Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа
Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.
Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы
надо стараться быть честным и искренним, иначе ответы теряют смысл, но при этом меру искренности и доверительности своих ответов регулируйте сами, ни к кому за советом не обращайтесь, так как ни кто не знает Вашего ребенка лучше чем Вы сами;
необходимо дать все 20 ответов, так как именно последние ответы самые информативные и интересные, так как они меньше всего осознаются и имеют существенное влияние на восприятие другого человека.
Задание - инструкция для педагога: объектом Вашего внимания будет ребенок, чья фамилия указана в первой строке. Представьте себе его и подумайте, что бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что вам придет в голову, пожалуйста, запишите в протокол. Снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем и запиши ответ. Так необходимо сделать 20 раз. Помните о том, что:
не следует заниматься перебором вариантов;
надо стараться быть честным и искренним, иначе ответы теряют смысл, но при этом меру искренности и доверительности своих ответов регулируйте сами, ни к кому за советом не обращайтесь;
необходимо дать все 20 ответов, так как именно последние ответы самые информативные и интересные, так как они меньше всего осознаются и имеют существенное влияние на восприятие другого человека.
Ответы участников заносятся в протоколы и находятся в приложениях 1,2,3.
Анализ ответов испытуемых проходит по следующим критериям:
По методике «ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ» респонденты получили следующее задание:
Задание - инструкция для детей: Перед тобой нарисовано 5 различных фигур:
Представь себе, что это не фигуры, а картины различных людей и наш художник-авангардист, старался передать не внешнее сходство, а внутреннюю сущность людей. Конечно все люди разные, но даже в самых непохожих есть что-то общее.
Посмотри на эти портреты и найди тот, который больше других похож на тебя, скажи мне. Снова посмотри на «портреты» и из оставшихся четырех ( уже не так сильно похожих на тебя) снова выбери тот, что более других похож на тебя. Покажи его мне вновь. Повтори эту процедуру до конца, включая пятый портрет – портрет того, кто менее всего похож на тебя.
Задание - инструкция для педагога и родителей была подобной.
При выполнении задания участники исследования были заинтересованы, задание их увлекало и не вызывало особых трудностей.
На основании протоколов составляются таблицы.
Таблица 1.
Сводная таблица психогеометрического теста на реальных мальчиков и девочек
Имя ребенка |
РЕБЕНОК О СЕБЕ |
МАМЫ О ДЕТЯХ | ПАПЫ О ДЕТЯХ | ПЕДАГОГ О ДЕТЯХ | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Составление частотного словаря характеристик образа реальных девочек родителями
Частотный словарь волевых характеристик | ||||||||||||||||
1 |
| 4 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 3 | 4 |
| 2 | 6 |
| 1 | ||||||||
Частотный словарь конвенциональных характеристик | ||||||||||||||||
1 |
| 5 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 4 | 4 |
| 3 | 6 |
| 1 | ||||||||
Частотный словарь телесно-физических характеристик | ||||||||||||||||
1 |
| 5 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 4 | 4 |
| 3 | 6 |
| 2 | ||||||||
Частотный словарь эмоционально-личностных характеристик | ||||||||||||||||
1 |
| 7 | 3 |
| 4 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 5 | 4 |
| 3 | 6 |
| 2 | ||||||||
Частотный словарь интеллектуально-творческих характеристик | ||||||||||||||||
1 |
| 4 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 3 | 4 |
| 2 | 6 |
| 1 | ||||||||
Частотный словарь характеристик особенностей поведения как субъекта взаимодействия | ||||||||||||||||
1 |
| 4 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 4 | 4 |
| 3 | 6 |
| 2 | ||||||||
Частотный словарь характеристик особенностей поведения как субъекта деятельности | ||||||||||||||||
1 |
| 6 | 3 |
| 4 | 5 |
| 3 | ||||||||
2 |
| 4 | 4 |
| 4 | 6 |
| 3 | ||||||||
Частотный словарь характеристик как субъекта деятельности и взаимодействия | ||||||||||||||||
1 |
| 6 | 3 |
| 3 | 5 |
| 2 | ||||||||
2 |
| 4 | 4 |
| 2 | 6 |
| 1 |
Заключение
В заключении хочется подчеркнуть, что в современной психологии выявлено существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека, между Я-образами и Ты-образами.
Образ ребенка в сознании взрослого: педагога или родителей – особо актуальная и малоизученная тема. Под образом ребенка понимается целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним. Структура образа ребенка вариативна, она складывается вследствие существования целого ряда стереотипов, установок, проекций и чрезвычайно сложна.
Под образом ребенка понимается целостная совокупность всех житейских и научных представлений о ребенке, комплекс всех социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе взаимодействия с ребенком.
Образы ребенка многозначны, полифункциональны, вариативны, индивидуальны и неоднородны. Образы-эталоны определяют стратегические цели обучения и воспитания ребенка. В практической части данной работы было заметно, как изучение образа ребенка в сознании родителей и педагогов, помогает проследить приоритетные цели воспитания ребенка, упущения данного процесса, возможные его коррективы.
Список литературы
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: Педагогика, 1983.
2. Алексеев В. А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.
3. Андреева Г.М. Психология социальных познаний. – М.: Владос, 2000.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Знание, 1986.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Педагогика,1982.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
7. Бурлачук Ф.А. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики.- Киев, 1987.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
9. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М.: Просвещение, 1986.
10. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искаженной афферентации // Вопросы психологии.-1984.-.№2.- С. 26-34.
11. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.-1991.- № 2 .- С. 15-37.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.
13. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1959.
16. Липкина И.Б. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.
17. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник Академии наук СССР.-1985.- № 6.- С.85-92.
18. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл / Под ред. И.Ю.Романова. – М.: Интерпракс, 1994.
19. Развитие личности ребенка: Пер. с анг. / Обл. ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987.
20. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. – СПб.: Питер-Юрайт, 1994.
21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:Владос, 1996.
23. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. – СПб.: Химиздат, 2001.
24. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
25. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология.- 1990.- № 3.- С. 42-50.
Приложение № 1
Протоколы заполнения методик родителями
Ф.И. ребенка ______________________________
Ф.И.О. родителя (мама) ______________________________
ЗАДАНИЕ № 1. «Ребенок»
Объектов Вашего внимания будет ребенок, чья фамилия указана в первой строке. Представьте себе его и подумайте, что бы Вы могли сказать о нем тому, кто его совсем не знает, но хотел бы узнать. Первое, что вам придет в голову, пожалуйста, скажите и я это запишу. Снова подумайте, что бы Вы еще могли сказать о нем. Мы снова запишем. Так необходимо сделать 20 раз. Помните о том, что: