Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:12, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Определить возникновение и современное понимание понятия «трудные дети», рассмотреть главные особенности подросткового периода, выявить характерные черты детей с аффективным поведением;
2. Понять причины возникновения трудных подростков, рассмотрев различные подходы к изучению данной проблемы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………8
1.1 Определение понятия трудный подросток. Типология подростковой дезадаптации…………………………………………………………………………8
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей»………………………13
1.3 Содержание деятельности школьного психолога с трудными подростками………………………………………………………………………...27
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ………………………….………………….……………………34
2.1 Содержание и организация занятий по коррекции трудного поведения учащихся…………………………………………..…….…………………………..34
2.2 Проведение психокоррекционной работы с трудными подростками………35
2.3 Психотерапия и психокоррекция трудного поведения………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...…………………..67
Таблица 2 - Данные об общем уровне основных эмоциональных процессов в контрольной группе
Уровень эмоции |
Тревожность |
Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке |
обычно |
на уроке | |
Низкий |
2 |
3 |
1 |
1 |
6 |
3 |
Средний |
6 |
6 |
7 |
6 |
3 |
4 |
Высокий |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
При анализе полученных данных об общем уровне основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности в двух исследуемых группах выяснилось, что у большинства испытуемых экспериментальной группы высокий уровень тревожности обычно и на уроке; средний уровень познавательной активности обычно, и низкий уровень на уроке; средний уровень негативных эмоциональных переживаний обычно, и высокий уровень на уроке. Таким образом, подростки, имеющие такие данные об общем уровне основных эмоциональных процессов, предрасположены к дальнейшему развитию трудного поведения, что свидетельствует о необходимости проведения психокоррекционной работы. У большинства испытуемых контрольной группы средний уровень тревожности обычно и на уроке; средний уровень познавательной активности обычно и на уроки; низкий уровень негативных эмоциональных переживаний обычно, и средний уровень на уроке.
2. Тест адаптирован Н.В. Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Цель: изучить личностную предрасположенность к конфликтному поведению.
К. Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации: [49]
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Обработка и интерпретация результатов теста:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип, набравший максимальное количество баллов.
Таблица 3 - Распределение типов личностной предрасположенности к конфликтному поведению в экспериментальной и контрольной группах
№ |
Типы поведения в конфликтной ситуации |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
1 |
Соперничество |
4 |
0 |
2 |
Приспособление |
2 |
1 |
3 |
Компромисс |
1 |
6 |
4 |
Избегание |
3 |
1 |
5 |
Сотрудничество |
0 |
2 |
Диаграмма 1 - Распределение типов личностной предрасположенности к конфликтному поведению в экспериментальной и контрольной группах.
При анализе полученных данных личностной предрасположенности к конфликтному поведению в двух исследуемых группах выяснилось, что у испытуемых экспериментальной группы преобладают соперничество и избегание. Что говорит о трудностях поведения подростков в конфликтной ситуации. Большинство испытуемых контрольной группы предпочитают компромисс, как тип поведения в конфликтной ситуации.
3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)
Цель: выявление уровня самоконтроля в общении.
Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Диаграмма 2 - Распределение типов самоконтроля в общении в экспериментальной и контрольной группах.
При анализе полученных данных уровня самоконтроля в общении в двух исследуемых группах выяснилось, что у большинства испытуемых экспериментальной группы низкий коммуникативный контроль. Поведение таких подростков устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Подростки способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают таких собеседников «неудобным» в общении по причине прямолинейности. Большинство подростков контрольной группы имеют средний коммуникативный контроль. Они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.
4. Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)
Цель: определить уровень общительности человека.
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет» [50].
Диаграмма 3 - Распределение уровня общительности в экспериментальной и контрольной группах.
При анализе полученных данных в двух исследуемых группах выяснилось, что в контрольной группе подростки весьма общительны и имеют нормальную коммуникабельность. В экспериментальной группе преобладают проблемы с коммуникабельностью. Таким образом, подростки, имеющие такие данные об оценке уровня общительности, предрасположены к дальнейшему развитию трудного поведения, что свидетельствует о необходимости проведения психокоррекционной работы.
5. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
Цель: диагностика агрессивного поведения
Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.
Описание теста
В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране.
Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому, либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.
Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека [51].
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал:
Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Таблица 4 - Распределение агрессивного поведения по форме проявления в экспериментальной и контрольной группах
Формы агрессивного поведения |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Вербальная агрессия |
3 |
3 |
Физическая агрессия |
4 |
1 |
Предметная агрессия |
0 |
4 |
Эмоциональная агрессия |
2 |
1 |
Самоагрессия |
1 |
0 |
Диаграмма 4 - Распределение агрессивного поведения по форме проявления в экспериментальной и контрольной группах
Диаграмма 5 - Распределение степени агрессивности в экспериментальной и контрольной группах
При анализе полученных данных в двух исследуемых группах выявилось, что в экспериментальной группе повышенная степень агрессивности и низкие адаптационные возможности. В данной группе у большинства подростков выявились физическая (человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления) и вербальная (человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы) формы агрессии. В контрольной группе средняя и низкая степень агрессивности и высокие адаптационные возможности. В данной группе у большинства подростков выявились предметная (человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах) и вербальная (человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы) формы агрессии.
6. Тест «Хороший ли вы друг?»
Цель: определить способности дружеских отношений.
Описание теста: Каждый хочет иметь хорошего друга, на которого можно положиться. Но мало кто задумывается об обратной стороне медали. Отвечаем ли мы сами тем требованиям, которые предъявляем другим? Приблизительное представление об этом дает этот тест.
Таблица 5 - Распределение способностей дружеских отношений в экспериментальной и контрольной группах
Количество баллов |
Количество случаев в группах | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
10-14 очков |
4 |
1 |
15-20 очков |
4 |
3 |
21-30 очков |
2 |
6 |
Диаграмма 6 - Распределение способностей дружеских отношений в экспериментальной и контрольной группах
При анализе полученных данных в двух исследуемых группах выявилось, что в экспериментальной группе у подростков есть друзья, но иногда они не проявляют в отношениях с ними должного понимания; склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Эта черта - барьер перед подлинной дружбой. В контрольной группе большинство подростков действительно хорошие друзья, которые при необходимости придут на помощь.
7. Методика «Социометрия»,
позволяющая изучать
Цель: Выявление отношений студентов друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают студенты свое положение в системе личностных взаимоотношений в группе.
Задачи:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Процедура: Данная методика проводится со всем составом группы. Студентам предлагается заполнить бланк социометрического опроса. Они должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам.
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа с трудными подростками