Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:32, курсовая работа
Актуальность нашего исследования выражена актуальностью межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды.
Цель исследования: выявление и определение потенциала социально- педагогического опыта в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно положительном отношении родителей к ребенку.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……….…...3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………..……….….…6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам семейного воспитания ……………..……………..........6
1.2. Становление личности ребенка
в семье …………………………………………………………...…....10
1.3. Типы семейных отношений
и стили семейного воспитания ……..………………….…….….....15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………....…24
2.1 Семейный опыт в воспитании детей...........................................24
2.2. Экспериментальная часть исследования…………………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….………...…......38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………….….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.……………………………………...……..….41
Мы проводила эту методику для того, чтобы понять личность каждого ребенка. А для этого важно было знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается (приложение № 1).
И для более объективных результатов изучения условий семейного воспитания, мы провели тест с родителями на родительском собрании, что помогло нам сделать вывод относительно проблемам семейного воспитания детей. Для половины родителей (13) из класса ребенок самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к ребенку с уважением, придерживаются прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. 10-и родителям забота о ребенке вопрос первостепенной важности. Эти родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Они порой чересчур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. У 3-х родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого (приложение № 2).
Мы получили результаты, которые подтвердили наши предположения, сделанные на основе рисунков. Рисунок ребенка, родительская анкета соответствовали друг другу.
Факторный анализ позволил нам вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, негативные переживания ребенка связанные с семьей, чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.
Таким образом, в результате экспериментального исследования подтвердилась гипотеза о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно, положительном отношении родителей к ребенку.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:
1. Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных, но и в благополучных семьях. Родители из благополучных семей осознают важность педагогического воспитания, более адекватно оценивают условия семейного воспитания и целенаправленно работают над созданием психологически-комфортных отношений в семье. Неблагополучие семьи отражается на обучении и воспитании ребенка в школе.
2. Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
3. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношении между родителями и детьми. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей.
4. Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, которое не возможно, прежде всего, без, безусловно, положительного отношения по отношению к ребенку со стороны родителей. Другими словами, безусловно, положительное отношение со стороны родителей к ребенку формирует у ребенка положительное отношение к родителям в целом.
5. Школа и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развить способности каждого ученика в школе и за ее приделами.
1. Необходимо тщательное
изучение опыта семей (в
2. Передача семейного опыта в воспитании детей осуществляется на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально – контролируемой.
3. Специфика воспитательного процесса в семье заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением, безусловно положительно. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, изменения стили взаимоотношений в семье, ориентация на гуманистические ценности в межличностном общении всех членов семьи.
4. Рассмотрев типы и стили семейного воспитания, мы выяснили, что семья не только формирует и определяет поведение ребенка, но и закладывает эмоциональный установки и структуру поведения в обществе.
5. В жизни каждого ребенка родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения, которым ребенок подражает. Следовательно, трансляция позитивного отношения в семье по отношению к детям является основой, на которой формируется отношение детей к собственным родителям, а так же и другим людям.
6. Проблемы семейного воспитания в большей степени связаны с типичными ошибками семейного воспитания, отсутствием необходимых знаний о закономерностях детского развития, у родителей нет навыков эффективного взаимодействия с ребенком на различных этапах его личностного становления.
7. Повышение социально - педагогической эффективности семьи и семейного воспитания возможно только в рамках безусловно положительного отношения к ребенку со стороны родителей.
8. Формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, пути установления в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу - все это необходимо для повышения педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.
9. В результате экспериментального исследования нами подтверждена гипотеза, о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно, положительном отношении родителей к ребенку.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение № 1
Симптомокомплексы КРС
Симптомо комплекс |
№ |
СИМПТОМ |
Благоприятная семейная ситуация |
1. |
Общая деятельность всех членов семьи |
2. |
Преобладание людей на рисунке | |
3. |
Изображение всех членов семьи | |
4. |
Отсутствие изолированных членов семьи | |
5. |
Отсутствие штриховки | |
6. |
Хорошее качество линий | |
7. |
Адекватное распределение людей на листе | |
Тревожность |
1. |
Штриховка |
2. |
Линия основания - пол | |
3. |
Линия над рисунком | |
4. |
Линия с сильным нажимом | |
5. |
Стирание | |
6. |
Преувеличенное внимание к деталям | |
7. |
Преобладание вещей | |
8. |
Двойные или прерывистые линии | |
9. |
Подчеркивание отдельных деталей | |
Конфликтность в семье |
1. |
Барьеры между фигурами |
2. |
Стирание отдельных фигур | |
3. |
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | |
4. |
Выделение отдельных фигур | |
5. |
Изоляция отдельных фигур | |
6. |
Неадекватная величина отдельных фигур | |
7. |
Несоответствие вербального описания рисунка | |
8. |
Преобладание вещей | |
9. |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | |
10. |
Член семьи, стоящий спиной | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1. |
Автор рисунка непропорционально маленький |
2. |
Расположение фигур на нижней части листа | |
3. |
Линия слабая, прерывистая | |
4. |
Изоляция автора от других | |
5. |
Маленькие фигуры автора | |
6. |
Неподвижная по сравнению с другими фигура | |
7. |
Отсутствие автора | |
8. |
Автор стоит спиной | |
Враждебность в семейной ситуации |
1. |
Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа |
2. |
Агрессивная позиция фигуры | |
3. |
Зачеркнутая фигура | |
4. |
Деформированная фигура | |
5. |
Обратный профиль | |
6. |
Руки раскинуты в стороны | |
7. |
Пальцы длинные, подчеркнутые |
Приложение № 2
Тест для родителей «Я и мой ребенок?»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
А - Могу и всегда так поступаю
Б - Могу, но не всегда так поступаю
В - Не могу
№ п/п |
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ | ||
А |
Б |
В | ||
1. |
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
|||
2. |
Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
|||
3. |
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
|||
4. |
Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
|||
5. |
Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? |
|||
6. |
Поставить себя на место ребенка? |
|||
7. |
Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? |
|||
8. |
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? |
|||
9. |
Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
|||
10. |
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
|||
11. |
Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, вести себя как хочет? |
|||
12. |
Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Ключ к тесту:
Ответ «А» - оценивается в три очка.
Ответ «Б» - оценивается в два очка.
Ответ «В» - оценивается в одно очко.
Информация о работе Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе