Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.

Файлы: 1 файл

псхофзиология.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная напряженность  может оказывать на эффективность  деятельности как положительное, так  и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова и др. , эмоциональная  напряженность перед прыжком  с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию.

 

1.2 Детерминанты эмоциональной  напряженности

 

Состояние эмоциональной  напряженности, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, занимает особое место среди  эмоциональных процессов, хотя и  трудно провести четкую грань между стрессовым состоянием и аффектом, между эмоциональной напряженностыо и напряженностью, вызванной неэмоциональными факторамиЛеонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность., М., 2001.

Зильберман П.Б. считает, что состояние напряженности  «должно рассматриваться как  помеха и ни в коем случае не может  смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой  сложной деятельности, тем более  такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного  индивидуума» (Зильберман, 1974). Н.И. Наенко определяет понятие «эмоциональная напряженность» как видовое по отношению  к родовому «психическая напряженность», а под последним понимает «состояние, возникающее у человека в трудных  и критических условиях».

По мнению Э.Л. Носенко, к  состоянию эмоциональной напряженности  следует относить те состояния, характерной  особенностью которых является наличие  преимущественно отрицательного, дезорганизующего воздействия на деятельность и состояние  испытуемого, вытекающего из самой  психологической сущности данного  состояния (Носенко, 1975). В последствии  под «эмоциональной напряженностью»  будет пониматься особое эмоциональное  состояние, характеризующееся интенсивными эмоциональными переживаниями в  ходе речевой коммуникации, воспринимаемое индивидом как помеха для достижения коммуникативных намерений. Эмоциональные  состояния особенно интенсивны в  критических ситуациях, так как  эмоции выполняют, по выражению К. Прибрама, функцию «внутреннего приспособления»

Причины возникновения напряженности  различны и могут иметь разную силу воздействия на индивида. В  связи с этим выделяют следующие  типы ситуаций: трудные, параэкстремальные, экстремальные. В трудной ситуации существует достаточно сложная и  значимая для индивида задача, так  как от разрешения ситуации зависит  дальнейшее существование субъекта. Такая дифференциация позволяет  соотнести указанные ситуации с  силой возникающих состояний  напряжения, что имеет немаловажное значение для понимания наблюдаемых  изменений в деятельности и поведении  коммуниканта. Немчин Т.А. выделяет три  разновидности состояния нервно-психического напряжения в соответствии с интенсивностью его выражения: слабое, умеренное  и чрезмерное. Первая степень называется напряжением лишь условно, так как  признаков напряжения либо не наблюдается  совсем, либо их проявления настолько  незначительны, что индивидуум не считает  свое состояние эмоционально-напряженным. При умеренно выраженном психическом  напряжении в психической деятельности наблюдаются явные позитивные сдвиги: возрастает внимание, изменяется функция  памяти, увеличивается продуктивность мышления, повышается продуктивность, увеличивается точность движений, уменьшается  количество ошибок. Н.В. Витт предлагает использовать для обозначения такого вида эмоциональной напряженности  термин "эмоциональная активация". Третья степень нервно-психического напряжения характеризуется признаками нарушений в психической сфере: снижается объем внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания; снижается продуктивность кратковременной памяти; обнаруживаются негативные сдвиги в способности к решению логических задач; страдает координация.

Степень возникающего напряжения обусловлена также и психологическими особенностями человека: мотивационными, интеллектуальными и другими  психологическими характеристиками, жизненным  опытом индивида, объемом знаний и  т.д. «Основная роль в возникновении  угрозы принадлежит не столько объективной  опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько  тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.е. субъективному  фактору»

По мнению Р. Лазаруса, характер ответных реакций на стресс обуславливается  такими психологическими факторами  как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные способности и  пр. Эмоциональная напряженность  может возникнуть у человека при  попадании в трудные, экстремальные  условия, при умственной и эмоциональной  перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени  при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами  в деятельности и т.д.

Состояние эмоциональной  напряженности как одно из интенсивных  эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и  общую эффективность деятельности»  В проявлениях эмоций можно выделить три основных компонента - субъективные переживания, двигательные проявления и изменения в деятельности внутренних органов. Субъективные переживания  представляют собой высший уровень  комплексной реакции человека и  без специального обучения плохо  поддаются внутреннему контролю и управлению. Двигательный компонент  проявляется в специфической  мимике, жестах, плаче, смехе, других элементах  двигательного поведения. Эти реакции  в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. С гораздо  большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость, смысловая  составляющая). Это в очередной  раз, теперь и с точки зрения физиологии, доказывает предположение о том, что такой прагматический аспект как состояние эмоциональной  напряженности имеет непосредственное влияние на речепроизводство и процесс  речевой коммуникации в целом. Э.Л. Носенко выделяет следующие основные группы реакций, которые являются типичными  для состояния эмоциональной  напряженности и, вероятно, могут  сигнализировать о его наличии:

 

1. Возникновение тревожных  состояний (беспокойства, подавленности,  страха, отчаяния и т.д.).

2. Изменения в привычном  для данного индивида характере  моторно-поведенческих реакций (появление  тремора, возрастание мускульного  напряжения, изменения в мимике  и кинестетике и др.).

3. Изменения в характере  протекания мыслительных процессов  и в организации интеллектуальной  деятельности.

4. Изменение физиологических  показателей состояния организма  и биоэлектрической активности  мозга под влиянием эмоциональной  напряженности (Носенко, 1975). Произносительная  деятельность, при помощи которой  осуществляется устная речь, тесно  связана с физиологическими процессами, непроизвольно отражающими эмоционально-волевые  процессы говорящегоБернештейн  Александр Николаевич " Очерки  о физиологии движений и физиологии  активности" Таким образом, эмоциональное  напряжение может непосредственно  влиять на порождение и восприятие  речи - основных процессов речевой  коммуникации, и соответственно  коммуникативная удача/неудача находится  в прямой зависимости от эмоционального  состояния коммуникантов.

 

1.3 Подходы к исследованию  проблемы проявления в речи  состояния эмоциональной напряженности

 

Носенко Э.Л. изучены изменения  речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а  не в лабораторных условиях: перед  экзаменом, перед хирургической  операцией у больных, у диспетчеров  при выполнении ими тестовых заданий  в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной  с большой личной ответственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным самим автором. «Для состояния  эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного  выражения, которые проявляются  в увеличении в устных высказываниях  количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных  повторений, "заполненных" пауз, поисковых  и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений  является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении  тех речевых операций, которые  требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем  в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму  в области строевого синтаксиса (т. е. к незавершенности "морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими собязательствами") и к нерасчлененности в области  актуального синтаксиса выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представлены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдельные синтагмы, соединенные путем простого соположенияОб ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

На основе анализа приведенных  выше особенностей речи в состоянии  эмоциональной напряженности Носенко  выделила целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут использоваться при  диагностике этого состояния:

1. Средняя длина отрезка  речи, произносимого без пауз  нерешительности. Она рассчитывается  путем деления времени «чистой  речи» (или количества слов  в высказывании) на количество  пауз нерешительности. За паузы  нерешительности принимаются паузы  длительностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования,  т. е. отношение количества  слогов в высказывании к времени,  затраченному на их произнесение  т. е. количество времени «чистой  речи»

3. Латентный период речевой  реакции.

А. Диапазон колебаний темпа  речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два  разнонаправленных сдвига: возникновение  затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей вероятностью можно  утверждать, что говорящий переживает состояние эмоциональной напряженности.

5. Длительность временного  интервала, по истечении которого  в речевом потоке появляются  зоны, где частота основного тона  голоса превосходит среднюю типичную  для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений  нерешительностисемантически нерелевантных  повторов, переформулировок, «заполненных  пауз», незавершенных слов или  фраз

7. Коэффициент словарного  разнообразия речи, характеризующий  отношение разных слов в высказывании  к общему количеству слов.

8. Среднее количество  жестовв расчете на 100 слов высказывания, сопровождающих речь, в частности  поисковых и некоммуникативных  жестов.

9. Среднее количество  синтаксически незавершенных фраз  в устных высказываниях.

10. Среднее количество  ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Эмоциональный стресс. В  настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение»  употреблять термин «стресс». Даже нажатие на динамометр, не говоря уже  о сдаче экзамена, выступлении  на соревновании, рассматривается как стресс. В результате это понятие постепенно теряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. Как отмечает Ю. Г. Чирков стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость в неопределенности, расплывчатости границ.

А это всегда чревато утратой  существа явления, появлением неразберихи  в использовании самого термина, возникновением неоправданных дискуссий  по поводу его сущности. К сожалению, как это будет видно из дальнейшего, к этому приложил руку и сам  Селье.

Очевидно, впервые термин «стресс», означающий не что иное, как  напряжение, упоминается в 1303 году в  стихотворении Роберта Маннинга: «И эта мука была манной небесной, которую  Господь послал людям, пребывающим  в пустыне сорок зим и находящимся  в большом стрессе».

Г. Селье полагает, что  слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось  как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется и точка зрения, что  слово «стресс» произошло от латинского stringere- затягивать.

Как бы то ни было, в самом  слове не содержится ничего нового для обозначения состояний человека. Новым был тот смысл, который  в него вложил Селье.

В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном  синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье, хотя и до него сходные явления  наблюдали некоторые физиологи  и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 году описал нейроэндокринный феномен, который  он назвал реакцией «бегства - защиты». Центральным органом, участвующим  в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается  Кенноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.

Как указывает А. А. Вирув  отдельных работах отечественных  ученых раскрыты механизмы неспецифической  адаптации. Так что у Г. Селье  были предшественники, и его учение о стрессе как общем адаптационном  синдроме создавалось не на пустом месте.

Чем более модным становилось  понятие «стресс», тем больше Селье  отходил от первоначального понимания  этого феномена. Эта эволюция его  взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цыгана, поэтому  я воспользуюсь их описанием.

Авторы отмечают, что Г. Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах  под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих  в организме под влиянием любых  сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних работах  под стрессом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия. Очевидно, как и другие ученые, Селье не устоял перед соблазном создать «всеобъемлющее и единственно правильное» учение, тем более что критики его первоначальной концепции усиленно подталкивали его к этому (то он не учел роль центральной нервной системы, то психического фактора, то мышечной нагрузки при занятиях спортом).

Информация о работе Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих