Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:31, курс лекций
Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни
Каждому
с детства известны моменты, когда
временные характеристики создают
дополнительное напряжение. Например,
подросток, опаздывая, торопится выйти
из дома, а мать начинает выяснять, почему
он не надел «вот эту шапку», или, когда
мать спешит, а сын буквально в дверях
задает ей вопросы, связанные с решением
задачи или выполнением задания. Что касается
социальных условий, то здесь в первую
очередь надо сказать о третьей стороне,
которая уже одним своим присутствием
меняет ситуацию. Представьте себе: мама
отругает за что-то «по делу» наедине или
в присутствии значимого для вас человека
(подруги, друга, соседа). Любой конфликт
в молодой семье мог бы быть разрешен,
но осложняется присутствием родителей
одной из сторон. Более того, сами участники
конфликта ищут поддержки у окружающих,
«вербуют» себе сторонников. Этот факт
влияет на разрастание конфликта. С вовлечением
новых людей конфликт обрастает все новыми
противоречиями, эмоциями. Разумные аргументы,
перестают действовать, превращая жизнь
в способ существования — конфликт.
Осознание конфликта
ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА И ГОТОВНОСТЬ СТОРОН К ЕГО
РАЗРЕШЕНИЮ
Благополучное разрешение конфликта определяется возможностями сторон и их доброй волей. Конфликт, перейдя в стадию действий, часто становится помехой для принятия конструктивного решения, которое пошло бы на пользу сторонам. Каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и воспринимает любое новое действие как следующую атаку. Каждый чувствует, что раздражается все больше и больше. Отрицательные эмоции противоположной стороны также нарастают. Все это провоцирует стороны к эскалации конфликта: то затухая, то снова разгораясь, накал его постоянно растет. У сторон существенно меняются представления друг о друге, но рано или поздно конфликт придется завершать. Даже столетняя война имела свой конец.
Конфликты разнообразны по своей природе, они неоднозначны и изменчивы, не похожи один на другой, поэтому говорить о единой форме завершения конфликта или о каких-то универсальных способах его разрешения нельзя.
Прежде
всего здесь стоило бы различить
понятия завершение конфликта и
разрешение конфликта. Завершение конфликта
более широкое понятие, чем его разрешение.
Ведь конфликт может завершиться гибелью
обеих сторон, но это не будет означать,
что он разрешился. Для разрешения конфликта
необходимы усилия, внутренняя работа.
Сам по себе он не разрешается. Если семейный
конфликт, допустим, связан с неверностью
одного из супругов (или обоих), то его
разрешение связано с их психологическими
особенностями, способностью каждого
преодолеть эти проблемы и вернуться к
совместной жизни. Факт, который одной
из сторон был оценен, допустим, как предательство,
можно также преодолеть, переосмыслить,
понять, но для этого нужны усилия, а главное
— готовность разрешить конфликт.
Стадия завершения конфликта
Американский исследователь Р.Даль выделяет три варианта завершения — применение насилия, мирное урегулирование, тупик.
Наилучшим из имеющихся вариантов представляется мирное урегулирование. Для того чтобы достичь готовности к разрешению, прежде всего необходимо себе скомандовать: «Стоп. Мне надо остановиться, мне необходимо подумать!» Если это межличностный конфликт, то можно попробовать сказать себе: «Да, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Случилось то, что случилось. Теперь следует подумать, как же достичь позитивных изменений». Если вы видите, что раздражение препятствует пониманию и разрешению конфликта, значит, надо остановиться. Только овладев эмоциями, можно продуктивно работать над конфликтом.
Готовность
к разрешению конфликта начинает
проявляться, когда в минуту спокойного
размышления человек
Иногда разрешать конфликт мешают негативные эмоции — боль, гнев, страх. Если гнев не выражается, это вовсе не означает, что его нет. Он может проявляться в форме недоброжелательства или затаенной злобы, своего рода «замороженного гнева», который может долгое время оставаться в таком состоянии. Многим из нас знакома способность «беречь» старые раны и обиды. Очень часто, даже не сознавая этого, мы ждем, когда «уступят нам они», и тем самым оказываемся намертво привязанными к ним. И чем дольше мы не способны освободить себя от этих пут, тем большую свободу для маневра получает противоположная сторона. Перемена одной из сторон дает шанс изменения другой. Иногда бывает очень трудно самому признать свою роль в возникновении конфликта, что мы также «подливали масло в огонь», «ломали копья».
Готовность к разрешению — один из ключевых факторов, определяющих исход конфликта («Где хотенье, там уменье»), но эта готовность порой не приходит к нам так легко. Как считают X. Корнелиус и Ш.Фэйр, важно понять, как можно изменить сложившуюся ситуацию. Авторы выделяют факторы, влияющие на эту готовность, а иногда и определяющие ее: умение прощать; умение управлять эмоциями; понимание себя, своих потребностей; знание собственных защитных реакций.
Для разрешения конфликта необходима готовность обеих сторон. Что можно сделать, чтобы создать эту готовность у другой стороны? Как считают некоторые авторы, когда кто-то провоцирует вас, то и вы в определенной мере в этом виновны. Вспомним одну известную притчу, когда к известному мастеру по восточным единоборствам пришел ученик и обратился с вопросом: «Мастер, говорят, ты можешь победить любого тысячью разных способов. А вот что бы ты сделал в такой ситуации: ты идешь по узкой тропе, справа обрыв, слева пропасть, а навстречу тебе хорошо обученный и вооруженный враг. Что будешь делать?» — «Не понял тебя», — отвечает мастер. «Ну что тут не понимать: тропа, обрыв, пропасть, напротив — опасный враг. Что будешь делать?» — «Снова тебя не понял», — говорит мастер и прерывает ученика, когда тот вновь пытается объяснить. «Я прекрасно понял, что ты предлагаешь: тропа, обрыв, враг и т.д. Я не понял только одного: какого черта я окажусь на этой тропе?»
Но
уж коль скоро вы оказались на этой
тропе, неважно, насколько вы правы и насколько
ужасными кажутся они. Конфликт — «танец
в паре» или это «наше танго вдвоем», и
не пытайтесь перед зеркалом станцевать
«умирающего лебедя». Для разрешения проблемы
необходимо будет изменить что-то прежде
всего в себе. Для начала необходимо будет
пересмотреть приоритеты и понять: что
же важнее — отстаивать правоту, доказывая
нечто, или разрешить конфликт и быть счастливым?
Сама по себе готовность к его разрешению
вовсе не означает, что вы не правы, скорее,
означает, что вы отказались от попыток
доказать, что другая сторона не права,
и вы готовы начать все сначала. Когда
вы допускаете мысль о том, что другой
может думать иначе, вы проявляете толерантность
и одновременно открываете путь к разрешению
конфликта.
10.
Стратегии разрешения
конфликта.
Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.
Предпосылки разрешения конфликта:
Манифестированный конфликт позволяет участникам придерживаться определенных «правил игры» и последовательно реализовывать ту или иную стратегию разрешения. Однако любые «правила» и любая стратегия предполагают созревшее желание и умение их осуществлять, а также использование для этого нужных средств. Множество разнообразных бытовых конфликтов остаются неразрешенными из-за отсутствия либо необходимых средств, либо желания, воли и способности у конфликтующих субъектов, привыкших жить в условиях постоянной напряженности.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:
При
анализе детерминирующих
На этапе диагностирования особенно важное значение приобретает различение объективных и субъективных причин, от чего зависит понимание природы данного конфликта, его источников. Следует иметь в виду также, что в процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать существенное влияние, разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Исходя из первого, в зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии. Если, скажем, завершение конфликта предполагается осуществить в виде модели «победа—поражение», «выигрыш—проигрыш», то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон, путем доведения борьбы до победного конца.
В ситуации, когда возможна модель «победа—победа», «выигрыш—выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого — обоюдного примирения.
Ослабление конфликта, его пребразование, постепенное затухание — таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации отмеченных принципов управления конфликтами. К числу первых конфликтологи относят:
Конфликты, в которых противников разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одной стороны над другой, существенно отличаются от конфликтов типа «дебатов», где возможен спор, возможны маневры, но в принципе, обе стороны могут достигнуть компромисса.
В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта.
1. Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
2. Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.