Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.
2. Я спокоен... моя левая рука тяжелая... Я спокоен... моя левая рука тяжелая... мои руки тяжелые...
Продолжительность 30-40 сек. Повторять в течение 2-3 дней.
3. Я спокоен... моя правая рука тяжелая... Я спокоен... моя левая рука тяжелая... Я спокоен моя левая нога тяжелая... моя правая нога тяжелая... Продолжительность 30-40 сек. Повторять 2-3 дня.
4. Я спокоен... моя левая нога тяжелая. Я спокоен... моя правая нога тяжелая... Продолжительность 30-40 сек. Повторять 2-3 дня.
5. Я спокоен... моя правая нога тяжелая... Я спокоен... моя левая нога тяжелая... мои ноги тяжелые... Продолжительность 60 сек. Повторять 4-5 дней.
6. Я спокоен... моя правая нога тяжелая... Мои ноги тяжелые... Я спокоен... моя правая рука тяжелая... Я спокоен... моя левая рука тяжелая... Мои руки тяжелые... Мое тело тяжелое... Продолжительность 60 сек. Повторять 4-5 дней.
Цель первого стандартного упражнения состоит в выработке умения расслабить свое тело.
Второе упражнение.
1. Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые...
Продолжительность 60 сек. Повторить
в течение 9-10 дней. После этого
продолжительность
2. Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые... Продолжительность 3 мин. Повторять в течение 6-7 дней. Мои ноги теплые... Моя правая рука теплая...
3. Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые... Мои ноги теплые... моя правая рука теплая... моя рука теплая... Продолжительность 3 мин. Повторять в течение 4-5 дней.
4. Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые.. Мои ноги теплые... мои руки теплые... Продолжительность 3 мин. Повторить в течение 4-5 дней.
5. Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые.. Мои руки и ноги теплые... Мое тело теплое и тяжелое... Продолжительность 3 мин. Повторять в течение 4-5 мим.
Цель второго стандартного упражнения состоит в увеличении степени расслабления и расширении периферических кровеносных сосудов. Известно, что при повышении температуры происходит расширение периферических кровеносных сосудов. Это может быть достигнуто с помощью внушенного себе представления о согревании тела.
Третье упражнение.
Цель третьего упражнения состоит в выравнивании и успокоении сердечной деятельности. В положении лежа практикующий помещает свою правую руку на область сердца и мысленно произносит следующую аутосугестивную фразу:
Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые... мои руки и ноги теплые... мое сердце бьется спокойно и ритмично... Продолжительность 90-100 сек. Повторять в течение 10- 12 дней.
Четвертое упражнение.
Четвертое стандартное упражнение делает своим объектом процесс дыхания. Отметим, что первые три стандартных упражнения хотя и косвенно, но также воздействует на процесс дыхания, успокаивая и гармонизируя его. Целью же этого упражнения является прямое воздействие на дыхательный ритм. Используется следующая аутосуггестивная фраза: Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые и теплые... Мое сердце бьется спокойно и ритмично... Я дышу глубоко и равномерно..
Продолжительность 2 мин. Повторять в течение 5-6 дней.
Пятое упражнение.
Физиологические и психотерапевтические исследования показали, что согревание брюшной полости приводит к успокоению деятельности ЦНС. Поэтому целью пятого стандартного упражнения является достижение этого эффекта. Используется следующая аутосуггестивная фраза:
Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые и теплые... Мое сердце бьется спокойно и ритмично... Я дышу глубоко и равномерно... Мое солнечное ьизлучение излучает тепло.
Продолжительность 3 мин. Повторять в течение 20 дней
Шестое упражнение.
Давно известно, что охлаждение лба с помощью компресса или иных средств приводит к благоприятным для нервной деятельности результатам. В этом и состоит цели шестого стандартного упражнения. Используется следующая аутосуггестивная фраза:
Я спокоен.. мои руки и ноги и тяжелые и теплые... Мой лоб прохладен.. Продолжительность 2 мин. Повторить в течение 15 дней.
В высший курс включаются следующие медитативные упражнения.
Первое упражнение.
Медитация на цвете. После исполнения стандартного упражнения из начального курса практикующий начинают чувствовать приятное тепло и покой. Исходя из этого состояния, он начинает мысленно концентрировать свое сознание на образах характерною цвета заснеженные горные вершины, цвет огненной лавы, синий цветок, золотистые осенние пейзажи и т п. Во время упражнения практикующий должен стремиться удерживать в своем сознании представление о цветных картинках, а не о конкретных формах или цветах.
Упражнение повторяется до тех пор, пока практикующий не научится визуалировать цветные образы. Упражнение можно выполнять и вечером перед сном.
Второе упражнение.
Отличается от первого только тем, что концентрация сознания направлено на воображаемые образы одного oпределенного цвета «красный, черный, синий, белый и желтый».
Третье упражнение.
При выполнении этого упражнение практикующий стремится визуалировать конкретный образ: вазу, цветок, определенного человека и т. п.
Четвертое упражнение.
При его выполнении практикующий концентрирует свое сознание на какой-либо абстрактной идее: справедливости, мире, радости, надежде, любви и т. п.
Пятое упражнение.
В этом упражнении концентрация сознания происходит на определенном эмоциональном состоянии. Шульц в качестве примера предлагал приятное ощущение возникающего при виде вершин Баварских Альп. Концентрация сознания направлена не на конкретный образ, а на ощущение спокойствия пространства и свободы, которые возникают при созерцании пейзажа.
Шестое упражнение.
При выполнении этого упражнения
в воображении возникает образ
другого человека. В начале нужно
выбирать людей с которыми не связаны
отрицательные или
Седьмое упражнение.
В этом медитативном упражнении практикующий фокусирует свое сознание на абстрактных проблемах типа: Что я хочу от жизни? Какие ошибки я допускаю в жизни?
Все медитативные упражнения по системе Шульца длятся в течение 30-60 минут.
Советы по овладению исскуством аутотренинга.
1. Нельзя изменить себя в желанную сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.
3. Нельзя изучить себя,
не изучая одновременно и с
равной заинтересованностью
4. Нельзя изучать человека
холодно: таким путем человек
непознаваем, потому что
6. Изучение человека и
самоизучение принципиально не
завершимы, потому что человек
- это «открытая система», меняющаяся
во многом непредсказуемо: больше
чем какое-либо другое
7. Помните: Любой человек несравненно больше, шире, глубже того, в чем он может себя явить.
8. Ведите себя так, словно
вы уже счастливы, и вы
Выводы по главе:
1. Эмоциональная напряженность
- это состояние,
2. В речевой деятельности
эмоциональное напряжение
Заключение
В соответствии с целью и гипотезой исследования были достигнуты следующие задачи исследования:
1. Проведен теоретический анализ проблемы эмоциональной напряженности военнослужащих
2. Эмпирическим путем
определил специфику
3. Разработал практические
рекомендации органам по
В исследовании были отражены
особенности возникновения
Так же мной было сделано
некоторое обобщение
1. Эмоциональная напряженность
- это состояние,
2. Речевая деятельность
представляет собой
3. Эмоциональная сфера
представлена в речевых
Кроме того, сделаны выводы о психической в условиях военной службы.
Оценку уровня развития и
специфику синдрома психической
напряженности у военнослужащих
можно охарактеризовать следующим
образом: высокая интенсивность
специальных выполняемых задач,
разнообразие и специфика их содержания,
недостаточная автономия
Особенности организационной
среды и индивидуальные стратегии
преодоления психической
Анализ особенностей проявления
психической напряженности
В современном мире информационных технологий, особое место в жизни человека занимают различные электронные средства оптимизации деятельности, это вносит свои коррективы в работу специалистов самых разных профессий.
В качестве вспомогательного средства для диагностики эмоциональной напряженности использовались методы наблюдения и тестирования.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Изд-во «Педагогика», 1999.
2. Антология организационной психологии / Под.ред. Б.М. Стоу. М.: Изд-во «Вершина», 2005.
3. Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» М: «Филин» 1996г.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во «Наука», 1988.
5. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
6. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика М.: Изд-во «Речь», 2004.
7. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: Изд-во «Пэр Сэ», 2000.
8. Болотова А.К., Макарова И.В. Пути развития временной компетентности в тренинге. Сб. III съезд Российского психологического общества. СпБ. 2003.
9. Болотова А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности. "Общественные науки и современность". 1997.
10. Брайт Д., Джонс Ф. Стрссс. Теории, исследования, мифы. СПб: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2003.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. Изд-во «Питер», 2005.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2001
13. Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психология эмоций» М. 2005.
14. Дружинин В.И. «Психология». Спб: «Питер» 2000.
15. Дружинин В.И. «Психология». Спб: «Питер» 2000г.
16. Изард К.Е. Эмоции человека / Пер. с англ. СПб., 2007.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001
18. Изард К.Е. «Эмоции человека» - Спб: «Питер» 2005.
19. Крылов А.И. Маничев С.А. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Спб: «Питер» 2000.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2001.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. МГУ 1999.
22. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. М., Изд-во МГУ, 2006
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2: Бытие и сознание. СПб., 2003.
Приложение №1
Текст для эксперимента
Стефан Цвейг. "Фантастическая ночь"
...Осознал же я вполне
это медленное и постепенное
угасание своей духовной