Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа
Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.
Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы
С ростом уровня развития общества образ человека значительно усложняется, начинает доминировать его целостный характер, воплощаемый в искусстве, литературе, философии, религии. Влияние такого образца на различных членов общества и социальные группы оказывается далеко не одинаковым. Для многих он становится настолько недосягаемым, что к нему можно только стремиться. Но и сама эта устремленность в большинстве случаев оказывается весьма полезной для общества. Ориентация на такие образцы поднимала человека над уровнем обыденности, пробуждала активность, ориентировала на соблюдение моральных и правовых норм. Но разрыв между идеалом и реальностью порождал негативные явления: разочарование, негативизм, экстремизм и пр. В самом обществе усиливается дифференциация, разные люди оказываются поразному дистанцированы от господствующего в данный момент образа человека. В определенных условиях может сформироваться и такой образ, хотя и привлекательный для большинства людей, но подражание которому порождает деструктивные формы поведения, представляющие реальную угрозу для существования общества. Особенно часто такие явления происходят в кризисных точках развития общества, а также в периоды застоя и деградации. Такие процессы И. А. Ильин называл «эстетизация зла». Особенно отчетливо такие образы наблюдаются в различных тоталитарных режимах и сектах.
Применительно к Я-концепции Р. Бернc конкретизирует эти элементы следующим образом:
1. Образ Я - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой [23c.20].
В связи с исследованием проблемы соотношения в сознании педагога образа ребенка и Я-образа взрослого наибольший интерес представляет анализ когнитивной составляющей Я-концепции или собственно описания представлений человека о себе самом, его Я-образа.
Сама Я-концепция может быть и позитивной, и негативной, но в любом случае человек стремится к достижению внутренней гармонии. Р. Берне подчеркивает троякую роль Я-концепции: «...она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя».
Новый опыт, не противоречащий Я-образу человека, «легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция». Если обнаруживаются противоречия, то эта же «оболочка» не пропускает информацию, срабатывая как защитный экран, или включает ее переработку по механизму психологической защиты личности. Такая фильтрация и трансформация новых представлений обеспечивает кажущуюся достоверность даже неадекватных мнений человека о самом себе.
Как отмечает Ю. М. Орлов: «Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его... Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение». При этом человек имеет на самом деле множество не только различных Ты-образов, но достаточно много разных «образов Я», которые, несмотря на многообразие, имеют нечто общее, свойственное для социо-перцептивной системы конкретного отражающего субъекта.
А. А. Реан отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека. Он предлагает выделить в процессе профессионального самопознания два аспекта: структурно-личностный и операционально-деятельностный. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей.
Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами. При этом актуализация конкретной системы Я-образов личности ситуативна и зависит от различных факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от того, с кем конкретно взаимодействует человек; от успешности деятельности или взаимодействия; от отношений человека к себе, к окружающим, к ситуации и прочих факторов. Каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого.
1.3 Структура образа ребенка в сознании взрослых
Образ ребенка существует в сознании различных групп людей. Закономерно предположить, что образ ребенка в сознании матери будет отличаться от образа этого же ребенка в сознании отца, педагога, совершенно постороннего человека или другого ребенка.
Под образом ребенка понимается целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним [23 c. 32].
Так как ребенок - это прежде всего человек (находящийся в стадии интенсивного развития), в сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка», соответствующих основным видам понятия «образ человека»:
- Художественный образ ребенка (отражение ребенка в произведениях искусства);
- Я-образ (Я-образ ребенка или образ взрослого в детстве);
- Образ сверстника (сверстника данного ребенка или взрослого в его детстве);
- Образ-перспектива (образ старшего ребенка);
- Образ-ретроспектива (образ младшего ребенка).
Все эти виды образов можно подразделить на два основных типа:
- Обобщенные образы-эталоны
- Конкретные образы-отражения.
Оба эти типа образов могут строиться по различным схемам:
Проекции (прямой или обратной Я-образу человека, отражающего образ ребенка);
Стереотипа;
Установки;
Аттитюда;
Атрибуции [23 c. 34].
Все эти образы могут отражать как целостную идею ребенка, так и его наиболее существенную в конкретной ситуации роль, иначе говоря, образ любого (реального или абстрактного) ребенка может представать в двух формах: и как образ-идея, и как образ-роль.
Систему образов ребенка можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1:
Рис. 1. Система образов ребенка [23 c.4]
Обобщенный образ гипотетического, собирательного, «абстрактного» ребенка, некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления о детях. Его можно назвать образ-эталон. Таких моделей может быть практически неограниченно много как в сознании разных людей, так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа ребенка, выступающая в роли ситуативного образа субъективной идеи собственного Я. Такие образы можно назвать эталонный образ-идея.
Одной из наиболее значимых разновидностей обобщенных образов являются образы «идеальных» представителей той или иной группы, тех, в которых соединяются все лучшие (или худшие) черты, например: «отличник», «двоечник», «хореший ребенок», «настоящий бандит», «настоящий мужчина» и т. п. Это такие эталонные образы-роли, с которыми постоянно сравнивают реальных, конкретных детей.
Образ конкретного, реального ребенка, который можно назвать образ-отражение. Таких образов также может быть достаточно много, так как, с одной стороны, один и тот же ребенок отражается разными людьми, а с другой - в различных конкретных ситуациях даже одним человеком отражаются разные черты одного и того же конкретного ребенка.
Кроме того, этот образ-отражение может отражать реального ребенка в обобщенном виде, т. е. это некий образ-идея данного ребенка (какой он вообще). А может отражать более конкретные роли, в которых выступает этот ребенок: сын, друг, ученик, спортсмен и прочие, т. е. некий образ-роль конкретного ребенка.
Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являются образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которыми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и то, каким хотелось или, наоборот, не хотелось бы быть. Если вспомнить К. Маркса, то «человек Павел», в которого «смотрится как в зеркало» «человек Петр», является в сознании Петра как раз таким «образом-ориентиром».
Один и тот же человек может формировать различные образы ребенка по одной и той же схеме или, в зависимости от личностных особенностей и от ситуации, по всем пяти типичным схемам продуциро-вания образа ребенка. При этом все типичные схемы (кроме установки) могут реализовываться как неосознанно, так и осознанно. Установка бессознательна по определению, а остальные схемы (включая проекцию) осознаются, как правило, лишь при необходимости, в результате определенных усилий, направленных на познание ребенка, с целью решения конкретных коммуникативных, образовательных и других задач.
Под индивидуальностью образов в данном исследовании понимается специфическое своеобразие стержневых характеристик образов объекта у различных субъектов.
Неоднородность характеризует различие структур и содержания разных и однотипных образов как у одного, так и у многих субъектов.
Вариативность рассматривается как наличие различных вариантов образа одного и того же или различных объектов единого класса у одного субъекта. Например, образ ребенка в сознании взрослого при наличии общего стержня имеет множество вариантов. Конкретные образы «своего» и «чужого» ребенка будут весьма отличаться, так же как образы мальчиков и девочек, старших и младших, городских и сельских, отдыхающих и учащихся, холериков и меланхоликов и т. п.
Вариативность образа ребенка ситуативна и контекстуальна, т. е. она зависит от конкретной ситуации и того контекста, в котором происходит актуализация (осознание) образа или его неосознаваемое использование в качестве регулятора педагогической деятельности.
Вариативность компонентов структуры образа зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознающего этот образ. В то же время на вариативность образа, оказывают основное влияние следующие характеристики объекта (ребенка):
а) возраст;
б) темперамент;
в) пол;
г) среда (город, село);
д) род занятий и образование родителей;
е) ведущий тип деятельности (игра, учеба);
ж) национальность;
з) родственные отношения с субъектом («свой» или «общественный» ребенок).[23 c. 34]
Из всех этих характеристик наиболее осознаваемыми для субъекта являются возраст и родственные отношения.
Вариативность образа ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта. Под объективными параметрами понимаются сложившиеся формализованные, стабильные характеристики субъекта, продуцирующего образ ребенка. Субъективные параметры включают индивидуально-психические характеристики личности, актуализирующиеся у субъекта в момент продуцирования образа.
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей
2.1 Методы исследования
Цель диагностики образа ребенка состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых теоретических положений, а именно подтвердить или опровергнуть предположение, что возможно образ ребенка, отражаемый родителями и педагогами не соответствует «Я-образу» самого ребенка.
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Солнышко» ЗАТО Свободный». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, их воспитатель и родители.
Психолого-педагогическое исследование проводилось по методикам изучения образа человека «СОЧ(И) (иерархическая)». В ее основе лежат две диагностические методики: «20 высказываний» (М.Кун, Т.Макпартлэнд) и «Психогеометрический тест» (С.Делингер), данные методики синтезированы в книге В.Л.Ситникова, поэтому их описание и критерии анализа описывать в работе не целесообразно.
По методике «20 ВЫСКАЗЫВАНИЙ» наши испытуемые получили следующее задание:
Задание - инструкция для детей: вероятно каждый человек задает себе вопрос «Кто я?» и пытается найти на него ответ. Попробуем сделать это еще раз, но следующим образом: закрой глаза и задай себе вопрос «Кто я?». Первый, пришедший в голову скажи, пожалуйста, мне и я его запишу. Так нужно сделать много раз – 20. При этом старайся быть честным и искренним, рассказывая о себе, за советом ни к кому не обращайся, так как никто лучше тебя о тебе ни кто не знает. Итак, начнем. Ответь, пожалуйста на вопрос: Кто ты? Какой ты?
Задание - инструкция для родителей: объектов Вашего внимания будет Ваш ребенок. Представьте себе его и подумайте, что бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что Вам придет в голову, пожалуйста, запишите в протокол. И снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем. Снова запишите ответ. Так будет повторяться 20 раз. Помните о том, что:
не следует заниматься перебором вариантов;