Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 07:30, курсовая работа
Цель исследования: соотнести представления взрослых родителей и педагогов о ребенке с представлениями ребенка о самом себе.
Задачи исследования
1) Изучение литературы по данному вопросу.
2) Определение сущности психического образа и особенности его формирования.
3) Изучение особенностей образной сферы дошкольников.
Введение 3
I. Теоретические основы образа ребенка - дошкольника 6
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2. «Я» -концепция человека в психологии 12
1.3. Структура образа ребенка в сознании взрослых 16
II. Описание исследования сравнительного анализа образа ребенка-дошкольника в сознании родителей и воспитателей 29
2.1. Методы исследования 29
2.2 Описание методов математической статистики
Заключение 33
Список литературы
Одна из особенностей дошкольного возраста состоит в том, что малыш живет общей со взрослыми жизнью. Они вместе играют, лепят, строят, рисуют, поют, танцуют и т.д. Но ребенок, как подчеркивал А.В. Запорожец, не пассивный объект внешних влияний. В педагогическом процессе он выступает как субъект общения, устанавливающий контакты, взаимодействующий с условиями жизни и людьми, обладающий личностной неповторимостью. Благодаря активности малыша, которая выступает в разных видах и формах, процесс воздействия на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс его взаимодействия с действительностью. Ребенок не только отвечает на раздражители окружающей среды, но и сам воздействует на них и самого себя. Поэтому одни и те же педагогические приемы оказывают разное воздействие на детей одного возраста. Более того, один и тот же ребенок по-разному реагирует на них в разных ситуациях.
Развитие детей дошкольного возраста, их особенности изучают многие науки — детская психология, дошкольная педагогика, анатомия, физиология, педиатрия и пр. Каждая из них составляет свой портрет ребенка, выделяя определенную сторону его развития. Составляя психологический портрет дошкольника, необходимо прежде всего определить, кому он предназначен — педагогу или психологу, поскольку в профессиональной деятельности воспитателя и психолога возникают разные исследовательские задачи.
Цель научного исследования состоит в том, чтобы в соответствующих терминах изучить и описать закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах. В научной психологии существует обобщенное представление о ребенке определенного и возраста.
Воспитатель в своей работе имеет дело не с ребенком вообще, а с конкретным воспитанником в конкретных житейских ситуациях. Педагог воспитывает и обучает малыша и изучает его, когда это необходимо для успешной педагогической деятельности, для реализации целей образования. Гуманизация образования предполагает прежде всего «очеловечивание» воспитания и обучения, когда воспитатель будет видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть или отсутствуют как у обобщенного «пятилетки», «шестилетки» и т.д.
Психические проявления дошкольника многообразны. Но воспитателю нужно иное знание о ребенке, чем психологу. Педагог должен представлять основные, ведущие линии развития, основные новообразования в них, а главное — своеобразие их индивидуального проявления.
Изучать дошкольника важно, ориентируясь не на собственно научную психологию, а на практическое ее направление, цель которого в том, чтобы понять неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни.
Традиционно в детской психологии выделяют три сферы психического развития: деятельность, познание и личность. Рассмотрим каждую из них.
Во-первых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
Во-вторых, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
В-третьих, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Не выделяя среди указанных линий развития приоритетов, подчеркнем, что педагог имеет дело прежде всего с деятельностью воспитанника. Ему очень важно знать особенности развития детской деятельности, чтобы не только организовать ее, но и руководить ею, не разрушая ее своеобразия, создавая возможности для самореализации ребенка. Воспитатель изучает не просто структуру деятельности, а особенности ее протекания у конкретного ребенка и проявления его сознания в разнообразных формах активности, таких, как рисование, игра и пр. С.Л. Рубинштейн писал: «Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях». То есть в деятельности психическое развитие совершается и проявляется.
Формы, уровни, проявления детской активности при переходе от раннего к дошкольному детству становятся более разнообразными. К трем годам происходят важнейшие изменения в психике малыша: возникает личное действие и сознание «Я сам», проявляются личные желания, формируется гордость за собственные достижения, — личностное новообразование раннего детства. Эти изменения свидетельствуют о нарастании тенденции к самостоятельности. Ребенок отделяет себя от взрослого, начинает осознавать свою автономию, а значит, глубже познает себя, окружающий мир и взрослого. Более того, стремление к самостоятельности, как подчеркнул А.В. Запорожец, превращается в положительную внутреннюю причину развития и побуждает ребенка переходить к новым видам деятельности.
К младшему дошкольному возрасту малыш уже овладел определенными знаниями и умениями, навыками. Теперь, учитывая возросшие возможности дошкольника по сравнению с преддошкольником, взрослый предоставляет ребенку больше возможностей для проявления инициативы, предъявляет к нему более высокие требования. Взрослый ставит более сложные задачи и систематически обучает малыша способам их выполнения. Поэтому у дошкольника складываются новые взаимоотношения с окружающими его людьми, возникают зачатки более высоких форм созидательной деятельности. Из совместной со взрослым деятельность становится совместно-разделенной, а затем индивидуальной.
Главным противоречием в развитии выступает несоответствие между потребностью быть взрослым, с одной стороны, и ограниченными физическими и психическими возможностями малыша — с другой.
Дошкольник старается познать мир взрослых. Этот мир перед малышом открывается со стороны взаимосвязей, деятельности, разнообразных социальных функций и отношений между людьми. Деятельность дошкольника максимально разнообразна.
Дошкольник включается в бытовую, трудовую, разные виды игровой и продуктивной деятельности. Именно в деятельности малыш осваивает разнообразные функции и отношения взрослых, которые при этом предстают в разном контексте, в разных ситуациях, с разных точек зрения. Многоплановость и разнообразие видов деятельности дают малышу представление о многоплановости и разнообразии жизни взрослых. Ребенок проникает в это многообразие с помощью моделирования, опосредованно, поскольку непосредственно далеко не все ситуации и отношения взрослых ему доступны. Наглядные модели, как писал А.В. Запорожец, — это специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях, отношениях, закономерностях явлений действительности. Подчеркнем, что для всех видов деятельности дошкольника, кроме их направленности на мир взрослых, характерна еще одна особенность — моделирующий характер. Так, в сюжетно-ролевой игре ребенок, выполняя роль, моделирует взаимоотношения людей и взаимосвязи реальных предметов, используя заместители. Рисунок выступает наглядной моделью объекта или ситуации, отражая их характеристики. В процессе конструирования малыш создает объемные модели предметов и построек. На основе наглядных моделей, обеспечивающих дифференциальное и целостное восприятие музыки, происходит развитие музыкальной деятельности.
Различают виды деятельности по следующим критериям: какую сферу действительности и с помощью каких средств отражает ребенок; какие правила и нормы он осваивает; как представлен в деятельности взрослый.
Выполняя разные виды деятельности, ребенок становится в определенное отношение к действительности: социальной, природной, вещественной, а также в определенное отношение ко взрослому и самому себе. Рассматривая деятельность дошкольника, Д.Б. Эльконин подчеркнул, что в бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, отношения взрослого и ребенка предстают в непосредственной форме.
В различных видах труда дошкольник вступает в отношения со взрослыми через достигнутые результаты [29 c. 311].
В игре взрослый присутствует опосредованно, через роль, которую берет на себя малыш. Благодаря роли дошкольник усваивает типичные формы отношений к вещам и другим людям. Формируются «механизмы подчинения своего поведения образу, данному в идеальной форме, в форме представления, как образцу».
В дошкольном детстве, подчеркивал А.Н. Леонтьев, завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности субъекта, — единство личности. Примерно с трех лет у детей начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения и деятельности в целом. Деятельность все чаще побуждается и направляется не отдельными мотивами, которые сменяют друг друга, а теми, которые подкрепляют друг друга или вступают в конфликт. В результате борьбы мотивов образуется их иерархия, соподчинение. Теперь у ребенка появляется возможность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву. Выполнение одного действия ради другого сначала возникает в общении со взрослым, когда соотношение создается требованием педагога. А затем это происходит благодаря объективным обстоятельствам в самой деятельности ребенка. Теперь он стремится к цели, которая сама по себе не привлекательна, или отказывается от приятного, чтобы достичь чего-то важного и избежать нежелательного. В результате отдельные действия дошкольника приобретают сложный, как бы отраженный смысл в зависимости от того, в подчинении к какому мотиву они выступают.
Главным новообразованием во всех сферах жизни и деятельности ребенка является превращение его поведения из «полевого» в «волевое». Поведение и деятельность дошкольника уже не подчиняются однозначно внешнепредметной заданно, а превращаются в осмысленные, произвольные. Формирование произвольности сопряжено с появлением направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой (А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова).
У дошкольника создается возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным, автономным от взрослого, теряет непосредственность.
Ребенок, подчиняясь нравственной норме, поступает не так, как хочет, а так, как надо, преодолевая сиюминутные желания.
Дошкольный возраст связан с формированием первых этических представлений о том, как надо вести себя в определенных ситуациях. С возрастом меняется позиция взрослого, определяющая выполнение нравственной нормы. В дошкольном возрасте начинает распадаться тесная связь со взрослым. Его присутствие становится не обязательным для соблюдения малышом нормы поведения. Теперь ребенок сам осознает нравственные нормы, которые диктуют определенный способ поведения. Более того, он сравнивает свои действия не со взрослым, а с идеальным внутренним эталоном. Норма, а не взрослый или его требование, начинает выступать регулятором поведения дошкольника. Подчеркнем, что общечеловеческие ценности ребенок усваивает и в реальных, и в воображаемых ситуациях. Последние значительно расширяют круг тех явлений действительности, которые может познать дошкольник.
Преодоление ситуативных воздействий, возникновение способности руководствоваться внутренними, надситуативными регуляторами — это путь развития произвольности. Главными ее показателями выступают осознанность и опосредованность. Опосредование обеспечивается прежде всего речью, когда она превращается из внешней во внутреннюю, начинает выполнять планирующую функцию, предварять деятельность.
В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Об этом свидетельствует дифференциация явлений, например «живое» — «неживое», тенденция к установлению связи между явлениями, анализ нравственных категорий.
1.2 «Я – концепция» человека в психологии
Результатом самосознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образе Я».
Образ «Я» – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В психологических исследованиях «образа Я» выделяют несколько автономных, формальных характеристик, подлежащих измерению [4 c. 18].