Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:32, курсовая работа
Актуальность нашего исследования выражена актуальностью межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды.
Цель исследования: выявление и определение потенциала социально- педагогического опыта в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно положительном отношении родителей к ребенку.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……….…...3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………..……….….…6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам семейного воспитания ……………..……………..........6
1.2. Становление личности ребенка
в семье …………………………………………………………...…....10
1.3. Типы семейных отношений
и стили семейного воспитания ……..………………….…….….....15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………....…24
2.1 Семейный опыт в воспитании детей...........................................24
2.2. Экспериментальная часть исследования…………………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….………...…......38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………….….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.……………………………………...……..….41
Неблагополучный - (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную.
По мнению российских
социологов Авдеева А. А., Голода С. И.,
и др. в настоящее в России функционирует
параллельно несколько
В психологии существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию:
Стиль семейного воспитания является неотъемлемой составляющей родительства, влияет на характер воспитания сформированность любви родителей к своему ребенку. Стиль взаимоотношений родителя с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы, считает Ковалев С.В.
Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу не полноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований - требования, предъявляемые к ребенку чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональные реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Постепенно неуверенность в себя становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате - конфликтные отношения и недоверия.
Гипоопека - недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, слабо развита воля. Рядом авторов подчеркивается, что нарушения системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.
Гипопротекция (гипоопека) - отсутствие необходимой заботы о ребенке.
Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребенке, блокирующая его самостоятельность и инициативность.
Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение - неприятие ребенка во всех его проявлениях.
Жестокие взаимоотношения - могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность ребенка над другими членами семьи, к чему ребенок не готов.
Под руководством Овчаровой Р. В. было проведено исследование представлений о родительской любви в полных и неполных семьях (18 с. 319). Используя методику «Родительское сочинение» было доказано, что представления о родительской любви у женщин и мужчин, воспитывающихся в неполных семьях - разные. Для женщин (девочек) более характерны безответственность и свобода. Она, как слабое существо находится под контролем своей матери или отца. Мужчина (мальчик), воспитанный в неполной семье, чаще берет на себя ответственность и контроль над другими членами семьи. У мужчин, воспитанных одним родителем, представления о родительской любви больше связаны с чадолюбием, а у женщин - с человеколюбием.
Неполная семья - если один из родителей отсутствует по профессиональным или иным причинам, что оставляет мало времени для воспитания детей.
Одинокие работающие матери особенно сильно переживают из-за того, что им целый день приходится проводить вне дома, поэтому они стараются тратить на себя как можно меньше времени. Из-за своей занятости одинокие матери часто отказываются от общения со взрослыми в нерабочее время, тем самым лишая себя возможности получить сочувствие и одобрения. Они перекладывают эту роль «судьи» на ребенка, что проводит к их быстрому взрослению. Одинокие родители, в частности, матери - одиночки склонны расширять сферу родительских чувств, предпочитать в подростке детские свойства, боятся утратить ребенка.
Полная семья - объединяет два поколения, включая отца, мать и ребенка (детей). Сегодня это наиболее распространенная форма семьи в западном обществе. Молодые люди из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их такими, какие они есть.
Однако Дружинин В. Н. полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.
В работе Варга А. Я. описаны
три неблагоприятных для
В исследовании Соколовой
Е. Т. выделен такой тип детско-
Немалое значение на характер родительской любви имеет тип семейных отношений, в которых состоят родители ребенка. В отечественной и западной современной психологии представлено огромное множество типологий семейных отношений, с точки зрения культуры, экономики, социологии, религии.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
На семью в первую очередь отразились негативные последствия перехода цивилизации в XXI век, сущностных изменений в характере труда, быта, человеческих отношений. Семья «болеет», конфликтует, видоизменяется, сокращает деторождение, нарастает одиночество. Человек, лишенный семейного тепла, любви, понимания, так же «болеет» - становится замкнутым, агрессивным, впадает в депрессию. Ничто не может заменить человеку семью, ее значимость для полноценного развития и самореализации.
Ребенок еще в школьные годы должен осмыслить ценность семьи, значимость ее для счастья, что в семье допустимо и что нет, как формируется мир душевной человеческой теплоты, взаимоответственности и уважения, достоинства и мудрости.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Следовательно, от того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются ее старшие представители на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
1. Семейное воспитание
— это целенаправленные, сознательные
воспитательные воздействия,
2. Задача родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.
3. Большое значение имеет качество семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
4. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
5. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи.
6. Безусловно положительное отношение со стороны родителей представляет собой совокупность всех психологических актов, возникающих в сознании ребенка благодаря любви. Ребенку необходима родительская любовь, ему важно, чтобы его объективно оценивали за реальные жизненные достижения, но не менее важно, чтобы, безусловно, принимали и любили.
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Семейный опыт в воспитании детей
Дом, семья – это защита, опора, «крепость», где человек может получить радость, защищенность, первый опыт, - это место где тебя любят, понимают и принимают без всяких условий и оговорок.
Семья занимает особое место в жизни ребенка. В семье ребенок растет и с первых лет жизни усваивает нормы человеческих отношений. Впитывая все, что характерно для его семьи. В процессе семейного воспитания возникают очень крепкие внутри семейные связи.
Опыт семейного воспитания семьи Никитиных замечателен не только тем, что дети школьные курсы освоили на три – четыре года раньше своих сверстников, а тем, что сэкономленное время расходовали на укрепление здоровья, на чтение литературы, на участие в производительном труде.
Многодетная семья Никитиных (7 детей) - вероятно, одна из самых знаменитых в мире. Их знают, ими интересуются потому, что их метод воспитания дает надежду на осуществление заветной, иногда безотчетной мечты многих родителей - иметь физически крепкого, интеллектуально одаренного ребенка, талантом и успехами которого можно гордиться.
Жизнь подтвердила правоту педагогических принципов этой семьи - дети Никитиных, каждый в своей профессиональной области, считаются классными специалистами. А среди них есть и электронщик, и химик, и медицинский работник, и юрист, и журналистка, и оператор кабельного телевидения. Кроме того, все они прекрасные семьянины. Девочки стали заботливыми матерями, мальчики - ответственными отцами семейств. Ни один из Никитиных не развёлся, не бросил семью, не оставил детей.
По глубокому убеждению Никитиных, именно семья формирует на 80% умственное развитие ребенка. Понимая это, родители должны со всей ответственностью возлагать на себя главные заботы о воспитании и здоровье своих детей.
Несмотря на огромную занятость семейными делами, Никитины нашли время и возможности для колоссальной публицистической работы. Они сумели обобщить бесценный опыт (свой и своих последователей, незаслуженно забытых ученых, данные передовой науки) по проблемам ожидания ребенка, его рождения, воспитания в раннем и дошкольном возрасте.
Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.
Правильная организация
учебной работы включает в себя ряд
моментов, касающихся внешних и внутренних
условий деятельности. К внешним
условиям относятся правильно
Обобщив знания
науки и зерна народного опыта,
Основные принципы воспитания семьи Никитиных:
Информация о работе Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе