Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:31, курс лекций
Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я», они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности. Вместе с тем эти же самые механизмы могут затруднить восприятие, например, критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.
Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения.
Каждый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, которые действуют иногда на бессознательном уровне.
Психологические
защитные механизмы личности формируют
субъективные причины конфликтов. Объективные
причины только тогда явятся причинами
конфликта, когда сделают невозможным
личности или группе реализовать свои
потребности, заденут личные и/или групповые
интересы. Реакция индивида во многом
определяется социальной зрелостью личности,
допустимыми для нее формами поведения,
принятыми в коллективе социальными нормами
и правилами. Кроме того, участие индивида
в конфликте определяется значимостью
для него поставленных целей и тем, насколько
возникшее препятствие мешает их реализовать.
Чем более важная цель стоит перед субъектом,
чем больше он хочет ее достичь, тем сильнее
будет сопротивление и жестче конфликтное
взаимодействие с теми, кто мешает. Ниже
на рисунке представлена схема формирования
причин участия личности в конфликте.
7.
Причины возникновения
конфликтов.
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация.
Можно выделить следующие типы причин.
1.
Наличие противоположных
Конфликты
по причине противоположных
2.
Идеологические причины.
3.
Причины конфликта,
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая
из перечисленных причин может послужить
толчком, первой ступенью конфликта только
при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник
конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая
причина? Помимо существования причины
конфликта вокруг нее должны сложиться
определенные условия, служащие питательной
средой для конфликта.
Теории «социальных ролей» в определения причин возникновения
конфликтов
Американский социальный психолог Дж. Г. Мид (1863 – 1931) предложил теорию социального взаимодействия, в соответствии с которой признаётся способность личности принимать роль другого человека, представлять, как его воспринимают партнёр по общению или группа, соответственно конструировать собственные действия. Эта теория «социальных ролей».
Суть этой теории состоит в рассмотрении поведения личности в каждой конкретной ситуации как поведение актёра в соответствии с ролью. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности, и отношений, в которые включается личность.
Роль рассматривается как определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется своим названием, позицией индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений.
Социальные роли личности обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав изменения поведения, либо возникнет конфликт.
В зависимости от характера межличностных отношений выделяют роли межличностные, внутригрупповые, индивидуальные.
Межличностные роли представляют собой форму поведения личности, которую ожидает от нее другой человек в силу сложившихся между ними отношений. Распределение межличностных ролей связано с предысторией реальных чувств, возникших между людьми. После распределения ролей начинают складываться определенные привычки, традиции взаимоотношений и соответствующие ролевые ожидания. По мере изменения характера взаимоотношений могут поменяться и чувства, а установившиеся межличностные роли требуют определенных действий, которые приходят в противоречие с желанием.
Внутригрупповые роли – это форма поведения, ожидаемая от личности членами группы, коллектива, в которую он входит. У каждой личности в коллективе складывается свой определённый стереотип поведения в соответствии с функциями, им выполняемыми, его репутацией у членов группы. В различных коллективах один и тот же человек может иметь разные статусы и репутацию. Выделяют следующие внутригрупповые роли: эрудит, организатор, генератор идей, выразитель норм и т.д.
Например, эрудит – признанный авторитет в определённом коллективе по всевозможным вопросам, знаток самых разных данных; организатор – человек, организаторские способности которого признаны окружающими, ему присущ практический здравый смысл, высокая работоспособность, самодисциплина. Генератор идей – серьёзный, неординарно мыслящий член коллектива, постоянно высказывающий новые интересные идеи, которые остальные члены коллектива реализуют. Выразитель норм – рассудительный человек, сам строго придерживающийся норм и призывающий делать также остальных членов коллектива.
Требование роли, т.е. предполагаемое окружающими поведение данной личности в конкретной ситуации, может прийти в противоречие с желанием самой личности, что приводит к конфликтам.
Индивидуальные роли – это те роли, которые зафиксировались в поведении человека в соответствии со сложившимся у него Я – образом, повторяемостью форм поведения в различных по содержанию условиях и с различными людьми.
В соответствии с этими ролями иногда выделяют конфликтные типы личности, поведение которых создаёт сложности при общении с ними.
Приведём некоторые приёмы общения с конфликтными личностями:
В зависимости от того, кто определяет необходимое поведение личности, выделяют роли официальные и стихийные.
Официальные роли связаны с требованиями организации, в которой работает личность, в соответствии с функциональным разделением труда в этой организации, существующим распределением обязанностей.
Стихийные роли определяются стихийно
возникающими отношениями и видами деятельности.
Люди сами распределяют себе роли.
Социальные роли личности
В управленческой деятельности роль является основным организационным понятием, она описывает определённую работу. В официальных ситуациях роль становится предлагаемой работой, функции и ограничения которой могут быть зафиксированы в письменном виде (должностные инструкции, положения о подразделениях). Существует регламентация социальных ролей: нормы морали и этики, все виды законодательных актов и законов, должностные инструкции и положения о подразделениях, контракты и договоры.
8. Барьеры как причины социального конфликта.
Барьеры как причины возникновения социального конфликта могут быть разными.
Барьеры коммуникативного воздействия.
В большинстве своем конфликты возникают из-за существующих различных препятствий в общении, всевозможных коммуникативных помех, искажении и барьеров, часто встречающихся в организационном процессе и вызывающих в нем порой сильнейшие «климатические возмущения». Рассмотрим некоторые барьеры, имеющие место в коммуникациях.
1. Ошибки, обусловленные восприятием. Возникают из-за того, что каждый человек в общении непроизвольно выделяет моменты, значимые именно для него. Отсюда идет искажение информации передаваемой адресату, что порождает непонимание, и часто приводит к конфликту.
2. Логические ошибки возникают из-за различных особенностей и мышления у каждого человека, что приводит к непониманию людьми друг друга.
3. Стилистические ошибки
Правило «рамки» состоит в том, что начало и конец любой деловой коммуникации должны быть четко очерчены (это правило исходит из того, что человек обычно запоминает начало и конец речи).
Правило «цепи» — сведения, которые сообщают, должны быть четко выстроены, а не представлять собой груду развалин.