Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.
2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Современное состояние проблемы темперамента в психологии.. 6
Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………… 6
Особенности темперамента в дошкольном возрасте……….. 22
Глава II Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет…………………. 30
2.1. Цели, задачи, методика исследования………………………. 30
2.2. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет…………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………... 42
Литература…………………………………………………………………… 44
Приложение………………………………………………………………….. 47
1) Проанализировать состояние
проблемы изучения
2) Выявить особенности
проявления темперамента у
Данные задачи реализовывались в нескольких этапах, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик темперамента. Существенное место уделено типам темперамента, представлены основные свойства темперамента, которые необходимы для правильного понимания всех особенностей данной стороны личности. Однако в отношении детей дошкольного возраста исследуемую нами проблему сложно признать достаточно разработанной. В связи с этим актуальным является вопрос о выявлении особенностей проявления темперамента у детей 4-5 лет.
Следующим этапом был подбор диагностических методик для изучения особенностей проявления темперамента у детей 4-5 лет. В качестве экспериментального метода использовались две методики: Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой и «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина, которые направлены на выявление типа темперамента у детей дошкольного возраста.
Третьим этапом был сбор и анализ информации с использованием выбранных нами методик, в котором принимали участие 20 воспитанников МБДОУ «Детский сад № 180» «Журавлик» г. Чебоксары в возрасте 4-5 лет. В ходе исследования нами было выявлено, что в возрасте 4-5 лет преобладают дети с холерическим типом темперамента, вторую позицию занимают меланхолики и флегматики, сангвиников в данном возрасте встречается намного реже.
Наше исследование завершено.
Все поставленные задачи в ходе исследования
были реализованы. Но данное исследование
не исчерпывает решение проблемы.
В перспективе исследования могут
быть посвящены вопросам, связанным
с разработкой рекомендаций для
воспитателей и родителей по учету
свойств темперамента в воспитательно-
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Методика «перенос кубиков» Ю.А. Самарина
Целью данной методики является выявление характерных реакций ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.
Инструкция. Методика проводится в форме игры. Ребенок получает небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставятся им кубики (3, 4, 5 и т. д.). Ребенку предлагается пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние около трёх метров, затем повернуться на 180° (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.
При этом учитываются:
•сила нервных процессов, работоспособность - сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так же при его стимуляции;
•уравновешенность нервных процессов – в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;
• подвижность нервных процессов – в какой степени быстро включается ребёнок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.
Оценка результатов.
Ребенок-сангвиник. Очень охотно включается в игру, рвется выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают его. Он энергичен и весел, охвачен азартом, уверен в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.
Ребенок- холерик. Более настойчив в достижении цели. Он достаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.
Ребенок-флегматик. Не сразу включается в игру. Он спокоен, присматривается, двигается медленно, не суетится, не делает резких движений. На неудачи почти не обращает внимания, продолжает делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.
Ребенок-меланхолик. Долго медлит. Ему страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя не снимает трепетного волнения. Он предвидит неудачу, еще не включившись в игру. А после первых неудач выходит из игры, не поддаваясь никаким уговорам. Вся процедура может закончиться непреодолимым смущением и слезами.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой (анкета для родителей)
Целью данной методики является определение типа темперамента ребенка 3-7 лет.
ФЛЕГМАТИК с вариантами |
ХОЛЕРИК с вариантами |
САНГВИНИК с вариантами |
МЕЛАНХОЛИК с вариантами | |
На улице |
Отпускает руку взрослого |
Отпускает руку взрослого |
Отпускает руку взрослого |
Не отпускает |
Эмоции |
Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит |
Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет |
Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго |
Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды |
Ласки |
Не любит нежничать |
Не любит нежничать |
Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается |
Любит нежности, но сам мало ласкается |
Наиболее частые причины плача (крика) |
Не плаче, не кричит |
Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах |
Кричит и плачет недолго в любых ситуациях |
Плачет при расставаниях с близкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях |
Мимика лица |
Спокойная, мало изменчивая |
Резкая, нечасто изменчивая |
Быстро изменчивая, очень живая, веселая |
Мало изменчивая, грустная |
Выражение лица (наиболее часто) |
Спокойно-созерцательное |
Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое |
Веселое, смешливое, игривое |
Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное |
Голос |
Спокойный, негромкий, ровный |
Резкий, громкий, пронзительный |
Живой, веселый, звонкий |
Тихий, просительный, изредка дрожащий |
Речь |
Неразговорчив, говорит медленно |
Говорит быстро, требовательно |
Болтлив, “трещетка” |
Говорит мало; с близкими чаще |
Движения |
Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен |
Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается |
Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун |
Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив. |
Желания |
Несильные, не напряженные, но устойчивые |
Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание |
Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание |
Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание |
Воспитателям подчиняется |
Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям |
С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство |
Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание |
Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях |
Любит выполнять поручения |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
С участием взрослого |
С помощью взрослого |
Предпочитает игры-занятия |
Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные) |
Подвижные, озорные, соревнования, борьбу |
Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста” |
Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание) |
Дольше всего занимается |
Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной) |
Подвижной игрой спортивного типа |
Подвижной игрой и художественно-ролевой |
Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами |
Предпочитает играть |
В одиночку, реже в парах-группах |
Коллективно, соревновательно |
Коллективно с речевым и эмоциональным общением |
В паре, но часто и в одиночестве |
Излюбленные игрушки |
Строительно-конструкторский материал, машины |
Машины, мячи, оружие, палки |
Куклы, мячи, скакалки |
Куклы, животные |
Игрушки |
Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает |
Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает |
Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает |
Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает |
В коллективной игре |
Подчиняется легко; независим |
Командует, заводила; не подчиняется |
Инициатор, но не командует; легко подчиняется |
Подчиняется с трудом и не командует; обижается |
Соревноваться |
Любит, но не азартен |
Любит, азартен, сердится при проигрыше |
Радуется соревнованию и при проигрыше |
Не любит, избегает соревнования |
В конфликте с другим ребенком |
а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ) |
а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ) |
а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ) |
а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ) |
К похвале |
Равнодушен и сам не хвалится |
Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других |
Часто хвалится сам, ценит похвалу |
Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу |
Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать) |
Не стремится |
Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ). |
Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ) |
Боится, стесняется |
В групповом общении с детьми |
Мало активен |
а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ) |
а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ) |
Оберегается, не подражает |
Среди новых детей |
Сдержан, молчит |
Независим, задирист |
Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив |
Робеет, теряется, подавлен, испуган |
При знакомстве с новым взрослым человеком |
Спокоен, равнодушен |
Отворачивается, переживает неприязнь, смотрит исподлобья |
а) проявляет живую симпатию, удовольствие (С); б) застенчиво-приветлив (СМ) |
Очень робеет, готов расплакаться, прячет лицо |
Опеку взрослых |
Переносит спокойно |
Не терпит, сопротивляется |
Любит |
Очень любит |
Страшные впечатления |
Переносит спокойно |
Возбуждают |
Очень волнуют, вызывают слезы, но быстро успокаивается |
Очень волнуют и оставляют долгий след (плохо спит) |
Волнующие сны |
Не снятся |
редко |
Часто снятся приятные сны |
Часто снятся устрашающие |
Аппетит |
Хороший, не переборчив |
Повышенный, нетерпелив к отсрочке еды |
Непостоянный; любит разнообразие, лакомка |
Пониженный |
Оценка результатов
За каждый выбранный вариант ответа ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов по данной методике у одного ребенка – 29.
Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Холерик», то ребенок является обладателем холерического темперамента.
Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Сангвиник», то ребенок является обладателем сангвинического темперамента.
Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Флегматик», то ребенок является обладателем флегматического темперамента.
Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Меланхолик», то ребенок является обладателем меланхолического темперамента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Список испытуемых
1 Миша М.
2 Вика А.
3 Карина А.
4 Лена И.
5 Федя Г.
6 Маша А.
7 Артур Х.
8 Никита П.
9 Александра И.
10 Костя Ф.
11 Настя Е.
12 Настя К.
13 Даша М.
14 Лера Б.
15 София С.
16 Настя И.
17 Аня В.
18 Данил А.
19 Дима О.
20 Дима И.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Таблица абсолютных показателей темперамента детей 4-5 лет по методике «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина
Типы темперамента |
Абсолютный показатель, чел. |
Сангвиник |
4 |
Холерик |
6 |
Флегматик |
5 |
Меланхолик |
5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(обязательное)
Таблица данных о выполнении испытуемыми методики «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина
Ф. И. ребенка
Критерии |
Миша М. |
Вика А. |
Карина А. |
Лена И. |
Федя Г. |
Маша А. |
Артур Х. |
Никита П. |
Саша И. |
Костя Ф. |
Настя Е. |
Настя К. |
Даша М. |
Лера Б. |
София С. |
Настя И. |
Аня В. |
Данил А. |
Дима О. |
Дима И | |
Количество проб |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
0 |
4 |
4 |
0 |
5 |
4 |
1 |
2 | |
Отказ |
- - - |
- - - |
- |
- - |
- - - - |
- + |
- - + |
- - - |
- - - - |
- - - |
- + |
- - - - |
+ |
- - - - |
- - - - |
+ |
- - - - - |
- - - - |
- |
- - | |
Азарт |
- - - |
+ + - |
- |
- - |
+ + + + |
+ + |
+ + + |
+ + - |
+ - - - |
+ - - |
- |
+ + + + |
- |
+ + + + |
+ + + + |
- |
+ + + + + |
+ + + + |
- |
- - | |
Выражение недовольства |
в речевой форме |
- + - |
- + + |
- |
- - |
+ + - - |
- - |
+ - - |
- - - |
- - + - |
- - - |
- |
+ - + - |
- + + - |
+ + - + |
+ + + - - |
+ + + - |
- |
- - | ||
в двигательной форме |
- - - |
- - - |
- |
- - |
- - + - |
- - |
- - - |
- - - |
- - - - |
- - - |
- |
- + + - |
- + - - |
+ + - + |
- - + + - |
- + + - |
- |
- - | |||
Отвлечения |
двигательные |
- - - |
+ + + |
- |
- - |
+ - + - |
+ - |
+ - - |
+ - - |
+ - - - |
+ - - |
- |
+ - + - |
- - + - |
+ + - - |
- - + + - |
+ - - - |
- |
+ + | ||
словесные |
+ ++ |
- + + |
- |
+ - |
+ + - - |
+ + |
+ + + |
- - - |
+ - - - |
- - - |
- |
- + + - |
- + + - |
+ - - + |
+ - - - - |
+ + - - |
- |
+ + | |||
Движения |
резкие |
- - - |
+ + + |
- |
- - |
+ + + - |
+ + |
+ + + |
- - - |
- - - - |
- - - |
- |
+ + + + |
+ + + + |
+ + + + |
+ + + + + |
+ + + + |
- |
+ + | ||
медленные |
+ + + |
- - - |
+ |
+ + |
- - - + |
- - |
- - - |
+ + + |
+ + + + |
+ + + |
+ |
- - - - |
- - - - |
- - - - |
- - - - - |
- - - - |
+ |
- - | |||
Самостимуляция |
- + - |
- - - |
- |
- + |
- - - + |
- - |
- - - |
+ - - |
- - + - |
- - - |
- |
- - + - |
- + - - |
- + - + |
- - + + + |
- - + + |
- |
- - | |||
Стимуляция экспериментатора |
- - - |
- - + |
- |
- - |
- - - - |
- + |
- + + |
- - - |
<p class="Table_0020Grid" style=" text-align: center; lin |