, образ любого (реального или абстрактного) ребенка может представать в двух формах: и как образ-идея, и как образ-роль.

Систему образов ребенка можно представить в виде схемы, изо­браженной на рис. 1:

Рис. 1. Система образов ребенка [23 c.4]

Обобщенный образ гипотетического, собирательного, «абстракт­ного» ребенка, некая имплицитная модель, в которой собираются, про­ецируются основные представления о детях. Его можно назвать образ-эталон. Таких моделей может быть практически неограниченно много как в сознании разных людей, так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа ребенка, выступающая в роли ситуа­тивного образа субъективной идеи собственного Я. Такие образы мож­но назвать эталонный образ-идея.

Одной из наиболее значимых разновидностей обобщенных обра­зов являются образы «идеальных» представителей той или иной груп­пы, тех, в которых соединяются все лучшие (или худшие) черты, на­пример: «отличник», «двоечник», «хореший ребенок», «настоящий бандит», «настоящий мужчина» и т. п. Это такие эталонные образы-роли, с которыми постоянно сравнивают реальных, конкретных детей.

Образ конкретного, реального ребенка, который можно назвать об­раз-отражение. Таких образов также может быть достаточно много, так как, с одной стороны, один и тот же ребенок отражается разными людьми, а с другой - в различных конкретных ситуациях даже одним человеком отражаются разные черты одного и того же конкретного ребенка.

Кроме того, этот образ-отражение может отражать реального ребенка в обобщенном виде, т. е. это некий образ-идея данного ребенка (какой он вообще). А может отражать более конкретные роли, в кото­рых выступает этот ребенок: сын, друг, ученик, спортсмен и прочие, т. е. некий образ-роль конкретного ребенка.

Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являют­ся образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которы­ми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и то, каким хотелось или, наоборот, не хотелось бы быть. Если вспомнить К. Маркса, то «человек Павел», в которого «смотрится как в зеркало» «человек Петр», является в сознании Петра как раз таким «об­разом-ориентиром».

Один и тот же человек может формировать различные образы ре­бенка по одной и той же схеме или, в зависимости от личностных осо­бенностей и от ситуации, по всем пяти типичным схемам продуциро-вания образа ребенка. При этом все типичные схемы (кроме установки) могут реализовываться как неосознанно, так и осознанно. Установка бессознательна по определению, а остальные схемы (включая проекцию) осознаются, как правило, лишь при необходимости, в результате опреде­ленных усилий, направленных на познание ребенка, с целью решения конкретных коммуникативных, образовательных и других задач.

Под индивидуальностью образов в данном исследовании понимает­ся специфическое своеобразие стержневых характеристик образов объ­екта у различных субъектов.

Неоднородность характеризует различие структур и содержания разных и однотипных образов как у одного, так и у многих субъектов.

Вариативность рассматривается как наличие различных вариантов образа одного и того же или различных объектов единого класса у одного субъекта. Например, образ ребенка в сознании взрослого при наличии общего стержня имеет множество вариантов. Конкретные образы «своего» и «чужого» ребенка будут весьма отличаться, так же как образы мальчиков и девочек, старших и младших, городских и сельских, отдыхающих и учащихся, холериков и меланхоликов и т. п.

Вариативность образа ребенка ситуативна и контекстуальна, т. е. она зависит от конкретной ситуации и того контекста, в котором про­исходит актуализация (осознание) образа или его неосознаваемое ис­пользование в качестве регулятора педагогической деятельности.

Вариативность компонентов структуры образа зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознаю­щего этот образ. В то же время на вариативность образа, оказывают основное влияние следующие характеристики объек­та (ребенка):

а) возраст;

б) темперамент;

в) пол;

г) среда (город, село);

д) род занятий и образование родителей;

е) ведущий тип деятельности (игра, учеба);

ж) национальность;

з) родственные отношения с субъек­том («свой» или «общественный» ребенок).[23 c. 34]

Из всех этих характеристик наиболее осознаваемыми для субъекта являются возраст и родственные отношения.

Вариативность образа ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта. Под объективными параметрами понимаются сложившиеся формализованные, стабильные характеристики субъекта, продуцирующего образ ребенка. Субъективные параметры включают индивидуально-психические характеристики лично­сти, актуализирующиеся у субъекта в момент продуцирования образа.

 

II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей             

2.1 Методы исследования                        

              Цель диагностики образа ребенка состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых теоретических положений, а именно подтвердить или опровергнуть предположение, что возможно образ ребенка, отражаемый родителями и педагогами  не соответствует «Я-образу» самого ребенка.

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Солнышко»  ЗАТО Свободный». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, их воспитатель  и родители.

Психолого-педагогическое исследование проводилось по методикам изучения образа человека «СОЧ(И) (иерархическая)». В ее основе лежат две диагностические методики: «20 высказываний» (М.Кун, Т.Макпартлэнд) и «Психогеометрический тест» (С.Делингер), данные методики синтезированы в книге В.Л.Ситникова, поэтому их описание и критерии анализа описывать в работе не целесообразно.

По методике «20  ВЫСКАЗЫВАНИЙ» наши  испытуемые получили следующее задание:

Задание - инструкция для детей:  вероятно каждый человек задает себе вопрос «Кто я?» и пытается найти на него ответ. Попробуем сделать это еще раз, но следующим образом: закрой глаза и задай себе вопрос «Кто я?». Первый, пришедший в голову скажи, пожалуйста, мне и я его запишу. Так нужно сделать много раз – 20. При этом старайся быть честным и искренним, рассказывая о себе, за советом ни к кому не обращайся, так как никто лучше тебя о тебе ни кто не знает. Итак, начнем. Ответь, пожалуйста на вопрос: Кто ты? Какой ты?

Задание - инструкция для родителей: объектов Вашего внимания будет Ваш ребенок. Представьте себе его и подумайте, что  бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что Вам придет в голову, пожалуйста, запишите в протокол. И снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем.  Снова запишите ответ. Так будет повторяться 20 раз. Помните о том, что:

      не следует заниматься перебором вариантов;

Информация о работе Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей