Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.
Первоначально Селье и
его сотрудники уделяли внимание
лишь биологическим и
- реакция тревоги, во
время которой сопротивление
организма сначала понижается («фаза
шока»), а затем включаются защитные
механизмы («фаза противошока»)
- стадия устойчивости (резистентности),
когда за счет напряжения
- стадия истощения, в
которой выявляется
Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.
Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний.
Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Селье- отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, проповедовавшие идею центризма.
Постепенно по мере изучения
стресса Селье пришел к пониманию
в его развитии роли психологического
фактора. Этому во многом способствовали
работы ученых, обобщавших опыт Второй
мировой войны. В публикациях
все чаще стали появляться такие
понятия, как «психический стресс»,
«эмоциональный стресс». Это привело
к размыванию понятия «стресс», так
как в их содержание стали включать
и первичные эмоциональные
Это привело к смешению
психофизиологического и
Первым попытался разграничить
физиологическое и
На финальной стадии разработки
своего учения Г. Селье стал говорить
о двух видах стресса - дистрессе,
связанным с отрицательными эмоциональными
реакциями, и эустрессе, связанном
с положительными эмоциональными реакциями.
Это привело к тому, что в
сферу этих понятий вошли все
физиологические явления, включая
и сон. Так, Селье пишет, что даже
в состоянии полного
Естественным становится
стремление исследователей найти какие-то
границы стресса как
В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности. Однако стресс не следует ограничивать и рамками патологии, на что обращают внимание В. Я. Апчел и В. Н. Цыган.
В общем виде причиной стресса,
по А. Уэлфорду, является несоответствие
возможностей организма предъявляемым
к нему требованиям, например при
высокой эмоциональной
В.Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей).
Следует все же признать,
что любая установленная
Выводы по главе
1. Эмоциональная напряженность
- это состояние,
2. Речевая деятельность
представляет собой
3. Эмоциональная сфера
представлена в речевых
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих
2.1 Замысел исследования
особенностей проявления в
Исследование особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих проводилось среди курсантов 4-5 курсов военно-гуманитарного факультета Военного университета. Выборка составила 20 человек.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе проводился сбор материала и анализ литературы по проблеме эмоциональной напряженности, вырабатывалась система критериев и показателей эмоциональной напряженности. В ходе этого этапа отрабатывались вопросы подбора диагностических средств для фиксации эмоциональной напряженности в речевой деятельности военнослужащих.
В качестве вспомогательного средства для диагностики эмоциональной напряженности использовались методы наблюдения и тестирования.
На втором этапе разрабатывались практические рекомендации органам по работе с личным составом по учету негативных эмоциональных состояний военнослужащих.
Эмоциональная напряженность может возникать в стрессовой ситуации. При этом меняются многие характеристики речи. Например, громкость речи как существенно повышается, так и понижается; возможен излом голоса; убыстрение либо замедление темпа речи; произношение может стать более отчетливым; почти на 50% повышается количество пауз; речь может прерываться вздохами, фразы становятся отрывисты и не завершаются.
Происходят изменения в грамматике. Возрастает количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. По синтаксическому строению фраз речь сближается с телеграфным стилем; возникают семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.
Лексика речи упрощается - используются более короткие слова, имеющие наибольшую частотность в языке.
В речи появляются слова-паразиты, неологизмы и парафазии (ошибочное употребление слов), а также слова со значением семантической без исключительности («вечно», «всегда», «никогда», «никто»).
Речь отличается, с одной
стороны, большей резкостью в
оценках, с другой - нерешительностью.
При измененных состояниях сознания
(в экстремальных внешних
Итак, после проведения эксперимента, я принялся анализировать полученные результаты.
В ходе зачитывания текста, был выявлен ряд стилистических ошибок, включающий в себя: немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов, тавтология, то есть тождесловие, повторение сказанного иными словами и повторение однокоренных слов.
В состоянии эмоциональной напряженности внимание притупляется, кроме того, постоянная тревожность так же влияет на внимание. Попытка быстрее "закончить" ситуацию, в которой имеет место быть состояние эмоциональной напряженности. Соответственно испытуемый начинает сбиваться, повторяться. В процессе проведения эксперимента, данные ошибки, в той или степени и форме были выявлены у 12 из 30 испытуемых. Чаще всего встречались ошибки вида: "повторение в узком контексте одного и того же слова". Следующей по частоте проявления являлось тождесловие, в связи со сложностью текстов, вызванную тем, что множество слов используемых в них, "выпали" из современного употребления эти ошибки имеют место быть.
Разными испытуемыми в
ходе эксперимента были допущены различные
логические ошибки такие как: нарушения
последовательности высказывания, отсутствие
связи между частями
По результатам эксперимента я выявил, что данные виды ошибок наиболее редки, очевидно, что это связанно с тем, что испытуемыми выступили курсанты старших курсов военного вуза, соответственно, имеет место определенная культура речи, навык чтения и проговаривания, кроме того, условия эксперимента не позволяли отходить от текста и совершать данные виды ошибок. Состояние эмоциональной напряженности наименее затронула данный раздел ошибок.
В зачитываниях испытуемых часто встречалась лексическая неполнота высказывания, заключающаяся в пропуске необходимого в предложении слова или группы слов.
Данные ошибки являлись самыми распространенными, они были выявлены у 30 из 30 испытуемых, очень часто пропускались слова, это связанно и со спецификой текста и уровнем напряженности.
Чем выше был уровень эмоционального напряжения, тем чаще были выявлены данные ошибки. Кроме того, описанное выше, состояние, при котором испытуемый старался поскорее выйти из некомфортной ситуации, соответственно ускорял темп речи так же добавляли данные ошибки в его речь.
Общая тенденция для всех речевых нарушений, связанных с эмоциональной напряженностью, может объясняться следующими обстоятельствами:
- затруднения в когнитивной
переработке информации, вызывают
негативную оценочную реакцию
со стороны эмоциональной
- логические и грамматические
ошибки речи связаны с
- лексические ошибки вызваны
трудностью подбора
2.3 Практические рекомендации
органам по работе с личным
составом по учету негативных
эмоциональных состояний
Рассмотрим ряд методик позволяющих успешно бороться с состоянием эмоциональной напряженности:
Регуляция стрессовых состояний и психического перенапряжения
Для контроля и регуляции психических состояний, в том числе состояния психического перенапряжения, вы можете использовать следующие приемы:
1. Метод отвлечения.
2. Метод самоприказа.
3. Метод регуляции дыхания.
4. Метод сосредоточения внимания.
5. Метод мышечного расслабления.
1. Метод отвлечения состоит
в произвольном переключении
внимания с одного объекта
на другой. Овладение им необходимо
личностям, у которых условия
напряженной работы вызывают
навязчивые мысли,
Упражнение 1. Отложите в сторону все предметы, относящиеся к работе.
Первый вариант. Посмотрите на что-то, что не связано с вашим заданием, например, выгляните в окно и найдите дерево, которое вам нравится. Внимательно посмотрите на него. Постарайтесь угадать его высоту. Обратите внимание на его ствол, ветви. Посчитайте крупные ветви. Найдите изгибы, которые вам особенно симпатичны. Обратите внимание на цвет коры, листвы. Найдите как можно больше оттенков. Заметьте, в какую сторону дует ветер, как сильно он качает ветки. Посмотрите, какие птицы сидят на ветвях дерева. Постарайтесь определить их название. Наблюдайте за деревом так долго, как вы сами захотите (рекомендуется не менее 5 минут). Обратите внимание на то, на что ранее никогда не обращали. Постарайтесь запомнить это. Наполните себя спокойствием и силой; запомните эти ощущения. В трудные минуты вы сможете представить это дерево, вновь увидеть его перед своим мысленным взором и таким образом снять стрессовое напряжение.