Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.
Эмоциональная напряженность
может оказывать на эффективность
деятельности как положительное, так
и отрицательное действие. По данным
Е. А. Иванова и др. , эмоциональная
напряженность перед прыжком
с парашютом увеличивает
1.2 Детерминанты эмоциональной напряженности
Состояние эмоциональной напряженности, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, занимает особое место среди эмоциональных процессов, хотя и трудно провести четкую грань между стрессовым состоянием и аффектом, между эмоциональной напряженностыо и напряженностью, вызванной неэмоциональными факторамиЛеонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность., М., 2001.
Зильберман П.Б. считает, что состояние напряженности «должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума» (Зильберман, 1974). Н.И. Наенко определяет понятие «эмоциональная напряженность» как видовое по отношению к родовому «психическая напряженность», а под последним понимает «состояние, возникающее у человека в трудных и критических условиях».
По мнению Э.Л. Носенко, к
состоянию эмоциональной
Причины возникновения напряженности
различны и могут иметь разную
силу воздействия на индивида. В
связи с этим выделяют следующие
типы ситуаций: трудные, параэкстремальные,
экстремальные. В трудной ситуации
существует достаточно сложная и
значимая для индивида задача, так
как от разрешения ситуации зависит
дальнейшее существование субъекта.
Такая дифференциация позволяет
соотнести указанные ситуации с
силой возникающих состояний
напряжения, что имеет немаловажное
значение для понимания наблюдаемых
изменений в деятельности и поведении
коммуниканта. Немчин Т.А. выделяет три
разновидности состояния
Степень возникающего напряжения
обусловлена также и
По мнению Р. Лазаруса, характер ответных реакций на стресс обуславливается такими психологическими факторами как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные способности и пр. Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.
Состояние эмоциональной
напряженности как одно из интенсивных
эмоциональных состояний
1. Возникновение тревожных состояний (беспокойства, подавленности, страха, отчаяния и т.д.).
2. Изменения в привычном
для данного индивида
3. Изменения в характере
протекания мыслительных
4. Изменение физиологических
показателей состояния
1.3 Подходы к исследованию
проблемы проявления в речи
состояния эмоциональной
Носенко Э.Л. изучены изменения
речи при эмоциональном напряжении,
наблюдавшиеся в естественных, а
не в лабораторных условиях: перед
экзаменом, перед хирургической
операцией у больных, у диспетчеров
при выполнении ими тестовых заданий
в присутствии авторитетной комиссии,
у военнослужащих при выполнении
профессиональной деятельности, связанной
с большой личной ответственностью.
Воспользуюсь описанием этих изменений,
данным самим автором. «Для состояния
эмоционального напряжения характерны
затруднения в формулировании мыслей
и выборе слов для их адекватного
выражения, которые проявляются
в увеличении в устных высказываниях
количества и длительности пауз, нерешительности,
поисковых слов, семантически нерелевантных
повторений, "заполненных" пауз, поисковых
и описывающих жестов, сопровождающих
речь. Одним из проявлений этих затруднений
является также снижение словарного
разнообразия речи. Кроме того, отмечаются
существенные сдвиги в осуществлении
тех речевых операций, которые
требуют сознательного контроля
за качеством их реализации. В частности,
отмечается более контрастное, чем
в обычном состоянии, проявление
в речи тенденций к синкретизму
в области строевого синтаксиса
(т. е. к незавершенности "морфологического
оформления слов во фразе в соответствии
с синтаксическими
На основе анализа приведенных
выше особенностей речи в состоянии
эмоциональной напряженности
1. Средняя длина отрезка
речи, произносимого без пауз
нерешительности. Она
2. Темп артикулирования,
т. е. отношение количества
слогов в высказывании к
3. Латентный период речевой реакции.
А. Диапазон колебаний темпа
речи в процессе устного высказывания.
Этот показатель характеризует два
разнонаправленных сдвига: возникновение
затруднений в оперативном
5. Длительность временного
интервала, по истечении
6. Количество явлений
нерешительностисемантически
7. Коэффициент словарного
разнообразия речи, характеризующий
отношение разных слов в
8. Среднее количество жестовв расчете на 100 слов высказывания, сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникативных жестов.
9. Среднее количество
синтаксически незавершенных
10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.
Эмоциональный стресс. В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс». Даже нажатие на динамометр, не говоря уже о сдаче экзамена, выступлении на соревновании, рассматривается как стресс. В результате это понятие постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. Как отмечает Ю. Г. Чирков стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость в неопределенности, расплывчатости границ.
А это всегда чревато утратой существа явления, появлением неразберихи в использовании самого термина, возникновением неоправданных дискуссий по поводу его сущности. К сожалению, как это будет видно из дальнейшего, к этому приложил руку и сам Селье.
Очевидно, впервые термин
«стресс», означающий не что иное, как
напряжение, упоминается в 1303 году в
стихотворении Роберта
Г. Селье полагает, что
слово «стресс» пришло в английский
язык из старофранцузского и
Как бы то ни было, в самом
слове не содержится ничего нового
для обозначения состояний
В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 году описал нейроэндокринный феномен, который он назвал реакцией «бегства - защиты». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается Кенноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.
Как указывает А. А. Вирув
отдельных работах
Чем более модным становилось понятие «стресс», тем больше Селье отходил от первоначального понимания этого феномена. Эта эволюция его взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цыгана, поэтому я воспользуюсь их описанием.
Авторы отмечают, что Г.
Селье трактует понятие «стресс»
по-разному. Если в его первых работах
под стрессом понималась совокупность
всех неспецифических изменений, возникающих
в организме под влиянием любых
сильных воздействий и