Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:31, курс лекций
Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни
Если напряжение в течение определенного времени нарастает, оно с неизбежностью ведет к кризису. На этой стадии человек порывает с деловым или любовным партнером, часто теряет контроль над собственными эмоциями, становится способным на крайности, с ожесточением спорит и ссорится, оскорбляет, а в воображении иногда «готов убить».
Кризис
в отношениях, как правило, сопряжен
с инцидентом — ситуацией, которая
провоцирует партнеров к
Итак, основные сигналы конфликта: дискомфорт, напряжение, недоразумение, кризис, инцидент.
Все эти сигналы являются свидетельством психического состояния человека в ситуации конфликта — степени его напряжения. Ощущение дискомфорта, как правило, сопровождается нарастанием неудовлетворенности, недовольства, что проявляется в интонациях, жестах, мимике и, конечно, в речи. И хотя ощущение недовольства еще само по себе не конфликт, всё же это скрытая, латентная его форма.
К примеру, учитель просит его заменить, поскольку ему необходимо попасть к врачу. Коллега соглашается, но, испытывая напряжение, раздражение, бурчит: «Всё я, да я». Его недовольство в такой момент может превратиться в следующий раз в разногласие или в противодействие. Скажем, в следующий раз он может сказать, что и самому срочно куда-то надо или, что пусть кто-то другой его заменит и т.д. Когда возник симптом противостояния, в нем звучат нотки категоричности: «Все равно не буду» или «Кто хочет, только не я». Иногда конфликт развивается как череда конфликтных событий. Противостояние может довольно долго сохранять допустимые пределы, но может перерасти в противоборство, когда возникает ситуация, в которой действует принцип «Все средства хороши».
Многие
авторы считают, что обычно конфликт
порождается объективной проблемной
ситуацией, суть которой состоит в возникновении
противоречия между людьми (их целями,
действиями, мотивами, стремлениями и
т.д.). Так называемые организационные,
или трудовые, конфликты могут возникать
вследствие неожиданного появления таких
объективных ситуаций, которые становятся
угрозой для конкретного человека или
группы людей. Предположим, возникла ситуация,
когда производство должно быть сокращено,
а соответственно это грозит увольнением.
Сотрудники начинают волноваться: чьи
интересы будут затронуты, кого уволят,
сократят? Безусловно, такие объективные
ситуации могут быть, но хочется сказать
еще о том, что в любой объективной ситуации
присутствует субъективный фактор — то,
как это будет сделано. Одно и то же увольнение
может быть осуществлено максимально
справедливо, на основе определенных,
открыто предъявленных принципов, предположим,
сокращению подлежат все специалисты
со стажем работы на данном предприятии
до одного года, имеющие низкие производственные
показатели и т.д. Тогда каждый может понять
и принять эти правила. Другое дело, когда
одного человека оставляют, а другого
с такими же данными увольняют. Тогда возникает
ситуация, которая может привести к конфликту
между администрацией и работниками и
между самими работниками. Вот здесь этот
субъективный психологический фактор
будет играть большую роль.
Причины конфликтов, порождаемые этим фактором, связаны с личностными особенностями, состояниями и условиями.
Исходное столкновение порождает самые разные реакции участников, приводя часто к нарастанию недовольства друг другом.
Данный
этап — возникновение объективной
конфликтной ситуации — называют иногда
предконфликтной фазой. Она может быть
как растянутой во времени, так и быстротечной.
Толчком к переходу к следующему этапу
служит какой-то случай, повод, факт, инцидент.
Именно инцидент переводит конфликт на
следующую стадию. Здесь партнеры обнажают
свои чувства и мысли, демонстрируя до
того скрытые потребности. В процессе
эскалации конфликта каждая из сторон
может увеличивать его накал на каждом
этапе, но может и способствовать снижению
напряжения.
Возникновение конфликтной ситуации
ОСОЗНАНИЕ
КОНФЛИКТА И ЕГО ИСТОЧНИКИ
Многие конфликты могут быть разрешены еще на начальной стадии, когда объективное их возникновение ведет к переосмыслению сложившихся отношений. Осознание причин и содержания конфликтов определяется источниками конфликтов, а также психологическими реакциями участников, опытом разрешения конфликтов (унаследованным, «списанным» с родителей или приобретенным «на собственной шкуре»). Иными словами, от того, что мы думаем о конфликте, чему мы научились и как привыкли поступать в таких ситуациях, в значительной мере зависит дальнейшая эскалация конфликта. Не следует забывать и о том, что не нее противоположности обнаруживают несовместимость и не всякая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Очень часто, будучи разными, непохожими, мы можем дополнять друг друга. Когда же мы этого не умеем делать, то отношения перерастают в конфликт. Так что же способствует такому перерастанию?
Многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают объективные и субъективные факторы, являющиеся конфликтогенами, или источниками конфликтов.
Поскольку любой конфликт разворачивается в процессе межличностного взаимодействия или общения, представляется важным рассмотреть эти факторы с двух позиций: в аспекте источников конфликтов, заложенных в общении, и с точки зрения межличностных особенностей конфликтующих.
Рассмотрим процесс общения и те его характеристики, которые способствуют порождению конфликтов, а также те личностные особенности, которые становятся источниками конфликтов. Как показывают исследования, большая часть конфликтов (по некоторым данным, около 80 %) происходит из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знают о них или не придают им должного значения.
Есть личности, исходно ориентированные на сотрудничество, а есть конфликтные личности. Ценности первых включают восприятие другого человека как уникального и в то же время единого со всем человечеством. Преобладающими установками такой личности являются готовность к удовлетворению интересов обеих сторон, к совместной деятельности, стремление открывать в другом человеке позитивные стороны, по возможности не замечая негативных проявлений. Иными словами, исходная толерантность к другому (иному) способствует развитию отношений.
Характерными особенностями, преобладающими установками конфликтной личности являются стремление победить любой ценой, борьба только за собственные интересы, нежелание найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны, отсутствие умения устанавливать контакты и эффективно взаимодействовать, эмоциональная вовлеченность, затрудняющая самоанализ, отсутствие коммуникативных навыков. Именно конкретные качества личности порождают часто противостояние, противоборство, но именно они и могут стать той основой, которая изменит взаимодействие, приведет людей к объединению.
Конфликтогены — факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относят слова, речь, интонации, а также невербальные (телесные) проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты), действия (или бездействие), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.
Сюда же следовало бы отнести специфику восприятия и эмоционального реагирования. Если на агрессивный жест один человек реагирует так же агрессивно, а другой смотрит спокойно, на крик, повышение голоса один человек неминуемо повторяет ту же модель поведения, а другой, несколько отстраняясь, как будто это происходит не с ним, напротив, уменьшает тембр голоса, начинает говорить еще медленнее, ведь и результат такого взаимодействия будет разным. Один человек будет реагировать с повышенной бдительностью, видеть во всем личную угрозу (о таких людях часто говорят, что они тревожны, мнительны), а другой, используя юмор, «нейтрализует» ситуацию. Естественно, и конечный результат таких взаимодействий будет отличаться.
Кроме того, есть такой показатель, как условия, которые могут стимулировать, или тормозить возникновение конфликтов. Под условиями обычно понимают те обстоятельства или факторы, которые влияют на саму возможность его возникновения и определяют характеристики явления. Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.
Под
условиями возникновения
В межличностных ситуациях можно говорить об отношениях людей. Любая ситуация взаимодействия при этом независимо от отношения людей к ней или оценки своих отношений характеризуется взаимозависимостью людей — позитивной {кооперативная ситуация) или негативной {конкурентная ситуация). Как гласит русская пословица: «Чтобы понять друг друга, надо вместе съесть пуд соли». Иногда люди не один год едят эту соль и не один пуд ее уже съели, но понимание так и не приходит к ним. Известно, что есть семьи, можно сказать построенные на любви—ненависти. Супруги постоянно воюют друг с другом, причиняя множество неудобств, создавая друг другу много проблем, но при этом остаются вместе, продолжая так «любить». Бывают и другие ситуации, когда люди принимают решение быстро и категорично. Известны случаи, когда люди разводились, делили все до мелочей, а потом не могли вспомнить, что послужило причиной этого события. Более того, по прошествии времени обе стороны с сожалением говорили о том, что зря потеряли друг друга.
Конфликтогены и сопутствующие условия делают свое дело, если мы не умеем управлять ситуацией. Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно именно конкурентные отношения являются одним из условий, способствующих возникновению конфликтов. Известно, что с появлением в семье второго ребенка, все внимание отдается маленькому, а старший, который тоже может быть небольшим, начинает страдать, обижаться и конфликтовать. Сам того не понимания, он попадает в ситуацию конкуренции.
Разнообразные соревнования внутри группы или между группами также создают благоприятные условия для возникновения конфликтов. Когда детей в детском саду вовлекают в игры соревновательного типа «Кто дальше?», «Кто больше?», «Кто смелее?» и т.д., необходимо понимать, что эти игры закладывают условия для будущих конфликтов, что соревнования активизируют детей. Какой же выход из этой противоречивой ситуации? Использовать соревновательные игры необходимо, но в них обязательно должны быть элементы, ориентированные на учет интересов партнера, требующие взаимодействия с ним, к примеру, игры в футбол, баскетбол и т.д. предполагают конкуренцию и сотрудничество одновременно.
Тесные контакты между людьми потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Отсюда ясно, что в этих отношениях обязательно будут конфликты. Поэтому, когда люди говорят, что в их семье не бывает конфликтов, стоит задуматься о правдивости этих высказываний или подумать об искренности отношений. Иными словами, эти люди либо что-то скрывают, либо отношений попросту нет, и в целом они сохраняют только видимость семейных отношений. Не следует забывать, что форма внешнего проявления конфликтов здесь очень важна. Люди воспитанные и толерантные используют внешне более приемлемые формы и не столь сильно травмирующие.
Причины возникновения конфликта всегда связаны с какими-то конкретными действиями участников или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, в конечном счете вступают в конфликт конкретные люди. Выявить причину конфликта — это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы. Осознание конфликта связано с осознанием своих интересов, целей и осознанием препятствия, мешающего их достижению. Эти препятствия могут быть:
Характер и осуществление любого разногласия существенно определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это можно представить себе таким образом. Если из-под камня, лежащего на краю скалы, обвалится почва, он непременно упадет со скалы под действием силы тяжести. Однако, если человек почувствует, что земля уходит из-под ног, когда он стоит на краю той же самой пропасти, у него еще, в отличие от этого камня, есть выбор — упасть под действием этой силы или противостоять ей, зацепившись за край скалы, чтобы спастись». Иными словами, если конфликт возникает как некая неизбежность, право за нами на него по-разному реагировать, тем не менее в зависимости от того, где мы в этот момент находимся, кто и что нас окружает, как эти обстоятельства будут способствовать эскалации конфликта или его затуханию, — это и есть те самые условия протекания конфликта. Наиболее важной считают совокупность следующих условий протекания конфликта: