Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.

Файлы: 1 файл

псхофзиология.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

2. Я спокоен... моя левая  рука тяжелая... Я спокоен... моя  левая рука тяжелая... мои руки  тяжелые...

Продолжительность 30-40 сек. Повторять в течение 2-3 дней.

3. Я спокоен... моя правая  рука тяжелая... Я спокоен... моя  левая рука тяжелая... Я спокоен  моя левая нога тяжелая... моя  правая нога тяжелая... Продолжительность  30-40 сек. Повторять 2-3 дня.

4. Я спокоен... моя левая  нога тяжелая. Я спокоен... моя  правая нога тяжелая... Продолжительность  30-40 сек. Повторять 2-3 дня.

5. Я спокоен... моя правая  нога тяжелая... Я спокоен... моя  левая нога тяжелая... мои ноги  тяжелые... Продолжительность 60 сек.  Повторять 4-5 дней.

6. Я спокоен... моя правая  нога тяжелая... Мои ноги тяжелые... Я спокоен... моя правая рука  тяжелая... Я спокоен... моя левая  рука тяжелая... Мои руки тяжелые... Мое тело тяжелое... Продолжительность  60 сек. Повторять 4-5 дней.

Цель первого стандартного упражнения состоит в выработке  умения расслабить свое тело.

Второе упражнение.

1. Я спокоен... мои руки  и ноги тяжелые...

Продолжительность 60 сек. Повторить  в течение 9-10 дней. После этого  продолжительность увеличивается  до 75-90 сек и упражнение повторяется  еще в течение нескольких дней.

2. Я спокоен... мои руки  и ноги тяжелые... Продолжительность  3 мин. Повторять в течение 6-7 дней. Мои ноги теплые... Моя правая  рука теплая...

3. Я спокоен... мои руки  и ноги тяжелые... Мои ноги теплые... моя правая рука теплая... моя  рука теплая... Продолжительность  3 мин. Повторять в течение 4-5 дней.

4. Я спокоен... мои руки  и ноги тяжелые.. Мои ноги теплые... мои руки теплые... Продолжительность  3 мин. Повторить в течение 4-5 дней.

5. Я спокоен... мои руки  и ноги тяжелые.. Мои руки и  ноги теплые... Мое тело теплое  и тяжелое... Продолжительность 3 мин. Повторять в течение 4-5 мим.

Цель второго стандартного упражнения состоит в увеличении степени расслабления и расширении периферических кровеносных сосудов. Известно, что при повышении температуры  происходит расширение периферических кровеносных сосудов. Это может  быть достигнуто с помощью внушенного себе представления о согревании тела.

Третье упражнение.

Цель третьего упражнения состоит в выравнивании и успокоении сердечной деятельности. В положении  лежа практикующий помещает свою правую руку на область сердца и мысленно произносит следующую аутосугестивную  фразу:

Я спокоен... мои руки и  ноги тяжелые... мои руки и ноги теплые... мое сердце бьется спокойно и ритмично... Продолжительность 90-100 сек. Повторять  в течение 10- 12 дней.

Четвертое упражнение.

Четвертое стандартное упражнение делает своим объектом процесс дыхания. Отметим, что первые три стандартных  упражнения хотя и косвенно, но также  воздействует на процесс дыхания, успокаивая и гармонизируя его. Целью же этого  упражнения является прямое воздействие  на дыхательный ритм. Используется следующая аутосуггестивная фраза: Я спокоен... мои руки и ноги тяжелые  и теплые... Мое сердце бьется спокойно и ритмично... Я дышу глубоко и  равномерно..

Продолжительность 2 мин. Повторять  в течение 5-6 дней.

Пятое упражнение.

Физиологические и психотерапевтические исследования показали, что согревание брюшной полости приводит к успокоению деятельности ЦНС. Поэтому целью  пятого стандартного упражнения является достижение этого эффекта. Используется следующая аутосуггестивная фраза:

Я спокоен... мои руки и  ноги тяжелые и теплые... Мое сердце бьется спокойно и ритмично... Я дышу глубоко и равномерно... Мое солнечное  ьизлучение излучает тепло.

Продолжительность 3 мин. Повторять  в течение 20 дней

Шестое упражнение.

Давно известно, что охлаждение лба с помощью компресса или  иных средств приводит к благоприятным  для нервной деятельности результатам. В этом и состоит цели шестого  стандартного упражнения. Используется следующая аутосуггестивная фраза:

Я спокоен.. мои руки и  ноги и тяжелые и теплые... Мой  лоб прохладен.. Продолжительность 2 мин. Повторить в течение 15 дней.

В высший курс включаются следующие  медитативные упражнения.

Первое упражнение.

Медитация на цвете. После  исполнения стандартного упражнения из начального курса практикующий начинают чувствовать приятное тепло и  покой. Исходя из этого состояния, он начинает мысленно концентрировать  свое сознание на образах характерною  цвета заснеженные горные вершины, цвет огненной лавы, синий цветок, золотистые осенние пейзажи и т п. Во время  упражнения практикующий должен стремиться удерживать в своем сознании представление  о цветных картинках, а не о  конкретных формах или цветах.

Упражнение повторяется  до тех пор, пока практикующий не научится визуалировать цветные образы. Упражнение можно выполнять и вечером  перед сном.

Второе упражнение.

Отличается от первого  только тем, что концентрация сознания направлено на воображаемые образы одного oпределенного цвета «красный, черный, синий, белый и желтый».

Третье упражнение.

При выполнении этого упражнение практикующий стремится визуалировать  конкретный образ: вазу, цветок, определенного человека и т. п.

Четвертое упражнение.

При его выполнении практикующий концентрирует свое сознание на какой-либо абстрактной идее: справедливости, мире, радости, надежде, любви и т. п.

Пятое упражнение.

В этом упражнении концентрация сознания происходит на определенном эмоциональном состоянии. Шульц  в качестве примера предлагал  приятное ощущение возникающего при  виде вершин Баварских Альп. Концентрация сознания направлена не на конкретный образ, а на ощущение спокойствия  пространства и свободы, которые  возникают при созерцании пейзажа.

Шестое упражнение.

При выполнении этого упражнения в воображении возникает образ  другого человека. В начале нужно  выбирать людей с которыми не связаны  отрицательные или положительные  эмоциональные переживания. Позднее  объектом концентрации сознания должны стать люди. тесно свами связанные. На первых порах субъективное отношение  к ним не позволит увидеть их истинный облик. Мы должны стремиться к освобождению от субъективных установок и научиться  представлять их реальный образ, освобожденный  от эмоциональных переживаний.

Седьмое упражнение.

В этом медитативном упражнении практикующий фокусирует свое сознание на абстрактных проблемах типа: Что  я хочу от жизни? Какие ошибки я  допускаю в жизни?

Все медитативные упражнения по системе Шульца длятся в течение 30-60 минут.

Советы по овладению исскуством аутотренинга.

1. Нельзя изменить себя  в желанную сторону, не изучая  себя постоянно.

2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.

3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с  равной заинтересованностью других  людей (хотя бы еще одного  человека, но чем больше, тем лучше).

4. Нельзя изучать человека  холодно: таким путем человек  непознаваем, потому что природа  его противится изучению как  насилию; по-настоящему постичь  человека можно, только помогая  ему. 5. Ни себя, ни других нельзя  изучить, иначе как в деятельности  и общении.

6. Изучение человека и  самоизучение принципиально не  завершимы, потому что человек  - это «открытая система», меняющаяся  во многом непредсказуемо: больше  чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не есть.

7. Помните: Любой человек  несравненно больше, шире, глубже  того, в чем он может себя  явить.

8. Ведите себя так, словно  вы уже счастливы, и вы действительно  почувствуете себя счастливыми.

Выводы по главе:

1. Эмоциональная напряженность  - это состояние, характеризующееся  повышенным тонусом активности  по переработке и оценке стимулов  окружающей действительности.

2. В речевой деятельности  эмоциональное напряжение представлено: грамматическими, стилистическими,  логическими, лексическими ошибками  при измененном фонетическом  контексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были достигнуты следующие задачи исследования:

1. Проведен теоретический  анализ проблемы эмоциональной  напряженности военнослужащих

2. Эмпирическим путем  определил специфику проявления  в речи состояния эмоциональной  напряженности военнослужащих

3. Разработал практические  рекомендации органам по работе  с личным составом по учету  негативных эмоциональных состояний  военнослужащих

В исследовании были отражены особенности возникновения психической  напряженности, специфика развития острых и хронических форм состояний  психической напряженности, их негативные последствия для здоровья и личностного  благополучия.

Так же мной было сделано  некоторое обобщение теоретической  части:

1. Эмоциональная напряженность  - это состояние, характеризующееся  повышенным тонусом активности  по переработке и оценке стимулов  окружающей действительности.

2. Речевая деятельность  представляет собой исторически  сложившуюся форму общения людей  посредством языковых конструкций,  создаваемых на основе определённых  правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование  и формулирование мыслей языковыми  (речевыми) средствами, а с другой  стороны -- восприятие языковых  конструкций и их понимание.

3. Эмоциональная сфера  представлена в речевых характеристиках,  как оценочный, регуляторный конструкт  и проявляется в виде изменения  грамматического, лексического, семантического, фонового уровней речи.

Кроме того, сделаны выводы о психической в условиях военной  службы.

Оценку уровня развития и  специфику синдрома психической  напряженности у военнослужащих можно охарактеризовать следующим  образом: высокая интенсивность  специальных выполняемых задач, разнообразие и специфика их содержания, недостаточная автономия исполнения, сниженное актуальное самочувствие приводят к тому, что в данном профессиональном контингенте, у специалистов начинают интенсивно развиваться элементы поведенческих рискфакторов.

Особенности организационной  среды и индивидуальные стратегии  преодоления психической напряженности  определяют специфику ее проявлений и степень их деструктивного влияния  на психическое здоровье, и личностное благополучие специалистов.

Анализ особенностей проявления психической напряженности показал, что в современной трактовке  эта проблема может продуктивно  разрабатываться в рамках системных  подходов анализа профессиональной деятельности связанной с высокими нагрузками.

В современном мире информационных технологий, особое место в жизни  человека занимают различные электронные  средства оптимизации деятельности, это вносит свои коррективы в работу специалистов самых разных профессий.

В качестве вспомогательного средства для диагностики эмоциональной  напряженности использовались методы наблюдения и тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Анастази А. Психологическое  тестирование. - М.: Изд-во «Педагогика», 1999.

2. Антология организационной психологии / Под.ред. Б.М. Стоу. М.: Изд-во «Вершина», 2005.

3. Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» М: «Филин» 1996г.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во «Наука», 1988.

5. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

6. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика М.: Изд-во «Речь», 2004.

7. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: Изд-во «Пэр Сэ», 2000.

8. Болотова А.К., Макарова И.В. Пути развития временной компетентности в тренинге. Сб. III съезд Российского психологического общества. СпБ. 2003.

9. Болотова А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности. "Общественные науки и современность". 1997.

10. Брайт Д., Джонс Ф. Стрссс. Теории, исследования, мифы. СПб: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2003.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. Изд-во «Питер», 2005.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2001

13. Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психология эмоций» М. 2005.

14. Дружинин В.И. «Психология». Спб: «Питер» 2000.

15. Дружинин В.И. «Психология». Спб: «Питер» 2000г.

16. Изард К.Е. Эмоции человека / Пер. с англ. СПб., 2007.

17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001

18. Изард К.Е. «Эмоции человека» - Спб: «Питер» 2005.

19. Крылов А.И. Маничев С.А. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Спб: «Питер» 2000.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2001.

21. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. МГУ 1999.

22. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. М., Изд-во МГУ, 2006

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2: Бытие и сознание. СПб., 2003.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Текст для эксперимента

Стефан Цвейг. "Фантастическая ночь"

...Осознал же я вполне  это медленное и постепенное  угасание своей духовной энергии  только благодаря одному случаю, отчетливо сохранившемуся в моей  памяти. Я остался на лето в  Вене - также под влиянием этой  странной вялости, не поддававшейся  никаким приманкам новизны, и  вдруг получил из одного курорта  письмо от женщины, с которой  я уже три года находился  в связи и в любви к которой  был даже искренне уверен. Она  взволнованно писала мне на  четырнадцати страницах, что познакомилась  там с одним человеком и  он стал для нее всем в  жизни, осенью она выйдет за  него замуж и наши отношения  должны прекратиться. Она без  раскаянья, больше того - с радостью  вспоминает прожитое со мною  время; вступая в новый брак, хранит память обо мне, как  о самом дорогом ее сердцу  в ее прежней жизни, и надеется, что я прощу ей это неожиданное  решение. Вслед за этим деловым  сообщением следовали трогательные  заклинания, чтобы я не очень  сердился на нее и не слишком  страдал от этого внезапного  разрыва; чтобы я не пытался  насильно удержать ее или сделать  что-нибудь над собой. Все стремительнее  и пламенней становились строки  письма: она умоляла меня найти  утешение у более достойной  женщины и сейчас же ей написать, потому что она с трепетом  думает о том, как я приму  это известие. И в виде постскриптума,  карандашом, было еще приписано: "Не делай ничего безрассудного, пойми меня, прости меня".

Информация о работе Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих