Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашего исследования выражена актуальностью межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды.
Цель исследования: выявление и определение потенциала социально- педагогического опыта в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно положительном отношении родителей к ребенку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……….…...3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………..……….….…6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам семейного воспитания ……………..……………..........6
1.2. Становление личности ребенка
в семье …………………………………………………………...…....10
1.3. Типы семейных отношений
и стили семейного воспитания ……..………………….…….….....15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………....…24
2.1 Семейный опыт в воспитании детей...........................................24
2.2. Экспериментальная часть исследования…………………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….………...…......38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………….….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.……………………………………...……..….41

Файлы: 1 файл

ИТОГ КУРСОВОЙ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Так же огромную роль в  семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг к другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь, и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Таким образом, полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового  человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Целью семейного воспитания является развитие разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью.

 

1.2. Становление личности ребёнка  в семье

По мнению немецкого  специалиста по детской психологии и психиатрии   Миелке У. семья это основная инстанция в жизни ребенка.  Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание.  Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи.  Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей. 

Литовский педагог  Йовайша Л. продолжая тему семейного воспитания пишет, что дети учатся действиям и поступкам понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь, и сами действуя.  Следовательно, они подражают другим, сопоставляя себя с ними.  Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение.  Поэтому, общаясь с детьми надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.

Методы семейного воспитания:

  • поучения;
  • воспитательные беседы;
  • рассказывание сказок и чтение вслух;
  • заучивание стихов наизусть;
  • действенные методы (игры, совместный труд, обязанности по дому,    гигиенические процедуры и т. д.).

В семье используются различные методы признания и поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д.   Дети утешаются в несчастии, в  трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а  при ошибках, ищутся способы для их исправления.  При достижениях в трудной деятельности, дети награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение, за то, что человек обязан делать.  Награждать можно и вещами, и деньгами.

Применяются следующие  наказания: несогласие, возражение, устыжение, предупреждение.  В редких случаях применяется изолирование от братьев и сестер.

Выбор  и  применение  методов  родительского  воспитания  опираются  на  ряд  общих  условий:

  1. Знание  родителями  своих  детей,  их  положительных и отрицательных качеств:  что  читают,  чем интересуются,  какие поручения выполняют,  какие трудности испытывают,  какие отношение с одноклассниками и педагогами,  что более всего ценят в людях.
  2. Личный  опыт  родителей,  их  авторитет,  характер  отношений в семье,  стремление  воспитывать  личным  примером.
  3. Если  родители  отдают  предпочтение  совместной  деятельности,  то  обычно  превалируют практические  методы.
  4. Педагогическая  культура  родителей  оказывает решающее  влияние на  выбор методов,  средств,  форм  воспитания.

Белорусский  педагог  Чечет  В. В. пишет  о  том,  что большое значение в становлении личности  имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

Он  выделяет  следующие стили семейного воспитания:

  • демократически;
  • авторитарный.

 При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка, т.е. стиль - согласия.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку, т.е. стиль - подавления.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

  В  нашем   современном  обществе  все   заметнее  становится  кризис  семьи,  пути  выхода  из  которого  пока  неясны.   Кризис  выражается  в  том,  что  семья  все  хуже  реализует  свою  главную  функцию – воспитание  детей.

 Среди  наиболее  веских  причин  неудовлетворительного  воспитания  детей  в семье следующие:

  • невысокий  экономический  уровень  большинства  семей;
  • низкая  культура  общественной  жизни;
  • двойная  нагрузка  на  женщину  в  семье – и  на  работу,  и  на  семью;
  • высокий  процент  разводов;
  • бытующие  общественное  мнение,  что  муж  лишь  помогает  жене  в  воспитании  детей;
  • обострение  конфликтов  между  поколениями;
  • увеличение  разрыва  между  семьей  и  школой.

Воспитать ребенка правильно  и нормально гораздо легче, чем  перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка – тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в  первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Позиция ребенка в  семье изменяется в зависимости  от его возраста. Чем меньше ему  лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

На позицию ребенка  влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца - от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье - явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого - то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи.

В любом периоде жизни  человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной  связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых  лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Родители формируют  интересы ребенка, советуют ему выбрать  те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса  будущей профессии, на выработку  социальной позиции. Имея свою, заимствованную у  родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Поэтому, первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в безусловной родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

 

1.3. Типы семейных отношений и стили семейного воспитания

Семья - это сложное  социальное образование. Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и т. д. каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика - потребительские аспекты семьи и участие в производстве материальных благ и услуг. Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками и кросскультурными исследованиями. Демография - роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика - ее воспитательные возможности. Если рассматривать семью, как систему, система подвижна и пластична за счет взаимной подвижности элементов, а относительно сохранна и крепка именно за счет прочности и сохранности своих элементов. Заметной и доступной является объяснение этой системы в подходе Шабельникова В. К.

Опираясь на труды  таких философов, ученых, как Гегель Г., Маркс К., он отмечает, что семья и семейные отношения, как система находится в иерархии с другими системами. Напоминая принцип матрешек, - одна входит, подчиняется, наполняет другую подсистему. Данный принцип может развиваться в направлении от частного к общему, и от общего - к частному.

Семья - система не естественно-природного происхождения, но социально - биологического. Это обстоятельство не влияет на функцию  системы - ее саморазвитие, детерминированное  другой, управляющей системой. В  своей книге «Развитие личности: семейные детерминанты»  Шабельников В.К. писал: «…Функция системы - это не абстракция, не тощее определение роли системы, а материально организованная активность, направляемая конкретной структурой противоречий, снимаемых системой…» (27, с.53). 

В саморазвитии систем главную  роль играет их внутренне противоречие, порождающиеся в ходе своего развертывания  и разрешения в конкретные формы  систем.

Шабельников В.К. выделяет следующие типы семьи:

  • традиционная семья, лежащая в основе структурирования родовых и этнических социальных систем. Такая семья отличается развитостью сложных внутрисемейных и межсемейных отношений, создающих устойчивую структуру общества (рода, этноса, клана). Жизнедеятельность такой семьи непосредственно определяется ее функциями в биосфере, по отношению к которой семья выступает как базисная социальная система, обеспечивающая биосферные функции человека и создающая основы социальной организации рода;
  • второй тип семьи - семья, включенная в конкурентные ей системы организации общества: государственные, рыночно-производственные, и новые формы социальной организации, только еще формирующиеся на волне кризиса рыночно-производственой системы и не получившие ясной характеристики в современной науке. В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка.

Мудрик А.В. утверждает, что «семья – основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (15, с.91).

С точки зрения психологического здоровья семьи, Торохтий В. С. выделил  два основных типа семей.

Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны:

  • с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»);
  • с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Информация о работе Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе