Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ раб. ПП-411 - 2012 г..docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Методика определения ценностно-ориентационного ядра группы позволяет определить, возможно ли считать эту группу сплоченной общностью. Авторы методики исходили из того,  что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких характеристик  межличностных  отношений,  как  частота  и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и т.п. Согласованность и совпадение позиций могут быть расценены как показатели ее сплоченности лишь тогда,  когда речь идет о мировоззренчески важных для группы  в  целом проблемах – о нравственных позициях ее членов, об оценке ими целей и задач совместной деятельности, о перспективах группового развития.

При использовании тестов выявляется два блока данных:

а) об уровне социально-психологического развития группы;

б) для коррекционной программы,  учитывающей групповые интересы и индивидуальные особенности членов группы.

Результаты, полученные после применения данной батареи тестов, могут использоваться в коррекционной работе как психологом,  так и педагогом.

При составлении коррекционной программы, необходимо  учитывать, что  в  качестве  профилактических и коррекционных мер для группы подростков,  выступают воздействия,  которые осуществляются как в образовательных, так и в специальных реабилитационных учреждениях.

Отклонения в поведении подростков достаточно  эффективно преодолеваются в процессе индивидуально дифференцированного подхода к ребенку в  школе, при оздоровлении отношений в  семье,   учете возрастных психофизиологических закономерностей развития подростка, психологической поддержке его со стороны практических психологов.

Разрешение проблем педагогически запущенных учащихся основывается на установлении доверительных отношений с ними педагогов, контроле и помощи в учебной деятельности,  авансировании доверием в  школе  со стороны учителей и одноклассников, организации досуга, расширении сферы интересов, опоре на лучшие качества характера,  привитии  навыков самоанализа,  самовоспитания, помощи в оздоровлении условий семейного воспитания.

В воспитании  трудных подростков необходимо основное участие специальных профилактических служб и ресоциализирующих центров.

Обобщенно этапы  действий  психолога  по  созданию коррекционной программы представлены в следующем порядке:

1. Проведение предварительной  беседы с подростком и установление  с  ним контакта.

2. Проведение обследования  с учетом жалоб педагогов, индивидуальных  особенностей учащегося (если подросток  замкнут, целесообразно сначала  использовать рисунки,  если подвижен,  контактен  -  вербально ориентированные  опросники).

3. Определение особенностей  психического развития и психологических  факторов риска,  а также составление  психологического портрета испытуемого  с указанием возможных направлений  коррекции 

4. Составление  отдельного  психологического заключения о  ребенке для каждого получателя.  Например,  не вся информация, предназначенная для родителей, может быть представлена педагогам, и наоборот.

5. Составление программы  необходимых коррекционных воздействий.

6. Участие в комплексной  коррекционной программе, сотрудничество  с работниками специальных профилактических  служб и ресоциализирующих центров.

Реализация  программы  коррекции включает объединение усилий, участвующих в программе, людей и организаций.

Помощь трудным подросткам (см. схему 7) организуется с учетом индивидуально-психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению  разных  отклонений и проявлений.

 

Схема 7 - Модель социально-психологической профилактики трудных детей и подростков

Поэтому нелегко (и часто невозможно) дать готовый рецепт на каждый трудный случай.  Однако анализ  опыта воспитательно-профилактической  работы  с детьми позволяет сформулировать некоторые принципы их социально-педагогической реабилитации [27, с. 199]:

1. Опора на положительные  качества подростка.

2. Формирование будущих  положительных устремлений подростка.

3. Включение в коллективную  деятельность.

4. Реализация  потребности  в самоутверждении.

5. Развитие  полезных интересов  и высших духовных ценностей.

6. Глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях  с подростком со стороны значимых  взрослых (родителей, педагогов).

 

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

2.1 Содержание и организация  занятий по коррекции трудного  поведения учащихся

 

 

Занимаясь психологической коррекцией детей с трудным поведением, необходимо делать акцент на ее многоплановость и многоуровневость. В настоящее время эта область практической психологии в основном представлена эмпирической практикой, практические психологи мало внимания уделяют научному осмыслению своей профессиональной деятельности.

Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию психолога и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.

Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудными подростками – это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его личностного потенциала.

Главная задача коррекционной работы с трудными подростками – это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

  1. Обеспечение включенности трудного подростка в реальные отношения;
  2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Эксперимент проходил в 3 этапа:

Первый этап: констатирующий эксперимент предусматривал диагностическую работу с подростками. Основной задачей констатирующего этапа исследования было изучение индивидуально-психологических особенностей трудных подростков. Целью первого этапа было: выявление трудных подростков. С этой целью использовались: 1) опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга; 2) тест Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению; 3) тест оценки самоконтроля в общении М Снайдера, тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут), тест «Хороший ли вы друг»; 4) методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.

Второй этап: формирующий (или развивающий) эксперимент – методика организации и проведения тренинг - программы по развитию коммуникативных навыков для подростков, тренинг на сплочение коллектива, коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении. Целью данного этапа стало: на основе полученных результатов диагностики наметить пути достижения успеха в коррекции трудных подростков. Психокоррекционное воздействие является одной из возможностей предотвращения трудностей в поведении подростков. В данной работе рассматривается специфическое применение различных методов с целью профилактики трудностей у  подростков, которые позволят, без особых трудностей адаптироваться к дальнейшей жизни.

Третий этап: сопоставление данных первичной и вторичной  диагностики. Цель:  направлена на выявление развития коммуникативных форм поведения способствующих самоактуализации и самоутверждению, реконструкции межличностных отношений трудных подростков, снижению уровня агрессивности, тревожности у подростков экспериментальной группы и на основе после проведения формирующего эксперимента и на основе полученных данных разработать рекомендации.

Для проведения эксперимента были выбраны экспериментальная и контрольные группы. Над экспериментальной группой был осуществлен основной эксперимент, т.е. прямое экспериментальное исследование. Контрольная группа предназначалась для сравнительного анализа.

Характеристика экспериментальной группы: подростки политехнического Талдыкорганского колледжа; возрастной состав: 15-17 лет; количество испытуемых: 10 человек; половой состав: смешанный.

Характеристика контрольной группы: подростки политехнического Талдыкорганского колледжа; возрастной состав: 15-17 лет; количество испытуемых: 10 человек; половой состав: смешанный.

 

 

2.2 Проведение психокоррекционной  работы с трудными подростками

Для выявления трудных подростков был проведен констатирующий эксперимент,  основу которого составила диагностика с использованием различных методик. В констатирующем эксперименте  приняли участие экспериментальная и контрольная группа.

Ставились следующие задачи:

- Выявить уровень тревожности  у подростков;

- Определить личностную предрасположенность к конфликтному поведению подростков, их уровень коммуникабельности, агрессивности;

- Выявить отношения студентов  друг к другу в различных  аспектах их взаимодействия, как  осознают студенты свое положение  в системе личностных взаимоотношений  в группе; 

- Определить оценку самоконтроля  в общении

 

Констатирующий эксперимент проходил в три этапа:

1. подготовительный этап (постановка цели и задач эксперимента, подбор методик и групп испытуемых);

2. проведение констатирующего  эксперимента (инструктирование, мотивирование  и непосредственное проведение  диагностических методик);

3. заключительный этап (обработка  результатов, интерпретация данных, определение дальнейшего плана  действий).

Задачи констатирующего эксперимента определили его структуру и методики:

1. Опросник исследования  тревожности у старших подростков  и юношей Ч.Д. Спилберга;

2. Тест Н.В. Гришиной для  изучения личностной предрасположенности  к конфликтному поведению;

3. Тест оценки самоконтроля  в общении М. Снайдера;

4. Тест оценки уровня  общительности В.Ф. Ряховского;

5. Тест агрессивности (опросник  Л.Г. Почебут);

6. Тест «Хороший ли  вы друг»;

7. Методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.

С помощью этих методик мы выявили наличие трудных подростков на данный момент.

 

1.Опросник исследования  тревожности у старших подростков  и юношей Ч.Д. Спилберга

Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А.Д. Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям [48].

Цель: получить данные об общем уровне основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний — и характере их проявления в ходе учебной деятельности.

Описание: Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

 

Таблица 1 - Данные об общем уровне основных эмоциональных процессов в экспериментальной группе

Уровень эмоции

Тревожность

Познавательная активность

Негативные эмоциональные переживания

обычно

на уроке

обычно

на уроке

обычно

на уроке

Низкий

2

1

2

6

1

2

Средний

3

4

5

2

7

2

Высокий

5

5

3

2

2

6

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками