Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая теория - Образ ребенка.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

      надо стараться быть честным и искренним, иначе ответы теряют смысл, но при этом меру искренности и доверительности своих ответов регулируйте сами, ни к кому за советом не обращайтесь, так как ни кто не знает Вашего ребенка лучше чем Вы сами;

      необходимо дать все 20 ответов, так как именно последние ответы самые информативные и интересные, так как они меньше всего осознаются и имеют существенное влияние на  восприятие другого человека.

Задание - инструкция для педагога: объектом Вашего внимания будет ребенок, чья фамилия указана в первой строке. Представьте себе его и подумайте, что  бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что вам придет в голову, пожалуйста, запишите в протокол. Снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем и запиши ответ. Так  необходимо сделать 20 раз. Помните о том, что:

      не следует заниматься перебором вариантов;

      надо стараться быть честным и искренним, иначе ответы теряют смысл, но при этом меру искренности и доверительности своих ответов регулируйте сами, ни к кому за советом не обращайтесь;

      необходимо дать все 20 ответов, так как именно последние ответы самые информативные и интересные, так как они меньше всего осознаются и имеют существенное влияние на  восприятие другого человека.

Ответы  участников заносятся в протоколы и находятся в приложениях 1,2,3.

Анализ ответов испытуемых проходит по следующим критериям:

              По методике «ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ» респонденты получили следующее задание:

Задание - инструкция для детей:  Перед тобой нарисовано 5 различных фигур:

 

 

 

 

Представь себе, что это не фигуры, а картины различных людей и наш художник-авангардист, старался передать не внешнее сходство, а внутреннюю сущность людей. Конечно все люди разные, но даже в самых непохожих есть что-то общее.

Посмотри на эти портреты и найди тот, который больше других похож на тебя, скажи мне. Снова посмотри на «портреты» и из оставшихся четырех ( уже не так сильно похожих на тебя)  снова выбери тот, что более других похож на тебя.  Покажи его мне вновь. Повтори эту процедуру до конца, включая пятый портрет – портрет того, кто менее всего похож на тебя.

Задание - инструкция для педагога и родителей была подобной.

При выполнении задания участники исследования были заинтересованы, задание их увлекало и не вызывало особых трудностей.

На основании протоколов составляются таблицы.

Таблица 1.

Сводная таблица психогеометрического теста на реальных мальчиков и девочек

Имя ребенка

 

РЕБЕНОК О СЕБЕ

 

МАМЫ О ДЕТЯХ

ПАПЫ О ДЕТЯХ

ПЕДАГОГ О ДЕТЯХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 2.

Составление частотного словаря характеристик образа реальных девочек  родителями

 

Частотный словарь волевых характеристик

1

 

4

3

 

3

5

 

2

2

 

3

4

 

2

6

 

1

Частотный словарь конвенциональных  характеристик

1

 

5

3

 

3

5

 

2

2

 

4

4

 

3

6

 

1

Частотный словарь телесно-физических характеристик

1

 

5

3

 

3

5

 

2

2

 

4

4

 

3

6

 

2

Частотный словарь эмоционально-личностных характеристик

1

 

7

3

 

4

5

 

2

2

 

5

4

 

3

6

 

2

Частотный словарь интеллектуально-творческих характеристик

1

 

4

3

 

3

5

 

2

2

 

3

4

 

2

6

 

1

Частотный словарь характеристик особенностей поведения как субъекта  взаимодействия 

1

 

4

3

 

3

5

 

2

2

 

4

4

 

3

6

 

2

Частотный словарь характеристик особенностей поведения как субъекта деятельности

1

 

6

3

 

4

5

 

3

2

 

4

4

 

4

6

 

3

Частотный словарь характеристик как субъекта деятельности и взаимодействия

1

 

6

3

 

3

5

 

2

2

 

4

4

 

2

6

 

1

 


Заключение

В заключении хочется подчеркнуть, что в современной психологии выявлено существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека, между  Я-образами и Ты-образами.

Образ ребенка в сознании взрослого: педагога или родителей – особо актуальная и малоизученная тема. Под образом ребенка понимается целостная совокупность житей­ских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных ус­тановок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуали­зирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним. Структура образа ребенка вариативна, она складывается вследствие существования целого ряда стереотипов, установок, проекций и чрезвычайно сложна.

Под образом ребенка понимается целостная совокупность всех жи­тейских и научных представлений о ребенке, комплекс всех социаль­ных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и ак­туализирующихся в процессе взаимодействия с ребенком.

Образы ребенка многозначны, полифункциональны, вариативны, индивидуальны и неоднородны. Образы-эталоны  определяют стратегические цели обучения и воспитания ребенка.  В практической части данной работы было заметно, как изучение образа ребенка в сознании родителей и педагогов, помогает проследить приоритетные цели воспитания  ребенка, упущения данного процесса, возможные  его коррективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: Педагогика, 1983.

2.      Алексеев В. А.    Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.

3.      Андреева Г.М. Психология социальных познаний. – М.: Владос, 2000.

4.      Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Знание, 1986.

5.      Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Педагогика,1982.

6.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

7.      Бурлачук Ф.А. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической  диагностики.- Киев, 1987.

8.      Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

9.      Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.-  М.: Просвещение, 1986.

10. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искаженной афферентации // Вопросы психологии.-1984.-.№2.- С. 26-34.

11. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.-1991.- № 2 .- С. 15-37.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.

13. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.

14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1959.

16. Липкина   И.Б.   Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.

17. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник Академии наук СССР.-1985.- № 6.- С.85-92.

18. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл / Под ред. И.Ю.Романова. – М.: Интерпракс, 1994.

19. Развитие личности ребенка: Пер. с анг. / Обл. ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.

20. Реан А.А.  Психология педагогической деятельности. – СПб.: Питер-Юрайт, 1994.

21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:Владос, 1996.

23. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. – СПб.: Химиздат, 2001.

24. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

25. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология.- 1990.- № 3.- С. 42-50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Протоколы заполнения методик родителями

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________

Ф.И.О. родителя  (мама)      _____________________________________________

ЗАДАНИЕ № 1. «Ребенок»

Объектов Вашего внимания будет ребенок, чья фамилия указана в первой строке. Представьте себе его и подумайте, что бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что вам придет в голову, пожалуйста, скажите и я это запишу. Снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем. Мы снова запишем. Так необходимо сделать 20 раз. Помните о том, что:

Информация о работе Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей