Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.

Файлы: 1 файл

псхофзиология.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость  повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным  стандартам; использование новых  подходов в работе военного психолога.

Кроме того, данная работа имеет  практическую направленность, заключающуюся  в выработке методики определения  эмоциональной напряженности в  речи военнослужащих.

Хронологический анализ проблем  данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется  особенностями развития науки-психологии.

Развитие военной науки  интенсификация международных взаимоотношений  повышает значимость и требования к  специалистам, осуществляющим Деятельность по защите государства. Поэтому изучение факторов ведущих к развитию специфичных  проявлений стресса, дезорганизующих  деятельность и разрушающих психическое  здоровье специалиста, имеет особую важность для планирования и проведения целенаправленных инноваций в данных видах профессиональной деятельности. В условиях отсутствия специальных  работ, посвященных этой теме, возрастает актуальность проведения конкретных эмпирических исследований, направленных на поиск  причин и наиболее характерных проявлений стресса у специалистов ВС России. В своей работе я попытался  частично восполнить этот пробел на основе проведения комплексного эмпирического  исследования проявлений психической  напряженности и стресса в  контексте профессионального риска, специалистов военнослужащих ВС России.

Все вышесказанное определили объект и предмет данного исследования.

Объект - эмоциональная напряженность  военнослужащих

Предмет - особенности проявления в речи состояния эмоциональной  напряженности военнослужащих

Цель исследования - вывить особенности проявления в речи состояния  эмоциональной напряженности военнослужащих

Гипотеза исследования: эмоциональное  напряжение в речи представлено грамматическими, стилистическими, логическими, лексическими ошибками, при изменении ее фоновых  характеристик.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ проблемы эмоциональной  напряженности военнослужащих

2. Эмпирическим путем  определить специфику проявления  в речи состояния эмоциональной  напряженности военнослужащих

 

3. Разработать практические  рекомендации органам по работе  с личным составом по учету  негативных эмоциональных состояний  военнослужащих

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, ориентировочной основы деятельности П.Я. Гальрениа, психофизиологического  эксперимента А.Р. Лурии, а так же различные работы и выдержки из работ  таких авторов как: В. Л. Марищука, Л.В. Куликова, Н. И. Наенко ,О.В. Овчинникова, Е. А. Иванова, Зильбермана, Э.Л. Носенко, Лазаруса, Ю.Г. Чиркова, Г. Селье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной  напряженности военнослужащих

 

1.1 Психологическое содержание  эмоциональной напряженности в  науке

 

К состояниям эмоциональной  напряжённости, активно влияющим на поведение лиц, проходящих службу в  вооруженных силах, прежде всего  следует отнести: состояние тревоги (тревожность), страха, стресса и  его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные  проявления чаще наблюдаются в указанной  сфере социально-правовых отношений  именно потому, что многие конфликты  между людьми, требующие строго и  чёткого правового регулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для  них потребностей материального, социального, нравственного и т.п. характера.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное  состояние психической напряжённости  человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию  внутренних ресурсов организма, психики  человека для того, как наступает  ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой  кризисной ситуации.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие  эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые  другие. О переживании субъектом  состояния тревоги обычно свидетельствуют  различные физиологические, а также  определённые внешние наблюдаемые  поведенческие признаки (напряжённое  выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановке в сторону  её большего усложнения, в несоответствующих  реальным условиям принимаемых решениях.

Состояние тревожности нередко  бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической  напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

Страх - безусловно - рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении  жизнедеятельности организма. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом  непреодолимой опасности для  себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

В большинстве случаев  страх вызывает сильный симпатический  разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный  симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушённость голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.

Существует три формы  страха: стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая  кратковременно и выражающаяся в  оцепенение, дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего  захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом  возбуждении страх остаётся, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека, напрячь  все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъём способствует быстротой, правильной ориентировке в  сложившейся ситуации и соответствующим  действиям.

Из сказанного видно, что  страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искажённо, а других - они плохо  или вовсе не запечатлеваются, в  третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Иногда ситуация может  ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника  и недооцениваться собственные  возможности. В таких случаях  причина страха в нереальности лишения  воспринимающего. Такой страх чаще проявляются у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.

Состояние эмоциональной  напряжённости (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать  о том, что субъект находится  в состоянии психической напряжённости  или в состоянии стресса.

Стресс - это состояние  психической напряжённости, обусловленное  адаптацией (приспособлением) психики  человека, его организма в целом  к сложным, изменяющимся условиям его  жизнедеятельности.

Эмоциональный стресс может  сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.

Таким образом, напряжённость, именуемая ещё английским словом «стресс», возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости  принимать быстрые решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного  преступления (например, убийства) или  ставший жертвой преступления, испытывает состояния напряжённости. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо  слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У  одних картина напряжённости  может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Среди других эмоционально насыщенных состояний является фрустрация. Растерянность или, как ещё её называют по-английски, «фрустрация» (буквально  означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая  сопряжена с неудачей. Как пишет  Н.Д. Левитов, «фрустрация - это состояние  человека, выражающееся в характерных  особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно преодолимыми (или  субъективно так называемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач».

Фрустрация - часто вызывает агрессивное поведение, направленное против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокие депрессивные состояние, связанное  со значительной и продолжительной  дезорганизации психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Аффект - (от лат.Alectus - душевное волнение, страсть) - это кратковременный  эмоциональный процесс взрывного  характера, стремительно овладевающим человеком, бурно протекающий, характеризующийся  значительными изменениями сознания, частичным снижения волевого контроля.

Аффектные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство  само по себе и является побуждением  к действию. В такие моменты  человек часто не сознаёт своих  действий, теряет контроль над своим  поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен.

К указанным состояниям можно  отнести, например, наивысшую степень  проявления гнева - ярость, страха, ужас, горе - отчаяние, радости - восторг.

Рассмотренные выше эмоции, эмоциональные состояния: тревожности, страха, напряжённости (стресса, фрустрации), аффекта нередко сопровождаются страданиями.

Страдания - это чувство, эмоция человека в виде отрицательных  переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

Эмоциональный профиль страдания  считается одним из сложных, поскольку  собственно страдание отдельно, в  чистом виде наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют: страх, напряжённость (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вида, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь  страдания и страха, страдания  и стресса.

 

Угроза реальная или мнимая (запугивание) совершить то или иное действие против противника может вызвать  страх. Последний, действуя парализующим образом на долго субъекта, его  мотивационную сферу (мотивацию  достижения), способствует утрате смелости, активности, а следовательно, приводит к нравственным страданиям.

В отличие от нравственных физические страдания связаны с  причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению  телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекций, с заболеванием, которое может быть результатом  в том числе и перенесённых нравственных страданий.

Среди эмоциональных состояний  выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем  активации.

В. Л. Марищук предложил  разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризуется  активизацией различных функций  организма в связи с активными  волевыми актами, вторая приводит к  временному снижению устойчивости психических  процессов и работоспособности. Такое разделение представляется не очень логичным и прежде всего  потому, что эмоциональным напряжением  автор называет волевое напряжение. Большинство авторов не разводят понятия «эмоциональное напряжение»  и «эмоциональная напряженность»Куликов  В.И. Человек -- производство -- управление. М., 1997 Л. В. Куликов вообще считает, что  добавлять к слову «напряжение» определение«эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Думаю, что это заявление излишне  категорично, хотя по своей сути оно  справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что  есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция. Недаром  Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким  темпом работы. При этом виде напряженности  эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональной  напряженности. Собственно, и Л. В. Куликов  отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут  быть эмоции.

Информация о работе Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих