Особенности емперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.
2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Современное состояние проблемы темперамента в психологии.. 6
Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………… 6
Особенности темперамента в дошкольном возрасте……….. 22
Глава II Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет…………………. 30
2.1. Цели, задачи, методика исследования………………………. 30
2.2. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет…………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………... 42
Литература…………………………………………………………………… 44
Приложение………………………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая КОНЕЦЦЦЦ.docx

— 136.32 Кб (Скачать файл)

Напротив каждого критерия предлагаются 4 варианта ответа, каждый из которых относится к одному из четырех типов темперамента. Родитель может выбрать только один вариант  ответа, из четырех предложенных.

Оценка результатов

За каждый выбранный вариант  ответа ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов по данной методике у одного ребенка – 29.

Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Холерик», то ребенок является обладателем холерического темперамента.

Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Сангвиник», то ребенок является обладателем сангвинического темперамента.

Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Флегматик», то ребенок является обладателем флегматического темперамента.

Если ребенок набирает от 11 до 29 баллов по ответам в столбце «Меланхолик», то ребенок является обладателем меланхолического темперамента.

В оригинале методика определения  темперамента дошкольников Т.А. Блюминой представлена в приложении Б.

Подробные данные эксперимента будут представлены в следующем  параграфе нашей работы.

    1. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет

В ходе проведения диагностики  типа темперамента у дошкольников 4-5 лет нами была проведена игровая  методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина. Результаты исследования по данной методике в процентном соотношении представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение  детей 4-5 лет по типу темперамента по результатам методики «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина, %

 

Из данных, приведенных  на рисунке 1, видно, что наибольший процент составляют дети-холерики (30 %). Вторую позицию занимают дети-флегматики (25%) и дети-меланхолики (25%). Наименьшее число детей (20%) являются обладателями сангвинического типа темперамента. Абсолютные показатели по данной методике представлены в приложении Г.

Качественный анализ результатов  методики «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина показал, что большая часть детей  данной группы испытуемых настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не даются, не смотря на ряд неудач. Например, Федя Г. сделал четыре попытки в достижении цели, и лишь на четвертый раз  добился успеха. Он не отказывался  выполнять задание, был настойчив, не нуждался в стимуляции экспериментатора, был азартен. Аня В. была самой настойчивой, она сделала целых 5 попыток перенести лопатку с кубиками, не уронив ни одного кубика. Неудачи у холериков вызывают раздражение, агрессию. Так, Настя К. сделала 4 попытки, была азартна, но в  трех случаях не могла добиться успеха. Поэтому она была агрессивна, выражала недовольства как в речевой форме (жаловалась, что у нее не получается), так и в двигательной форме (два раза кинула лопатку на пол). Так и Аня В. два раза кинула лопатку на пол, сказав, что ей надоело. Но Аня сама поднимала лопатку и снова пробовала пройти весь путь, не уронив кубики. Это говорит о том, что настойчивое усердие наиболее ловких холериков приводит к победе. Но те, кто не добился успеха, снова и снова просили воспитателя разрешить им еще одну попытку. Например, Данил А. и Лера Б. без стимуляции экспериментатора просили дать им еще по одной попытке при каждой неудаче. Также и София С. не нуждалась в поддержке экспериментатора, после ряда неудачных попыток не было заметно ни смущения, ни слез, София была настойчива и азартна, но и у нее были словесные и двигательные проявления недовольства.

Флегматики оказались  очень спокойными, присмотрительными. Так, и Миша М. и Лена И. долго наблюдали  за поведением остальных детей, не торопились включаться в игру. Дети-флегматики не суетились, не делали резких движений, во время выполнения задания двигались  медленно. Например, Никита П. и Костя  Ф. сделали по 3 попытки, кубики на лопатку  клали неторопливо, лопатку поднимали  осторожно, двигались медленно. На неудачи  флегматики почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки  так же усердно и сосредоточенно. Так, Саша И. сделала 4 попытки, лишь на четвертый раз добилась успеха. Но все это время она была сосредоточенна, не нуждалась в стимуляции экспериментатора.

Дети-меланхолики долго  медлили. Некоторым из них (Даша М. и  Настя И.) было страшно прикоснуться к лопатке. В результате вся процедура  у них закончилась слезами. Все  меланхолики нуждались в стимуляции экспериментатора, но даже подбадривание воспитателя у них не снимало трепетного волнения. Так, Карина А. сделала всего одну попытку перенести лопатку, но для этого воспитателю пришлось ее уговаривать, подбадривать, говоря, что у нее все получится. Но после неудачной попытки Карина наотрез отказалась совершать вторую попытку. При этом Карина очень сильно смутилась, покраснела. Но при этом Дима О., даже при удачной первой попытке отказался сделать задание второй раз, объясняя это тем, что у него ничего не получится. Он так же засмущался и покраснел от радости.

Дети-сангвиники оказались  самыми живыми. Они рвались выполнять  задание в числе первых (Вика А. и Дима И.). Первые неудачи их не смутили, они были охвачены азартом. Так, Маша А. заявила, что у нее получится, и поспешила выполнять задание  первой. Но после первой же неудачи  отказалась выполнять задание. Только после стимуляции воспитателя она  сделала вторую попытку, но все равно  не достигла цели. Во время всей процедуры  Маша отвлекалась, говорила со сверстниками, так же специально не ходила, а пыталась пробежаться с лопаткой в руке. Дети-сангвиники после 2-3 неудач теряют интерес к такому роду занятий, азарт  пропадает, а с этим пропадает  и желание продолжать борьбу. Ребенок  теряет интерес, дальнейшее участие  в игре ему кажется бессмысленным. Так, Артур Х., три раза попытался  достигнуть цели, но после первой же неудачи, его азарт начал пропадать, он начал отвлекаться на посторонние  предметы, отвлекался на действия других детей. Движения у него были резкие, двигался он быстро, нуждался в стимуляции воспитателя, т.к. забывал первоначальную цель. Так же он не проявлял настойчивости.

Индивидуальные данные по результатам методики «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина представлены в приложении Д.

Вторым этапом диагностики  типа темперамента у дошкольников 4-5 лет было проведение анкеты для родителей  «Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой». В процентном соотношении виды темперамента данной испытуемой группы в результате проведения анкеты для родителей представлены в рисунке 2.

Рисунок 2 – Распределение  детей 4-5 лет по типу темперамента в  результате проведения анкеты для родителей, %

 

В соответствии с рисунком 2, в данной группе преобладающую  позицию занимают холерики (40%). Меланхолики (25%) и флегматики (25%) занимают вторую позицию после доминирующего  большинства холериков. Сангвиники (10%) в возрасте 4-5 лет встречаются  редко, что и показали наши исследования. Абсолютные показатели по данной методике представлены в приложении Е.

После проведения анкеты для  родителей было отмечено, что большая  часть это очень живые, непоседливые дети. Это – холерики. У данных детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют  холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко  просто бегают по группе или игровой  комнате. Например, Данил А., обладатель холерического темперамента, во время  любимых подвижных игр с другими  детьми всегда громко хохочет. Также  он любит просто бегать по групповой комнате. Навыки формируются у холериков долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. Так, Артур Х. не любит подчиняться воспитателям, часто делает что-либо назло, проявляет сильное упрямство. Холерики на запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Например, Лера Б. и София С. не могут долго ждать приема пищи, начинают капризничать. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная. Так, Федя Г. всегда говорит быстро и непонятно, на просьбы повторить сказанное реагирует резко, чаще всего не повторяет. При этом голос у него резкий, громкий, пронзительный. Дети-холерики предпочитают играть с машинками, мячами, оружием, палками, отбирают чужие игрушки, при этом не любят делиться со своими. Например, Аня В. часто отбирает чужие игрушки, не отдает свои, при этом часто их ломает.

Дети-меланхолики очень  ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Например, Карина А. плохо спит, ей снятся устрашающие  сны. Не смотря на то, что воспитателям подчиняется охотно, с готовностью,  при жестких требованиях обижается  и страдает. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях  искусства. Движения и мимика у таких  детей обычно вялые. Так, у Даши М. мимика малоизменчивая, грустная, выражение  лица чаще всего задумчивое, внимательное, плаксивое, встревоженное. Нервная  система меланхоликов быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает  переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная. к, Настя И, обладательница меланхолического темперамента, говорит мало, тихо, просительно, изредка голос дрожащий; Настя предпочитает разговаривать с близкими.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются  неявно: негромко смеются и тихонько плачут. К примеру, Миша М. в группе не плачет, не кричит, мимика малоизменчива. Для таких детей характерны высокая  работоспособность, умение делать все  тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться  на выполнении задания, например, долго  наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют  медленно, им необходимо некоторое  время, чтобы освоить, понять, что  же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят  крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные  игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с  двигательными нагрузками. Например, Лена И. предпочитает сидячие игры, играть любит в одиночку; ее движения медленные, неторопливые, по сравнению  с другими детьми, Лена достаточно усидчива. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также  нарушение режима дня, устоявшихся  стереотипов. В новых ситуациях  поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с  другими детьми. Такие дети легко  засыпают, много спят.  Так, Никита П. малоактивен в групповом общении  с другими детьми, среди новых  детей сдержан, молчит. На волнующие  сны Никита не жалуется, он легко  засыпает и долго спит. Для флегматиков  характерна медленная, негромкая, с  длительными паузами речь. Например, Александра И. неразговорчива, говорит  медленно, при этом речь ее спокойная, ровная.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они  жизнерадостны. На положительные стимулы  реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все  внутренние переживания у них  проявляются внешне. С удовольствием  и энергично дети-сангвиники берутся  за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные  эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Например, Вика А. очень часто смеется, не гневлива, не драчлива; если обижается, то недолго, если плачет, то громко, но недолго. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они  бросают начатое дело и тут  же берутся за новое. В то же время  для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они  долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес  к нему. Так, Маша А. неусидчива, вертлява, желания очень изменчивые, неустойчивые. Маша не упорствует при достижении какой-либо цели, отказ ослабляет  ее желание что-либо делать. Дети легко  переходят от сна к бодрствованию  и наоборот, легко привыкают к  новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей  быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются  на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям  у них понижена, поэтому они  не реагируют на замечание, сделанное  тихим голосом. Речь у таких детей  громкая, энергичная, ее темп быстрый. Так, Вика и Маша хорошо спят, легко  переходят от сна к бодрствованию, не жалуются на волнующие сны; девочки  любят подражать другим детям, даже взрослым; при знакомстве с новым  взрослым очень приветливы, проявляют  симпатию.

Индивидуальные данные по результатам данной методики приведены  в Приложении Ж.

Таким образом, проведение двух диагностических методик (Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой и «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина), анализ количественных и качественных результатов полученных данных дает основание судить о том, что в возрасте 4-5 лет преобладают дети с холерическим типом темперамента, вторую позицию занимают меланхолики и флегматики, сангвиников в данном возрасте встречается намного реже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, целью нашего исследования было выявление особенностей темперамента детей 4-5 лет. Перед нами стояло ряд  задач:

Информация о работе Особенности емперамента