Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
Методика определения ценностно-ориентационного ядра группы позволяет определить, возможно ли считать эту группу сплоченной общностью. Авторы методики исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и т.п. Согласованность и совпадение позиций могут быть расценены как показатели ее сплоченности лишь тогда, когда речь идет о мировоззренчески важных для группы в целом проблемах – о нравственных позициях ее членов, об оценке ими целей и задач совместной деятельности, о перспективах группового развития.
При использовании тестов выявляется два блока данных:
а) об уровне социально-психологического развития группы;
б) для коррекционной программы, учитывающей групповые интересы и индивидуальные особенности членов группы.
Результаты, полученные после применения данной батареи тестов, могут использоваться в коррекционной работе как психологом, так и педагогом.
При составлении коррекционной программы, необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для группы подростков, выступают воздействия, которые осуществляются как в образовательных, так и в специальных реабилитационных учреждениях.
Отклонения в поведении подростков достаточно эффективно преодолеваются в процессе индивидуально дифференцированного подхода к ребенку в школе, при оздоровлении отношений в семье, учете возрастных психофизиологических закономерностей развития подростка, психологической поддержке его со стороны практических психологов.
Разрешение проблем педагогически запущенных учащихся основывается на установлении доверительных отношений с ними педагогов, контроле и помощи в учебной деятельности, авансировании доверием в школе со стороны учителей и одноклассников, организации досуга, расширении сферы интересов, опоре на лучшие качества характера, привитии навыков самоанализа, самовоспитания, помощи в оздоровлении условий семейного воспитания.
В воспитании трудных подростков необходимо основное участие специальных профилактических служб и ресоциализирующих центров.
Обобщенно этапы действий психолога по созданию коррекционной программы представлены в следующем порядке:
1. Проведение предварительной
беседы с подростком и
2. Проведение обследования с учетом жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося (если подросток замкнут, целесообразно сначала использовать рисунки, если подвижен, контактен - вербально ориентированные опросники).
3. Определение особенностей
психического развития и
4. Составление отдельного
психологического заключения о
ребенке для каждого
5. Составление программы
необходимых коррекционных
6. Участие в комплексной
коррекционной программе, сотрудничество
с работниками специальных
Реализация программы коррекции включает объединение усилий, участвующих в программе, людей и организаций.
Помощь трудным подросткам (см. схему 7) организуется с учетом индивидуально-психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению разных отклонений и проявлений.
Схема 7 - Модель социально-психологической профилактики трудных детей и подростков
Поэтому нелегко (и часто невозможно)
дать готовый рецепт на каждый трудный
случай. Однако анализ опыта воспитательно-
1. Опора на положительные качества подростка.
2. Формирование будущих
положительных устремлений
3. Включение в коллективную деятельность.
4. Реализация потребности в самоутверждении.
5. Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.
6. Глубокая доверительность
и уважение во
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся
Занимаясь психологической коррекцией детей с трудным поведением, необходимо делать акцент на ее многоплановость и многоуровневость. В настоящее время эта область практической психологии в основном представлена эмпирической практикой, практические психологи мало внимания уделяют научному осмыслению своей профессиональной деятельности.
Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию психолога и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.
Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.
Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудными подростками – это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его личностного потенциала.
Главная задача коррекционной работы с трудными подростками – это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
Эксперимент проходил в 3 этапа:
Первый этап: констатирующий эксперимент предусматривал диагностическую работу с подростками. Основной задачей констатирующего этапа исследования было изучение индивидуально-психологических особенностей трудных подростков. Целью первого этапа было: выявление трудных подростков. С этой целью использовались: 1) опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга; 2) тест Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению; 3) тест оценки самоконтроля в общении М Снайдера, тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут), тест «Хороший ли вы друг»; 4) методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.
Второй этап: формирующий (или развивающий) эксперимент – методика организации и проведения тренинг - программы по развитию коммуникативных навыков для подростков, тренинг на сплочение коллектива, коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении. Целью данного этапа стало: на основе полученных результатов диагностики наметить пути достижения успеха в коррекции трудных подростков. Психокоррекционное воздействие является одной из возможностей предотвращения трудностей в поведении подростков. В данной работе рассматривается специфическое применение различных методов с целью профилактики трудностей у подростков, которые позволят, без особых трудностей адаптироваться к дальнейшей жизни.
Третий этап: сопоставление данных первичной и вторичной диагностики. Цель: направлена на выявление развития коммуникативных форм поведения способствующих самоактуализации и самоутверждению, реконструкции межличностных отношений трудных подростков, снижению уровня агрессивности, тревожности у подростков экспериментальной группы и на основе после проведения формирующего эксперимента и на основе полученных данных разработать рекомендации.
Для проведения эксперимента были выбраны экспериментальная и контрольные группы. Над экспериментальной группой был осуществлен основной эксперимент, т.е. прямое экспериментальное исследование. Контрольная группа предназначалась для сравнительного анализа.
Характеристика экспериментальной группы: подростки политехнического Талдыкорганского колледжа; возрастной состав: 15-17 лет; количество испытуемых: 10 человек; половой состав: смешанный.
Характеристика контрольной группы: подростки политехнического Талдыкорганского колледжа; возрастной состав: 15-17 лет; количество испытуемых: 10 человек; половой состав: смешанный.
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками
Для выявления трудных подростков был проведен констатирующий эксперимент, основу которого составила диагностика с использованием различных методик. В констатирующем эксперименте приняли участие экспериментальная и контрольная группа.
Ставились следующие задачи:
- Выявить уровень тревожности у подростков;
- Определить личностную предрасположенность к конфликтному поведению подростков, их уровень коммуникабельности, агрессивности;
- Выявить отношения студентов
друг к другу в различных
аспектах их взаимодействия, как
осознают студенты свое
- Определить оценку
Констатирующий эксперимент проходил в три этапа:
1. подготовительный этап
(постановка цели и задач
2. проведение констатирующего эксперимента (инструктирование, мотивирование и непосредственное проведение диагностических методик);
3. заключительный этап (обработка результатов, интерпретация данных, определение дальнейшего плана действий).
Задачи констатирующего эксперимента определили его структуру и методики:
1. Опросник исследования
тревожности у старших
2. Тест Н.В. Гришиной для
изучения личностной
3. Тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера;
4. Тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского;
5. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут);
6. Тест «Хороший ли вы друг»;
7. Методика «Социометрия», позволяющая изучать внутригрупповую структуру коллектива и статусы его членов.
С помощью этих методик мы выявили наличие трудных подростков на данный момент.
1.Опросник исследования
тревожности у старших
Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А.Д. Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям [48].
Цель: получить данные об общем уровне основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний — и характере их проявления в ходе учебной деятельности.
Описание: Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.
Таблица 1 - Данные об общем уровне основных эмоциональных процессов в экспериментальной группе
Уровень эмоции |
Тревожность |
Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке | |
Низкий |
2 |
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
Средний |
3 |
4 |
5 |
2 |
7 |
2 |
Высокий |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
6 |
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками