Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:32, курсовая работа
Актуальность нашего исследования выражена актуальностью межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды.
Цель исследования: выявление и определение потенциала социально- педагогического опыта в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что успешность межличностных взаимоотношений детей и родителей основывается, прежде всего, на, безусловно положительном отношении родителей к ребенку.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……….…...3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………..……….….…6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам семейного воспитания ……………..……………..........6
1.2. Становление личности ребенка
в семье …………………………………………………………...…....10
1.3. Типы семейных отношений
и стили семейного воспитания ……..………………….…….….....15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………....…24
2.1 Семейный опыт в воспитании детей...........................................24
2.2. Экспериментальная часть исследования…………………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….………...…......38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………….….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.……………………………………...……..….41
Опыт семьи Никитиных имеет большую ценность. Система воспитания в семье Никитиных построена на прививание чувства солидарности и любви, взаимопонимании и вежливости, трудолюбию и добросовестности и в этом отношении значение опыта Никитиных в воспитательном плане исключительно велико.
Семейный детский сад
Молодая семья находится
в наиболее сложных социально-
Одна из главных проблем молодой семьи – дети. Сначала – забота о здоровье, затем – вопросы воспитания.
Основные задачи семейного детского сада:
Наступает момент, когда
молодые родители решают отдать ребенка
в детский сад и здесь
Актуальность создания данного проекта определяется спецификой семейного воспитания:
Проект «Семейный детский сад» направлен на оказание методической, информационной поддержки молодым семьям, организацию и проведение совместных мероприятий, способствующих укреплению молодой семьи, решению проблем по воспитанию детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных Проектом, позволит получить следующие результаты:
«Семейный детский сад» становится центром распространения опыта семейного воспитания.
Опыт семейного воспитания в японской семье
Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний. В Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих.
Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат — старшему брату, сестра — всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.
Привилегии главы семьи
при любых обстоятельствах
Мало найдется на земле стран, где детвора была бы окружена большей любовью, чем в Японии. Но печать субординации лежит даже на родительских чувствах. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей. К нему относятся буквально как к наследнику престола, хотя престол этот всего-навсего родительский дом.
С малолетства такой малыш часто бывает самым несносным в доме. Его приучают воспринимать поблажки как должное, ибо именно на него ляжет потом не только забота о престарелых родителях, но и ответственность за семью в целом, за продолжение рода, за отчий дом. По мере того как старший сын подрастает, он вместе с отцом начинает решать, что хорошо и что плохо для его младших братьев, сестер.
Японец с детских лет привыкает к тому, что определенные привилегии влекут за собой определенные обязанности. Он понимает подобающее место и как пределы дозволенного, и как гарантию известных прев.
Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал,— проповедует японская мораль.— Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку же ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности».
Японское общество — это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы — то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней.
Краеугольным камнем японской морали служит верность, понимаемая как долг признательности старшим. «Лишь сам став отцом или матерью, человек до конца постигает, чем он обязан своим родителям»,— гласит излюбленная пословица. Почитание родителей, а в более широком смысле покорность воле старших — вот в представлении японцев первая из добродетелей, самая важная моральная обязанность человека.
Преданность семье, общине, фирме должна быть беспредельной и безоговорочной, т. е. человек обязан подчиняться воле старших и вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости.
Личные отношения, сложившиеся в начале жизненного пути, японцы ценят выше других и считают, что они сохраняют силу навсегда.
Хотя японцы избегают одиночества, любят быть на людях, они не умеют, вернее, не могут легко и свободно сходиться с людьми. Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, социальной принадлежности крайне редки.
Семейный опыт – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, опыт взаимодействия с родителями, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Большую роль в семье играет передача из поколения в поколения опыта, обычаев, традиций, правил поведения.
2.2.
Экспериментальная часть
Опыт изучения семейного воспитания учащихся 4 «А» класса средней школы № 32 города Владивостока методом Бернса «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, наличие взаимосвязи между, безусловно, положительным отношением к ребенку со стороны родителей, и как следствие положительным отношением ребенка к родителям. Тест поможет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Материалы: традиционные для рисуночных тестов.
Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
Методы исследования:
Критерии, по которым оценивался детский рисунок:
Методика "Кинетический рисунок семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
С помощью этой методики мы решила изучить условия семейного воспитания. Мы попросили детей из 4 «А» класса нарисовать свою семью, чтобы каждый член семьи был чем-то занят.
Детский рисунок может
стать хорошим средством
Вопросы, которые мы считали необходимым выяснить по детскому рисунку:
Процесс рисования занял около 45 минут.
При анализе процесса рисования мы обращали внимание на:
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому все рисунки получились очень разными.
Больше половины детей класса первыми нарисовали мать или отца. В рисунке ребенок первым, большими по величине изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.
Семь детей первыми нарисовали себя, что, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении. Один ребенок последней нарисовал мать. Это часто связано с негативным отношением к ней.
Несколько детей сначала нарисовали различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Положительное эмоциональное отношение выражается в ярких чистых тонах рисунка. Преобладание темных, нелюбимых тонов – говорит о негативном отношении к изображаемому.
Информация о работе Опыт семейного воспитания в воспитательном процессе