Особенности емперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.
2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Современное состояние проблемы темперамента в психологии.. 6
Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………… 6
Особенности темперамента в дошкольном возрасте……….. 22
Глава II Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет…………………. 30
2.1. Цели, задачи, методика исследования………………………. 30
2.2. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет…………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………... 42
Литература…………………………………………………………………… 44
Приложение………………………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая КОНЕЦЦЦЦ.docx

— 136.32 Кб (Скачать файл)

второй вариант – слабость торможения. Это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала[12].

В–третьих, В.М. Минаева отмечает, что на протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания – к разрушению сформированных культурно–гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми[18].

В–четвертых, на основании вышеизложенных исследований развития темперамента, психологи смогли выделить возрастные особенности проявления отдельных свойств[18]:

  1. В первые месяцы жизни появляется тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивной реакции страха.
  2. В начале второго года жизни появляется импульсивность.
  3. В 2 г. 6 мес. появляется агрессивность[18].

В–пятых, слаба выраженность, инертность нервных процессов. Ребенок не способен сдерживать обещания, нуждается в более длительном восстановлении сил[18].

Большое внимание исследователи  уделяют соотношению наследственных и средовых факторов в формировании темперамента[5]:

  1. Наследственный фактор всегда формирует не отдельное свойство, а комплекс свойств;
  2. Возможность изменчивости свойств типа темперамента[5].

Г.А. Урунтаева[21] делает акцент на том, что в процессе изучения детей отмечаются следующие изменения:

    • Изменение отдельных свойств темперамента,
    • Усложнение структуры темперамента,
    • Изменение типа темперамента[21].

Данные изменения по данным исследований Г.А. Урунтаевой[21] имеют две предпосылки:

    • Физиологические (изменения, которые происходят с телом и с головным мозгом),
    • Психологические(особая впечатлительность, высокое подражание, неординарность эмоциональных реакций)[21].

Т.Д. Марцинковская[10] говорит о том, что указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента. Воспользуемся характеристикой, данной в книге Т.Д. Марцинковской.

Для детей–сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети–сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей–сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый[10].

У детей–холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети–холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная[10].

Дети–флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети–флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь[10].

Дети–меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок–меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная[10].

Таким образом, особенности  темперамента у детей 4–5 лет состоят в том, что состав свойств темперамента возникает не сразу, а развивается в определенной последовательности, которая обусловлена:

  • Общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики,
  • Созреванием эндокринного аппарата,
  • Специфическими закономерностями созревания каждого темперамента.

Т. Чиркова отмеает, что  на протяжении дошкольного возраста между процессами возбуждения и торможения преобладают процессы возбуждения, поэтому ребенок напоминает холерика[22].

В связи с тем, что нервная  система детей дошкольного возраста близка к слабому типу, ребенок  отличается быстрой истощаемостью, пониженной работоспособностью, повышенной возбудимостью и чувствительностью.

Экспериментальному изучению темперамента детей 4–5 лет будет посвящена вторая глава нашей курсовой работы.

Глава II  Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет

    1. Цели, задачи, методика исследования

Целью нашей экспериментальной работы является определение типа темперамента дошкольников 4-5 лет.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

  1. Определить тип темперамента детей 4-5 лет.
  2. Выявить особенности проявления темперамента детей 4-5 лет.

Исследование проводилось  в МБДОУ «Детский сад №180»  «Журавлик»  г. Чебоксары, в 2012 году, где принимали участие  II младшая группа из 20 детей 4-5 лет и родители данных детей.

В качестве диагностического средства были использованы две методики:

  • экспериментальная методика "Перенос кубиков", разработанная Ю.А. Самариным[25],
  • методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой[2].

Первым этапом стало проведение игровой методики "Перенос кубиков" Ю.А. Самарина[25].

Целью данной методики является выявление характерных реакций ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.

Ход занятия. Методика проводилась в форме игры. Ребенок получал небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставились им  кубики (3, 4, 5 и т. д.). Ребенку предлагалось пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние около трёх метров, затем повернуться на 180° (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

При этом учитывались:

•сила нервных процессов, работоспособность – сколько  времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как  без стимуляции экспериментатора, так  же при его стимуляции;

•уравновешенность нервных  процессов – в какой мере ребёнок  способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его  ни в двигательной, ни в речевой  форме;

• подвижность нервных  процессов – в какой степени  быстро включается ребёнок в эту  «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при  выполнении данной деятельности.

Оценка результатов.

Ребенок-сангвиник. Очень охотно включается в игру, рвется выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают его. Он  энергичен и весел, охвачен азартом, уверен в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.

Ребенок- холерик. Более настойчив в достижении цели. Он достаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.

Ребенок-флегматик. Не сразу включается в игру. Он спокоен, присматривается, двигается медленно, не суетится, не делает резких движений. На неудачи почти не обращает внимания, продолжает делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.

Ребенок-меланхолик. Долго медлит. Ему страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя не снимает трепетного волнения. Он предвидит неудачу, еще не включившись в игру. А после первых неудач выходит из игры, не поддаваясь никаким уговорам. Вся процедура может закончиться непреодолимым смущением и слезами.

В оригинале экспериментальная  методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина представлена в приложении А.

Вторым этапом экспериментальной  работы стало проведение методики определения  темперамента дошкольников Т.А. Блюминой[2].

Целью данной методики является определение типа темперамента ребенка 3-7 лет.

Ход проведения. Данная методика представляет собой анкету для родителей, представленная в форме таблицы. Родителям предлагалось ответить на 29 вопросов, которые являются критерием наблюдения за поведением дошкольника:

  1. на улице
  2. эмоции
  3. ласки
  4. наиболее частые причины плача (крика)
  5. мимика лица
  6. выражение лица (наиболее часто)
  7. голос
  8. речь
  9. движения
  10. желания
  11. воспитателям подчиняется
  12. любит выполнять поручения
  13. предпочитает игры-занятия
  14. дольше всего занимается
  15. предпочитает играть
  16. излюбленные игрушки
  17. игрушки
  18. в коллективной игре
  19. соревноваться
  20. в конфликте с другим ребенком
  21. к похвале
  22. быть в центре внимания и распоряжаться (командовать)
  23. в групповом общении с детьми
  24. среди новых детей
  25. при знакомстве с новым взрослым человеком
  26. опеку взрослых
  27. страшные впечатления
  28. волнующие сны
  29. аппетит.

Информация о работе Особенности емперамента