Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
Таблица 6 - Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Принятые» |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым. |
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» - 1 человек
«Предпочитаемые» - 2 человека
«Принятые» - 5 человек
«Непринятые» - нет
«Отвергнутые» - 2 человека
Девушки Юноши
Выбор Взаимный выбор
Таким образом, в результате проведения констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что трудные подростки экспериментальной группы нуждаются в коррекции. Все вышесказанное позволяет предположить, что изменения в результатах могут быть достигнуты лишь в процессе проведения формирующего эксперимента, основу которого составляет психокоррекция трудных подростков.
2.3 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками
Формирующий эксперимент был направлен на проверку гипотезы о том, что психокоррекция трудных подростков будет осуществляться успешно, если: будет разработана целенаправленная система коррекционных занятий с привлечением не только детей, но и их родителей; использование комплекса коррекционных занятий будет определяться с учетом личностно-ориентированного подхода и станет органичным компонентом воспитательного процесса в колледже.
Ставились следующие задачи:
1. Разработать тренинг-программу
для проведения
2. Провести ее апробацию;
3. Разработать практические
рекомендации по методике
Основу формирующего эксперимента составила тренинг – программа, разработанная нами, направленная на психологическую коррекцию трудных подростков.
Формирующий (развивающий эксперимент) проходил в три этапа:
1. Подготовительным этапом
формирующего эксперимента
2. Проведение формирующего эксперимента (организация цикла занятий тренинг – программы, непосредственная работа над темами программы);
3. Заключительный этап (проведение
анкетирования: получение обратной
связи от подростков по
Тренинг-программа коррекции трудных подростков.
В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является «поведенческая терапия». Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития. Поэтому теоретическая схема бихевиорального подхода предполагает рассмотрение нарушений поведения не в качестве симптома какого–либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. Причину такой эффективности они видят в трех факторах:
1) возможности контроля социальной среды ребенка,
2) возможности воздействия
на механизмы поведения
3) относительной краткости терапии.
Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью и делинквентностью. Вместе с тем, в настоящее время, очень плодотворно развивается когнитивно - поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводиться к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования иррациональных убеждений, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Основными условиями коррекции трудных подростков являются: установка на достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры общения, поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое отношение к подросткам, доверие к ним, привлечение к активному взаимодействию, использование деятельностного содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать подростка в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения личности.
Повышение культуры общения особенно важно для подросткового возраста потому, что связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.
Исходя из вышесказанного можно выделить следующие этапы в процессе коррекционной работы:
- повышение самооценки.
- снижение уровня тревожности.
- снижение страха социальных контактов.
- формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
- формирование внутреннего
самоконтроля и умения
- приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.
- формирование позитивных моральной позиции и жизненных перспектив.
Цель программы: коррекция поведения трудных подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростков.
Задачи программы, которые необходимо решить в ходе коррекционной работы:
1. Научить детей осознаванию собственных потребностей;
2. Обучение приемам
3. Формирование адекватной самооценки;
4. Обучение способам
5. Формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Техники, используемые в психокоррекционной программе по снижению агрессивности у детей 15-17 лет, в основном направлены на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования, обучение оценке социальных ситуаций, подкрепление торможения и угасание агрессивных стереотипов поведения, неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов, усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности (см. приложение 7).
Психокоррекционные воздействия направлены на изменения в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности ребенка.
Форма работы: групповая, 10 человек.
Продолжительность программы: общее время – 10 встреч; 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 45 минут.
Методы: беседа, игра, рисунок.
Методики: арттерапия (рисунок), ролевая игра, проективные рисуночные методики, методики на развитие воображения (фантазия), телесные упражнения.
Оборудование и материалы: листы бумаги, ватманы, карандаши цветные, фломастеры, карточки с надписями неодушевленных предметов, карточки с названиями чувств, клубок ниток, мячик.
Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:
- принцип активности участников:
члены группы постоянно
- принцип исследовательской
позиции участников: участники сами
решают коммуникативные
- принцип объективации
поведения: поведение участников
группы переводится с
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;
- принцип «здесь и теперь»:
члены группы фокусируют свое
внимание на сиюминутных
- принцип конфиденциальности:
«психологическая закрытость»
Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.
В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками