Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности произносительной стороны устной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением слуха.

Объект исследования: процесс формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Предмет исследования: отличие устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха от нормы.

Гипотеза исследования: нарушение речи влияет на формирование устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........................3
Глава I Теоретический аспект формирования устной речи у детей…………...5
I.1. Нейрофизиологический и лингвистические аспекты формирования устной речи………………………………………………………………………………….5
I.2. Формирование устной речи у нормально развивающихся детей………….12
I.3. Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха………………………………………………………………...14
Выводы к I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха……………………………………………..18
II.1. Организация и методика исследования…………………………………….18
II.1.1. Характеристика речевого материала……………………………………..18
II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в эксперименте……………………………………………………………………...19
II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста
с нарушенным слухом………………………………………………………….....20
II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста…………………………20
II .2.2. Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением…....25
II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте………..36
Выводы ко II главе ……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………..40
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию

Омский государственный  педагогический университет

 

 

Факультет специальной  педагогики и психологии

Кафедра специальной  психологии

 

 

 

 

 

 

 

Особенности формирования устной речи у старших  дошкольников с  нарушением слуха

 

 

Курсовая работа 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск-2009

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………........................3

Глава I Теоретический аспект  формирования устной речи у детей…………...5

I.1. Нейрофизиологический и лингвистические аспекты формирования устной речи………………………………………………………………………………….5

I.2. Формирование устной речи у нормально развивающихся детей………….12

I.3. Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха………………………………………………………………...14

Выводы к I главе…………………………………………………………………..17

Глава II. Экспериментальное исследование устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха……………………………………………..18

II.1. Организация и методика исследования…………………………………….18

II.1.1. Характеристика речевого материала……………………………………..18

II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в эксперименте……………………………………………………………………...19

II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста

с нарушенным слухом………………………………………………………….....20

II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста…………………………20

II .2.2.    Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением…....25

II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте………..36

Выводы ко II главе ……………………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………..40

Список литературы ………………………………………………………………42

Приложение……………………………………………………………………….43

 

Введение

 

В жизни человека устная речь играет важную роль. Устное слово выступает  в качестве наиболее употребительного способа общения. Оно одновременно служит для нас единицей носителя языка, важнейшим инструментом мышления. Смысловой набор устных слов составляет устное предложение, а смысловой набор устных предложений составляет устную речь, благодаря которой человек может выражать свои желания, эмоции, познания и составляет неотъемлемую часть всех людей -  коммуникационное общение.

Устная речь широко используется в  общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом  в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных дефектом слуха, подготовки детей к школе, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем, наиболее полной интеграции их в общество слышащих.

Проблеме формирования устной речи у глухих дошкольников посвящены многие работы сурдопедагогов: Зикеев А. Г., . Розанова Т. В.  Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой,  Э. И. Леонгард,  Е. Ф. Рау,  Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. для всех исследований данных авторов “характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи”  

Как известно, существует две стороны устной речи: импрессивная сторона, то есть восприятие речи, и экспрессивная сторона – произношение. Именно экспрессивной стороне речи – произношению – и будет посвящена данная работа.

 

  Цель: исследовать  особенности произносительной стороны устной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением слуха. 

 

Объект исследования: процесс формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

 

Предмет исследования: отличие устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха от нормы.

 

Гипотеза исследования: нарушение  речи влияет на формирование устной речи у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить учебно-методическую и научную литературу по проблеме, которая позволит выяснить основные характеристики устной речи, закономерности формирования устной речи.
  2. Раскрыть и обосновать на нейрофизиологической и лингвистической основе развитие устной речи, а также её роль в развитии речи детей.
  3. Раскрыть особенности устной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

 

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки.

 

 

 

Глава I Теоретический аспект  формирования устной речи у детей

 

I.1. Нейрофизиологический и лингвистический аспекты формирования

устной речи

 

Мы поставили перед  собой задачу исследовать особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Но прежде необходимо проследить, как же развивается и совершенствуется речь дошкольников в норме.

Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический  аспекты становления и развития речи и перейдем собственно к особенностям речевой деятельности у детей с нарушением слуха.

Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в  различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев,  А. А. Люблинский,  Б. Д. Эльконин),  в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова), в лингвистике (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А. Леонтьев),  в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова,  Ф. А. Рау,  Ф. Ф. Рау,  Н. Д. Шматко  и др.).

Психофизиологическое  объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их последователей.

И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления нечувственными объектами, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора и речевых кинестезии для психического отражения действительности в сознании. И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи.

И.П.Павлов является создателем нового раздела физиологии больших  полушарий головного мозга. Он констатировал, что функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой. Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов.

Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что все три речевые области тесно связаны между собой и функционируют как единый речевой механизм.

М.М.Кольцова отмечает, что  двигательный отдел головного мозга, в который поступают речевые  раздражители, принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор начинает действовать и увиваться лишь с формированием речи.

Развивая идеи И.П.Павлова  о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов  в своих исследованиях внутренней речи показал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи. Внутреннюю речь Соколов рассматривал как «основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов (двигательного, слухового, зрительного).

К периферическим органам  речи относятся энергетическая система  дыхательных органов, генераторная система и резонаторная система

Речь образуется в  результате изменения формы и  объема надставной трубки, состоящей  из полости рта, носа и глотки. В  резонаторной системе, отвечающей за тембр  голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки. 
          Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестетического анализаторов. 
          Таким образом, процесс речи можно рассматривать как результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высоко-координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов. Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой "ломки голоса", а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости. Именно поэтому мы легко узнаем знакомого по голосу и по особенностям речи.

С психологической точки  зрения устная речь является специфической  для человека формой общения людей  с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня . Подобное знание языка позволяет сурдопедагогу строить процесс обучения произношению с учетом проявления в речи всех его единиц. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие  понятия),  совокупность  слов,  фраз,  текст.

По определению Ф. Ф. Рау, фонемой (от греческого phone – звук) называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования  и  различения  значимых  единиц  языка – морфем  и  слов [1, стр. 8].

 Как отмечает Ф. Ф. Рау, каждая фонема характеризуется определенными акустическими, а также, конечно, и артикуляторными свойствами. Они претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседство с другими фонемами, местоположение в слове, степень ударности), в результате чего образуются варианты фонемы, или ее аллофоны.

Среди вариантов каждой фонемы выделяется один, основной, который  слышится в таких фонетических условиях, где он меньше всего подвергается комбинаторным и позиционным  влияниям. Основной вариант фонемы или основной  ее  аллофон  звучит  при  изолированном  ее  произнесении.

Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования  знаменательных единиц речи – слов,  морфем [1, стр. 9].

Также  как отмечает Ф. Ф. Рау, наряду с фонемами, которые составляют основной элемент фонетической системы языка, существенными  ее  элементами  являются  словесное  ударение  и  интонация.

Основой  словесного  ударения  является  слоговое  строение слов. Слог меньше чем слово  и больше чем фонема. Слог определяется как наименьшая естественно произносимая и воспринимаемая единица. Звуки, входящие  в слог,  обладают  артикуляторным  и акустическим  единством.

В слоге выделяют интенсивные  и неинтенсивные звуки. Произношение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в  котором   выделяют  3  фазы:  усиление  напряжения,   максимальное   напряжение  и  ослабление.

В русском языке словесное  ударение сводится к выделению одного  из слогов, составляющих слова, посредством, главным образом, более  громкого и обычно более длительного его произнесения [1, стр. 22]. Ударный слог может отличаться от безударного также и уменьшением высоты тона,  однако, как утверждает Р. И. Аванесов, в русском языке это зависит от интонационных факторов и не имеет отношения к характеристике словесного ударения как такового. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся  к нему служебным словом или частицей имеет свое ударение.

Таким образом, число  самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется   количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия. Сигнализация с помощью словесного ударения количества слов в речевом потоке составляет его  основную,  так  называемую,  кульминативную  функцию. Русское словесное ударение характеризуется, как известно, разноместностью и подвижностью.

     Само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться  в  зависимости  от  стилей  произношения.

Из разнообразных стилей произношения, встречающихся в жизни, Л. В. Щерба выделял два основных: “один – свойственный спокойной беседе людей и другой, который мы употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем  все слоги каждого слова”.

Информация о работе Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха