Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.
Структура программы:
Занятие № 1.
Тема занятия: «Вводная лекция». Установление правил работы группы». Ознакомление участников с понятием «тренинг», его целями, задачами, этапами, и возможными результатами. Формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы.
Занятие № 2.
Тема занятия: «На старте», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.
Занятие № 3.
Тема занятия: «В глубине души», посвящено повышению самооценки, созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
Занятие № 4.
Тема занятия: «Я личность», направлено на снижение уровня тревожности.
Занятие № 5.
Тема занятия: «Свой среди чужих, чужой среди своих», посвящено снижению страха социальных контактов.
Занятие № 6.
Тема занятия: «В море эмоций», посвящено расширению знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
Занятие № 7.
Тема занятия: «Найди в себе самого себя», посвящено формированию внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы.
Занятие № 8.
Тема занятия: «В мире людей», посвящено дальнейшему сплочению группы, повышению коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.
Занятие № 9.
Тема занятия: «Прошлое, настоящее, будущее», посвящено созданию условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Формирование позитивных моральной позиции и жизненных перспектив.
Занятие № 10. Завершение работы группы.
Тема занятия: «Финал», посвящено подведению итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.
Сопоставление данных первичной и вторичной диагностики было последним этапом нашего эксперимента. Данный этап экспериментальной работы предусматривал: определение уровня личностных качеств у подростков экспериментальной группы после проведения коррекционной тренинг программы и разработку научно – практических рекомендаций, на основе полученных данных.
Ставились следующие задачи:
1. Провести вторичную диагностику;
2. Сделать сравнительный анализ результатов вторичной диагностики с первичной;
3. Разработать научно
– практические рекомендации
по коррекции девиантного
Взяв за основу методики, которые использовались в констатирующем эксперименте, мы провели вторичную диагностику. Для осуществления вторичной диагностики, с целью заметить разницу в развитии тех или иных личностных качеств подростков, мы взяли следующие методики:
1. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга;
2. Тест Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер);
4. Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);
5. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут);
6. Тест «Хороший ли вы друг?».
Ниже представлены результаты вторичной диагностики, их сопоставление с первичной.
По итогам проведения опросника исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга (см. приложение 1) получили следующие результаты, которые мы отобразили в диаграмме указанной ниже:
Анализ полученных данных вторичной диагностики позволяет сделать вывод о том, что после проведения формирующего эксперимента наблюдаются некоторые изменения результатов в лучшую сторону. При первичной диагностике экспериментальной группы мы выявили, что агрессивность в норме была равна 4 %, агрессивность выше нормы – 46 %, агрессивность ниже нормы – 50%; норма враждебности была равна 8%, враждебность выше нормы – 52%, а враждебность ниже нормы 40%. Результаты вторичной диагностики выглядят несколько иначе, агрессивность в норме равна 56%, агрессивность выше нормы – 20%, агрессивность ниже нормы – 24%; враждебность в норме равна 50%, враждебность выше нормы – 26%, и враждебность ниже нормы – 24%. Эти результаты мы получили после проведения формирующего эксперимента. Мы видим заметную разницу в результатах исследования: на 52% снизился уровень агрессии подростков, а уровень враждебности снизился на 42%. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что формирующий эксперимент позволил снизить уровень агрессии и враждебности подростков.
Таблица 7 - Данные об общем уровне основных эмоциональных процессов в экспериментальной группе
Уровень эмоции |
Тревожность |
Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке | |
Низкий |
5 |
2 |
1 |
2 |
5 |
4 |
Средний |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
Высокий |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
Таблица 8 - Данные об общем уровне основных эмоциональных процессов в контрольной группе
Уровень эмоции |
Тревожность |
Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке | |
Низкий |
5 |
5 |
2 |
1 |
6 |
4 |
Средний |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
Высокий |
2 |
1 |
5 |
4 |
0 |
2 |
Проведя тест для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению адаптированный Н.В. Гришиной, нами были получены результаты вторичной диагностики (см. приложение 2), которые мы отобразили в таблице и диаграммах, указанных ниже:
Таблица 9 - Распределение типов личностной предрасположенности к конфликтному поведению в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
№ |
Типы поведения в конфликтной ситуации |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
1 |
Соперничество |
3 |
0 |
2 |
Приспособление |
1 |
0 |
3 |
Компромисс |
3 |
7 |
4 |
Избегание |
2 |
1 |
5 |
Сотрудничество |
1 |
2 |
Диаграмма 7 - Распределение типов личностной предрасположенности к конфликтному поведению в экспериментальной группе до и после эксперимента.
Диаграмма 8 - Распределение типов личностной предрасположенности к конфликтному поведению в контрольной группе до и после эксперимента.
Из выше представленных диаграмм можно заметить наибольшую разницу в результатах, это свидетельствует о предпочтении других типов поведения в конфликтной ситуации после проведения формирующего эксперимента. Результаты первичной диагностики таков: соперничество 40%, приспособление – 20%, компромисс – 10%, избегание – 30%, сотрудничество – 0%. А результаты вторичной диагностики показывают следующие данные: соперничество 30 %, приспособление – 10%, компромисс – 30%, избегание – 20%, сотрудничество – 10%. Таким образом, мы убеждаемся в том, что формирующий эксперимент позволил изменить выбор подростков типов поведения в конфликтной ситуации.
Проведя тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер), нами были получены результаты вторичной диагностики (см. приложение 3), которые мы отобразили в диаграммах, указанных ниже:
Диаграмма 9 - Распределение уровней самоконтроля в общении в экспериментальной группе до и после эксперимента
Диаграмма 10 - Распределение уровней самоконтроля в общении в контрольной группе до и после эксперимента
Анализ полученных данных вторичной диагностики позволяет сделать вывод о том, что после проведения формирующего эксперимента наблюдаются некоторые изменения результатов в лучшую сторону. При первичной диагностике экспериментальной группы мы выявили, что низкий уровень самоконтроля в общении составляет 60%, средний уровень – 30%, высокий уровень – 10%. Результаты вторичной диагностики выглядят несколько иначе: низкий уровень самоконтроля составляет 20%, средний уровень – 50%, высокий уровень – 30%. Эти результаты мы получили после проведения формирующего эксперимента. Мы видим заметную разницу в результатах исследования: на 60% повысился уровень самоконтроля в общении у подростков.
Проведя методику оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), нами были получены результаты вторичной диагностики (см. приложение 4), которые мы отобразили в диаграммах, указанных ниже:
Диаграмма 11 - Распределение уровня общительности в экспериментальной группе до и после эксперимента
Диаграмма 12 - Распределение уровня общительности в контрольной группе до и после эксперимента
Анализ полученных данных вторичной диагностики позволяет сделать вывод о том, что после проведения формирующего эксперимента наблюдаются некоторые изменения результатов в лучшую сторону. При первичной диагностике экспериментальной группы мы выявили, что 30% подростков в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно; 30% - замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей; 20% - имеют нормальную коммуникабельность; 20% - явно некоммуникабельны. Результаты вторичной диагностики выглядят несколько иначе: 40% подростков весьма общительны, любопытны, разговорчивы; 30% - имеют нормальную коммуникабельность; 20% - в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно; 10% - «рубаха-парень», общительность бьет ключом. Эти результаты мы получили после проведения формирующего эксперимента. Мы видим заметную разницу в результатах исследования: на 20% повысился уровень общительности у подростков.
Проведя тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут), нами были получены результаты вторичной диагностики (см. приложение 5), которые мы отобразили в таблице и диаграммах, указанных ниже:
Таблица 10 - Распределение агрессивного поведения по форме проявления в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками