Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы стало выявление особенностей темперамента детей 4–5 лет.
В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей темперамента у детей 4–5 лет.
2) Выявить особенности проявления темперамента у детей 4–5 лет.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Современное состояние проблемы темперамента в психологии.. 6
Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………… 6
Особенности темперамента в дошкольном возрасте……….. 22
Глава II Изучение типов темперамента у детей 4-5 лет…………………. 30
2.1. Цели, задачи, методика исследования………………………. 30
2.2. Экспериментальное изучение проявления типов темперамента у детей 4-5 лет…………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………... 42
Литература…………………………………………………………………… 44
Приложение………………………………………………………………….. 47
Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента[9].
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом [9].
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт[9].
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт[9].
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты[9].
В современной психологической
науке сложилось твердое
А.Г. Маклаков в своей книге отмечает: «Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента»[9].
Вместе с тем исследования,
устанавливающие эту
Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.
Прикладное значение учения
о темпераменте, как отмечает М.К.
Тутушкина, заключается в определении
тех негативных и позитивных черт,
которые проявляются в
Для темперамента показательна, во–первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости[16].
М.К. Тутушкина отмечает, что существенным выражением темперамента является скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп и ритм. Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях "реакций" человека – в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека, импульсивность, тревожность[20].
Таким образом, анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик темперамента. Существенное место уделено типам темперамента, представлены основные свойства темперамента, которые необходимы для правильного понимания всех особенностей данной стороны личности.
Об особенностях темперамента в дошкольном возрасте пойдет речь в следующем параграфе.
1.2. Особенности темперамента в дошкольном возрасте
Вопросы о темпераменте детей дошкольного возраста интересовали многих исследователей. Так, Н.И. Касаткин[5] изучал образование ранних условных рефлексов у младенцев, изучением особенностей медлительных детей занималась М.М. Кольцова, изучением особенностей сверхподвижных детей – Е. Агеева, Т. Чиркова разработала рекомендации по учету свойств темперамента в воспитательно–образовательной работе с дошкольниками. Также проблема темперамента дошкольников волновала В.С. Мерлина, Т.А. Блюмину, Ю.А. Самарина и др.
Уже в первые дни жизни младенцы заметно отличаются друг от друга. Н.И. Касаткин утверждает, что за 25 лет работы по изучению образования ранних условных рефлексов у младенцев (от рождения до одного месяца) он не встретил двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Существенные различия проявляются в том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. У детей более старшего возраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другими детьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливается слезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединиться к сверстникам; кто–то охотно уступает свои игрушки, а кто–то проявляет настойчивое стремление забрать все себе. Различна реакция детей на нарушения привычного режима. Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяет поведения одних детей и резко повлияют па поведение других. Темперамент проявляется и в том, как ребенок радуется, как он двигается или играет, как реагирует на разные события[5].
Ю.А. Афонькина отмечает: «Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства»[22].
Е.О. Смирнова говорит о том, что в раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами[18]:
Во–первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики.
Во–вторых, созреванием эндокринного аппарата.
В–третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента[18].
По мнению В.С. Мерлина, тип темперамента проявляется не с рождения, а лишь тогда, когда созревают основные свойства нервной системы. В самом начале, с момента рождения, проявляются только общие особенности темперамента и сохраняются, как правило, без изменений до семи лет. Наиболее типичные свойства проявляются несколько позже[11].
Е.О. Смирнова[18] и В.М. Холмогорова[18] в своей книге отмечают, что В.М. Минаева установила возрастные особенности нервной системы:
Во– первых, нервная система детей раннего и дошкольного возраста близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула. Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком–либо одном виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутомление проявляется следующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7–8 годам, а позже почти не меняется[18].
Во–вторых, в первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение – сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых[18].
В.М. Минаева[12] выделила, что слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах:
Первый – нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера –дисциплинированность, организованность, ответственность – начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульс[12].