Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашего исследования выражена актуальностью межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды.
Цель исследования: выявление и определение потенциала социально- педагогического опыта в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно положительном отношении родителей к ребенку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……….…...3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………..……….….…6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам семейного воспитания ……………..……………..........6
1.2. Становление личности ребенка
в семье …………………………………………………………...…....10
1.3. Типы семейных отношений
и стили семейного воспитания ……..………………….…….….....15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………....…24
2.1 Семейный опыт в воспитании детей...........................................24
2.2. Экспериментальная часть исследования…………………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….………...…......38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………….….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.……………………………………...……..….41

Файлы: 1 файл

ИТОГ КУРСОВОЙ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Мы проводила эту методику для того, чтобы понять личность каждого ребенка. А для этого важно было знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается (приложение № 1).

И для более объективных  результатов изучения условий семейного  воспитания, мы провели тест с родителями на родительском собрании, что помогло нам сделать вывод относительно проблемам семейного воспитания детей. Для половины родителей (13) из класса ребенок самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к ребенку с уважением,  придерживаются прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. 10-и родителям забота о ребенке вопрос первостепенной важности. Эти родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Они порой чересчур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. У 3-х родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого (приложение № 2).

Мы получили результаты, которые подтвердили наши предположения, сделанные на основе рисунков. Рисунок ребенка, родительская анкета соответствовали друг другу.

Факторный анализ позволил нам вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, негативные переживания ребенка связанные с семьей, чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

Таким образом, в результате экспериментального исследования подтвердилась  гипотеза о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно, положительном отношении родителей к ребенку.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

1. Проблемы воспитания  детей возникают не только в неблагополучных, но и в благополучных семьях. Родители из благополучных семей осознают важность педагогического воспитания, более адекватно оценивают условия семейного воспитания и целенаправленно работают над созданием психологически-комфортных отношений в семье. Неблагополучие семьи отражается на обучении и воспитании ребенка в школе.

2. Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

3. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношении между родителями и детьми. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей.

4. Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, которое не возможно, прежде всего, без, безусловно, положительного отношения по отношению к ребенку со стороны родителей. Другими словами, безусловно, положительное отношение со стороны родителей к ребенку формирует у ребенка положительное отношение к родителям в целом.

5. Школа и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развить способности каждого ученика в школе и за ее приделами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Необходимо тщательное  изучение опыта семей (в первую  очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей), выявление и определение потенциала социально – педагогического опыта в семейном воспитании.

2. Передача семейного опыта в воспитании детей осуществляется на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально – контролируемой.

3. Специфика воспитательного  процесса в семье заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением, безусловно положительно. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, изменения стили взаимоотношений в семье, ориентация на гуманистические ценности в межличностном общении всех членов семьи.

4. Рассмотрев типы  и стили семейного воспитания, мы выяснили, что семья не только формирует и определяет поведение ребенка, но и закладывает эмоциональный установки и структуру поведения в обществе.

5.  В жизни каждого ребенка родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения, которым ребенок подражает. Следовательно, трансляция позитивного отношения в семье по отношению к детям является основой, на которой формируется отношение детей к собственным родителям, а так же и другим людям.

6. Проблемы семейного воспитания в большей степени связаны с типичными ошибками семейного воспитания, отсутствием необходимых знаний о закономерностях детского развития, у родителей  нет навыков эффективного взаимодействия с ребенком на различных этапах его личностного становления.

7. Повышение социально - педагогической эффективности семьи и семейного воспитания возможно только в рамках безусловно положительного отношения к ребенку со стороны родителей.

8. Формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, пути установления в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу - все это необходимо для повышения педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

9. В результате экспериментального исследования нами подтверждена гипотеза, о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно, положительном отношении родителей к ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Валикова Т. В. «Учитель и семья»  М., Просвещение, 1980.
  2. Варга А. Я. «Радости родительских забот». - М., 1983.
  3. Водовозова Е. Н. «Умственное и нравственное воспитание», С-П, 1983.
  4. Голод С. И. «Состояние и перспективы развития семьи». - СПб, 1994.
  5. Гордин А. С. «Наказание и поощрение в воспитании детей» М, Просвещение, 1989.
  6. Дружинин В. Н. «Психология семьи» - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с.
  7. Земска М. «Семья и личность»: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
  8. Измайлов А.Э. «Народная педагогика» М. 1991.
  9. Каптерев Л. Ф. «Основные начала семейного обучения»,С-П., 1898.
  10. Ковалев С. В. «Психология семейных отношений» - М., 1988
  11. Коменский Я. А. «Великая дидактика» - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955 – с. 137
  12. Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» из-во «Прогресс», 1995.
  13. Лесгафт П. Ф. из работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» Избранные педагогические сочинения - М., 1951
  14. Макаренко А.С. Из лекций о воспитании детей. Дисциплина, Педагогические соч.: В 8 т. - М., 1984 - Т 4.
  15. Мудрик А.В. «Социальная педагогика» Учеб. для студ. пед. вузов Под ред. В.А. Сластенина, 2002.-91с.
  16. Нартова-Бочавер С. «Психология личности и межличностных отношений» - М.: Из-во ЭКСМО - Пресс, 2001.
  17. Немов Р.С. «Основы психологического консультирования» Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  18. Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства» - М.: Из-во Института Психологии, 2003. - 319 с.
  19. Овчинников В.  ст. «Японский ребенок дома и в школе», Воспитание школьников № 4-1989.
  20. Пискунов А. И. «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики» - М.: Просвещение, 1981 - с. 91
  21. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
  22. Соколова Е. Т. «Самосознание: самооценка при аномалиях личности» - М., 1989
  23. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей» СПб.: СОЮЗ, 1997.
  24. Словарь психолога – практика, сост. Головин С.Ю. -  2001.
  25. Торохтий В. С. «Психология социальной работы с семьей» - М., 1996
  26. Фромм Алан «Азбука для родителей» Ленинград,  1991.
  27. Шабельников В. К., Давлетова А. Д. «Развитие личности: семейные детерминанты» - М., 2003, с. 53
  28. Шершенева Е. Ф., «Нравственное воспитание маленьких детей в семье», М., Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

Симптомокомплексы КРС

 

Симптомо

комплекс

СИМПТОМ

Благоприятная семейная ситуация

1.

Общая деятельность всех членов семьи 

2.

Преобладание людей  на рисунке

3.

Изображение всех членов семьи 

4.

Отсутствие изолированных  членов семьи 

5.

Отсутствие штриховки 

6.

Хорошее качество линий

7.

Адекватное распределение  людей на листе

Тревожность

1.

Штриховка

2.

Линия основания - пол 

3.

Линия над рисунком

4.

Линия с сильным нажимом 

5.

Стирание 

6.

Преувеличенное внимание к деталям 

7.

Преобладание вещей 

8.

Двойные или прерывистые  линии 

9.

Подчеркивание отдельных  деталей

Конфликтность в семье

1.

Барьеры между фигурами

2.

Стирание отдельных  фигур 

3.

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 

4.

Выделение отдельных  фигур 

5.

Изоляция отдельных фигур

6.

Неадекватная величина отдельных фигур 

7.

Несоответствие вербального  описания рисунка

8.

Преобладание вещей 

9.

Отсутствие на рисунке  некоторых членов семьи 

10.

Член семьи, стоящий  спиной

Чувство неполноценности в семейной

ситуации

1.

Автор рисунка непропорционально  маленький 

2.

Расположение фигур  на нижней части листа 

3.

Линия слабая, прерывистая 

4.

Изоляция автора от других

5.

Маленькие фигуры автора

6.

Неподвижная по сравнению  с другими фигура

7.

Отсутствие автора

8.

Автор стоит спиной

Враждебность  в семейной ситуации

1.

Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа 

2.

Агрессивная позиция  фигуры

3.

Зачеркнутая фигура

4.

Деформированная фигура

5.

Обратный профиль 

6.

Руки раскинуты в стороны

7.

Пальцы длинные, подчеркнутые


 

 

Приложение  № 2

Тест  для родителей «Я и мой ребенок?»

Роль родителей в  воспитании ребенка незаменима. Они  главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

А - Могу и всегда так поступаю

Б - Могу, но не всегда так поступаю

В - Не могу

п/п

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

А

Б

В

1.

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

     

2.

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

     

3.

Признаться ребенку  в ошибке, совершенной по отношению к нему?

     

4.

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

     

5.

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел  Вас из себя?

     

6.

Поставить себя на место  ребенка?

     

7.

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

     

8.

Рассказать ребенку  поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

     

9.

Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут  ранить ребенка?

     

10.

Пообещать ребенку исполнить  его желание за хорошее поведение?

     

11.

Выделить ребенку один день, когда он может делать что  желает, вести себя как хочет?

     

12.

Устоять против детских  просьб и слез, если уверены, что  это каприз, мимолетная прихоть?

     

 

 

Ключ  к тесту:

Ответ «А» - оценивается в три очка.

Ответ «Б» - оценивается в два очка.

Ответ «В» - оценивается в одно очко.

Информация о работе Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе