Особенности емперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.
2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Современное состояние проблемы темперамента в психологии.. 6
Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………… 6
Особенности темперамента в дошкольном возрасте……….. 22
Глава II Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет…………………. 30
2.1. Цели, задачи, методика исследования………………………. 30
2.2. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет…………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………... 42
Литература…………………………………………………………………… 44
Приложение………………………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая КОНЕЦЦЦЦ.docx

— 136.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..     3

Глава I  Современное состояние проблемы темперамента в психологии..   6

    1. Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………  6
    2. Особенности темперамента в дошкольном возрасте………..   22

Глава II  Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет………………….    30

2.1.   Цели, задачи, методика исследования……………………….   30

2.2.    Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет……………………………………………………   34

Заключение…………………………………………………………………...    42

Литература……………………………………………………………………    44

Приложение…………………………………………………………………..    47

 

 

Введение

Одна из заметных тенденций  нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его сложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование[23].

Вопросы о темпераменте волновали  и до сих пор продолжают привлекать внимание многих отечественных и  зарубежных исследователей, таких как  Р.С. Немов, М.К. Тутушкина, В.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Барташев, В.С. Мерлин, Е.Н. Рогов, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, Г. Айзенк, У. Шелдон, Э. Кречмер  и  другие. Разные подходы к изучению темперамента отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение сущности темперамента как  соотношение процессов возбуждения  и торможения (И.П. Павлов), либо изучение частных проявлений темперамента (В.С. Мерлин).

К настоящему времени многие ученые–психологи склонны к изучению психических процессов ребенка, в большинстве случаев таких как, мышление, память, воображение, внимание и т.д. Намного меньше внимания уделяется личностным особенностям самого ребенка, таких как самооценка, характер, в том числе и темпераменту. Несмотря на то, что на сегодняшний день много исследований по проблеме темперамента в теоретическом плане, мало исследований практических, еще меньше исследований по отношению к дошкольникам. Исследований, касающихся особенностей темперамента детей 4–5 лет практически не встречается.

Таким, образом, малая изученность  проблемы темперамента детей дошкольного возраста определила актуальность нашего исследования.

Актуальность данной проблемы определила пространство нашего исследования.

Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.

Объект данного исследования – личностные особенности ребенка 4–5 лет.

Предмет исследования – особенности темперамента дошкольников 4–5 лет.

В соответствии с целью, предметом  и объектом можно выделить ряд задач:

1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.

2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.

Были использованы следующие методы:

  • Анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области психологии по изучаемой проблеме;
  • Индивидуальный констатирующий эксперимент;
  • Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологические  основы:

  1. Основополагающие законы и принципы диалектико–материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, принципы развития, взаимосвязи, детерминизма и др.).
  2. Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л.С. Выготского (о формировании высших психических функций), А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности), принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей дошкольного возраста, отраженные в работах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Подьякова и др.

Кроме того, мы опирались  на исследования, выполненные в области  психологии и педагогики по проблеме темперамента (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, В.С. Мерлин, Г.Айзенк, Я.Стреляу и др.).

Констатирующий этап экспериментального исследования осуществляется с помощью методик: Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой[2] и «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина[25].

Организация исследования: исследование проходило в МБДОУ детский сад № 180 «Журавлик» г.Чебоксары; в нем принимали участие 20 детей в возрасте 4–5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I     Современное состояние проблемы темперамента в психологии

    1. Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии

М.К. Тутушкина отмечает, что наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни – быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения[20].

Вопросы, в той или иной степени касающиеся проблемы типологии, характеристики, свойств и значения темперамента, рассматривались в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов, представителей других наук. Так, проблемой, связанной с изучением свойств нервной системы занимались И.П. Павлов, продолжили его учение Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин; классификацией темперамента – И. Кант, П.Ф. Лесгафт, У. Шелдон, Я.Стреляу; свойств темперамента – С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, В.С Мерлин, Р.С. Немов, Г. Айзенк, В.Д. Небылицин и др.

Впервые слово «темперамент»  употребил древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ (V в. до н.э.). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека в различных ситуациях: в одном случае – как динамическая характеристика психических процессов (Р.С.Немов[14]) и психической деятельности (Ю.Б. Гиппенрейтер[4]); в другом – как совокупность индивидуальных особенностей личности(М.В. Гамезо[3], Б.М. Теплов[19]).

Воспользуемся определением, данным Б.М. Тепловым: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой»[9].

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными[9].

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с  вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три  основные системы взглядов на этот вопрос. Всего выделяют три вида теорий по вопросу темперамента: гуморальные теории (Гиппократ, Гален, И. Кант, П. Ф. Лесгафт), морфологические теории (Э. Кречмер, У. Шелдон) и психологические теории (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Г. Айзенк и др.).

Древнейшими из них являются гуморальные  теории, связывающие темперамент  со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация  темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности  организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого  организма, обозначалось по–гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь)[24].

Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако не смог связать темперамент со свойствами нервной системы. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней[14].

В новое время психологическая  характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована  впервые немецким философом И. Кантом в своей книге «Антропология» в 1789 году. Он допустил, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий[24].

Близко к гуморальным теориям  темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что  в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности  толщина и упругость стенок кровеносных  сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов[24].

Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под названием «Строение тела и характер» (в русском переводе книга вышла в 1924 г., последнее переиздание – 1995 г.). Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний – маниакально–депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных его частей, автор выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик[7].

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение)[7].

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению  установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах[9].

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. Теория темперамента Э. Кречмера получила распространение и в нашей стране. Причем некоторым (например, М. П. Андрееву, 1930) казалось, что вопрос о связи телосложения и психического склада человека решен окончательно. В доказательство правильности кречмеровской теории П. П. Блонский ссылался на работы одного профессора–животновода, давшего описание «сухих и сырых» пород лошадей, свиней, коров и овец. П. П. Блонский в связи с этим рассматривал человеческие «биотипы» как частные случаи проявления общих биотипов животного мира[6].

Информация о работе Особенности емперамента