Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, освещенной в моей работе связанна, с рядом факторов: необходимость повышения эффективности работы военного психолога; cсоответствие работы военного психолога современным стандартам; использование новых подходов в работе военного психолога.
Кроме того, данная работа имеет практическую направленность, заключающуюся в выработке методики определения эмоциональной напряженности в речи военнослужащих.
Хронологический анализ проблем данной работы охватывает период с 1978 года по наше время. Это объясняется особенностями развития науки-психологии.

Файлы: 1 файл

псхофзиология.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Первоначально Селье и  его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим  аспектам проблемы стресса. Поэтому  традиционным стало понимание стресса  как физиологической реакции  организма на действие отрицательных  факторов, представляющих угрозу для  организма. Стресс выражается общим  адаптационным синдромом, проявляющимся  независимо от качества патогенного  фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:

- реакция тревоги, во  время которой сопротивление  организма сначала понижается («фаза  шока»), а затем включаются защитные  механизмы («фаза противошока»);

- стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих  систем достигается приспособление  организма к новым условиям;

- стадия истощения, в  которой выявляется несостоятельность  защитных механизмов и нарастает  нарушение согласованности жизненных  функций.

Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.

Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе  Селье подчеркивал, что возникают  не только функциональные изменения  во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые  изменения, т. е. серьезные заболевания. И этому есть много доказательств, когда в результате психической  травмы у человека возникает патология  внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний.

Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции  Селье- отрицание ведущей роли центральной  нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные  ученые, проповедовавшие идею центризма.

Постепенно по мере изучения стресса Селье пришел к пониманию  в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны. В публикациях  все чаще стали появляться такие  понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело  к размыванию понятия «стресс», так  как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических  психологических воздействиях, и  эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами Китаев-Смык "психология стресса" 1983

 

Это привело к смешению психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое  понимание стресса Р. Лазарус.Он выдвинул концепцию, согласно которой  разграничивается физиологический  стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком  предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом  стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом  стрессе не может не быть физиологических  изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся  изменениях в организме. В этом отношении  более правомерна позиция В. Л. Марищука, считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим

На финальной стадии разработки своего учения Г. Селье стал говорить о двух видах стресса - дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном  с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в  сферу этих понятий вошли все  физиологические явления, включая  и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый  стресс и что полная свобода от стресса означает смерть. Мне же представляется, что такое толкование означает смерть самого понятия «стресс».

Естественным становится стремление исследователей найти какие-то границы стресса как психического напряжения. По мнению Л. Леви, эмоциональный  стресс можно рассматривать как  участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги физиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Приятные и  неприятные эмоции сопровождаются изменениями  в уровнях физиологического гомеостаза. В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденслагер, в организме  вырабатывается гормон кортизол, который  способствует появлению дополнительной энергии и поддерживает уровень  артериального давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость  к инфекционным заболеваниям.

В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для  организма, вряд ли правомерно, если иметь  в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой  опасности. Однако стресс не следует  ограничивать и рамками патологии, на что обращают внимание В. Я. Апчел  и В. Н. Цыган.

 

В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду, является несоответствие возможностей организма предъявляемым  к нему требованиям, например при  высокой эмоциональной насыщенности деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций. По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие  своего разрешения. Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а какие нет?

В.Л. Марищук полагает, что  стрессом можно назвать лишь такое  состояние, которое характеризуется  значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей).

Следует все же признать, что любая установленная исследователями  граница будет условна, так как  нельзя забывать, что стресс -- это  напряжение, а последнее имеет  только степень выраженности. Ученые же пытаются придать стрессу как  эмоциональному состоянию определенную модальность, качественное специфичное  содержание, что, с моей точки зрения, не корректно. Ведь сильное эмоциональное  напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и  при горе, и при экстазе. В связи  с этим не вполне понятна попытка  В. В. Суворовой отделить стресс от эмоции, когда она пишет: «В отличие от эмоций стресс -- это чрезвычайное состояние» 1975Все эти состояния различны по качеству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания приводят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку сильное эмоциональное  возбуждение становится угрозой  для организма и личности.

Выводы по главе

1. Эмоциональная напряженность  - это состояние, характеризующееся  повышенным тонусом активности  по переработке и оценке стимулов  окружающей действительности.

2. Речевая деятельность  представляет собой исторически  сложившуюся форму общения людей  посредством языковых конструкций,  создаваемых на основе определённых  правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование  и формулирование мыслей языковыми  (речевыми) средствами, а с другой  стороны -- восприятие языковых  конструкций и их понимание.

3. Эмоциональная сфера  представлена в речевых характеристиках,  как оценочный, регуляторный конструкт  и проявляется в виде изменения  грамматического, лексического, семантического, фонового уровней речи.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей проявления в речи состояния эмоциональной  напряженности военнослужащих

 

2.1 Замысел исследования  особенностей проявления в речи  состояния эмоциональной напряженности  военнослужащих

 

Исследование особенностей проявления в речи состояния эмоциональной  напряженности военнослужащих проводилось  среди курсантов 4-5 курсов военно-гуманитарного  факультета Военного университета. Выборка  составила 20 человек.

Исследование проводилось  в два этапа.

На первом этапе проводился сбор материала и анализ литературы по проблеме эмоциональной напряженности, вырабатывалась система критериев  и показателей эмоциональной  напряженности. В ходе этого этапа  отрабатывались вопросы подбора  диагностических средств для  фиксации эмоциональной напряженности  в речевой деятельности военнослужащих.

В качестве вспомогательного средства для диагностики эмоциональной  напряженности использовались методы наблюдения и тестирования.

На втором этапе разрабатывались практические рекомендации органам по работе с личным составом по учету негативных эмоциональных состояний военнослужащих.

Эмоциональная напряженность  может возникать в стрессовой ситуации. При этом меняются многие характеристики речи. Например, громкость  речи как существенно повышается, так и понижается; возможен излом  голоса; убыстрение либо замедление темпа  речи; произношение может стать более  отчетливым; почти на 50% повышается количество пауз; речь может прерываться  вздохами, фразы становятся отрывисты  и не завершаются.

Происходят изменения  в грамматике. Возрастает количество существительных и глаголов по сравнению  с прилагательными и наречиями. По синтаксическому строению фраз речь сближается с телеграфным стилем; возникают семантически нерелевантные  повторы и двусмысленности.

Лексика речи упрощается - используются более короткие слова, имеющие наибольшую частотность в языке.

В речи появляются слова-паразиты, неологизмы и парафазии (ошибочное  употребление слов), а также слова  со значением семантической без  исключительности («вечно», «всегда», «никогда», «никто»).

Речь отличается, с одной  стороны, большей резкостью в  оценках, с другой - нерешительностью. При измененных состояниях сознания (в экстремальных внешних условиях - высокогорье, алкогольное и наркотическое  опьянение, гипноз) речь также характеризуется  снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием  ее цельности, общей дестабилизацией  языкового сознания.

Итак, после проведения эксперимента, я принялся анализировать полученные результаты.

В ходе зачитывания текста, был выявлен ряд стилистических ошибок, включающий в себя: немотивированное повторение в узком контексте  одного и того же слова или однокоренных слов, тавтология, то есть тождесловие, повторение сказанного иными словами  и повторение однокоренных слов.

В состоянии эмоциональной  напряженности внимание притупляется, кроме того, постоянная тревожность  так же влияет на внимание. Попытка  быстрее "закончить" ситуацию, в  которой имеет место быть состояние  эмоциональной напряженности. Соответственно испытуемый начинает сбиваться, повторяться. В процессе проведения эксперимента, данные ошибки, в той или степени  и форме были выявлены у 12 из 30 испытуемых. Чаще всего встречались ошибки вида: "повторение в узком контексте  одного и того же слова". Следующей  по частоте проявления являлось тождесловие, в связи со сложностью текстов, вызванную  тем, что множество слов используемых в них, "выпали" из современного употребления эти ошибки имеют место  быть.

Разными испытуемыми в  ходе эксперимента были допущены различные  логические ошибки такие как: нарушения  последовательности высказывания, отсутствие связи между частями предложения, неоправданное высказывание ранее  сказанной мысли.

По результатам эксперимента я выявил, что данные виды ошибок наиболее редки, очевидно, что это  связанно с тем, что испытуемыми  выступили курсанты старших курсов военного вуза, соответственно, имеет  место определенная культура речи, навык чтения и проговаривания, кроме  того, условия эксперимента не позволяли  отходить от текста и совершать данные виды ошибок. Состояние эмоциональной  напряженности наименее затронула  данный раздел ошибок.

В зачитываниях испытуемых часто встречалась лексическая  неполнота высказывания, заключающаяся  в пропуске необходимого в предложении  слова или группы слов.

Данные ошибки являлись самыми распространенными, они были выявлены у 30 из 30 испытуемых, очень часто  пропускались слова, это связанно и  со спецификой текста и уровнем напряженности.

Чем выше был уровень эмоционального напряжения, тем чаще были выявлены данные ошибки. Кроме того, описанное  выше, состояние, при котором испытуемый старался поскорее выйти из некомфортной ситуации, соответственно ускорял темп речи так же добавляли данные ошибки в его речь.

Общая тенденция для всех речевых нарушений, связанных с  эмоциональной напряженностью, может  объясняться следующими обстоятельствами:

 

- затруднения в когнитивной  переработке информации, вызывают  негативную оценочную реакцию  со стороны эмоциональной сферы  и как следствие нарушают вербализацию;

- логические и грамматические  ошибки речи связаны с защитной  реакцией психического аппарата  от избыточного переживания по  типу: рационализации, отрицания.

- лексические ошибки вызваны  трудностью подбора необходимых  слов, в связи с перегруженностью  эмоциональной сферы.

 

2.3 Практические рекомендации  органам по работе с личным  составом по учету негативных  эмоциональных состояний военнослужащих

 

Рассмотрим ряд методик  позволяющих успешно бороться с  состоянием эмоциональной напряженности:

Регуляция стрессовых состояний  и психического перенапряжения

Для контроля и регуляции  психических состояний, в том  числе состояния психического перенапряжения, вы можете использовать следующие приемы:

 

1. Метод отвлечения.

2. Метод самоприказа.

3. Метод регуляции дыхания.

4. Метод сосредоточения  внимания.

5. Метод мышечного расслабления.

 

1. Метод отвлечения состоит  в произвольном переключении  внимания с одного объекта  на другой. Овладение им необходимо  личностям, у которых условия  напряженной работы вызывают  навязчивые мысли, отрицательные  эмоции или чрезмерное эмоциональное  возбуждение. Каждый военнослужащий  должен воспитать у себя способность  на некоторое время произвольно  отвлекаться от процесса работы  и связанных с ним отрицательных  эмоций и сосредотачивать мысли  на какой-либо посторонней теме.

Упражнение 1. Отложите в  сторону все предметы, относящиеся  к работе.

Первый вариант. Посмотрите на что-то, что не связано с вашим  заданием, например, выгляните в  окно и найдите дерево, которое  вам нравится. Внимательно посмотрите на него. Постарайтесь угадать его  высоту. Обратите внимание на его ствол, ветви. Посчитайте крупные ветви. Найдите  изгибы, которые вам особенно симпатичны. Обратите внимание на цвет коры, листвы. Найдите как можно больше оттенков. Заметьте, в какую сторону дует ветер, как сильно он качает ветки. Посмотрите, какие птицы сидят на ветвях дерева. Постарайтесь определить их название. Наблюдайте за деревом так долго, как вы сами захотите (рекомендуется  не менее 5 минут). Обратите внимание на то, на что ранее никогда не обращали. Постарайтесь запомнить это. Наполните себя спокойствием и силой; запомните эти ощущения. В трудные минуты вы сможете представить это дерево, вновь увидеть его перед своим мысленным взором и таким образом снять стрессовое напряжение.

Информация о работе Особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих