Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель: исследовать особенности произносительной стороны устной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: отличие устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха от нормы.
Гипотеза исследования: нарушение речи влияет на формирование устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………........................3
Глава I Теоретический аспект формирования устной речи у детей…………...5
I.1. Нейрофизиологический и лингвистические аспекты формирования устной речи………………………………………………………………………………….5
I.2. Формирование устной речи у нормально развивающихся детей………….12
I.3. Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха………………………………………………………………...14
Выводы к I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха……………………………………………..18
II.1. Организация и методика исследования…………………………………….18
II.1.1. Характеристика речевого материала……………………………………..18
II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в эксперименте……………………………………………………………………...19
II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста
с нарушенным слухом………………………………………………………….....20
II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста…………………………20
II .2.2. Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением…....25
II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте………..36
Выводы ко II главе ……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………..40
Список литературы ………………………………………
Подбирался речевой материал специально, с учетом насыщенности его всеми звуками русского языка.
Для проверки ударения были подобраны слова, разнообразные по слогоритмической структуре: трехсложные слова – барабан / __ __ __ /, машина / __ __ __ /, яблоко / __ __ __ /.
При исследовании членораздельности речи мы предлагали детям называть слова самостоятельно по предъявленной картинке, произносить их по подражанию, а также прочитывать по табличке. В дальнейшем мы выясним, какой вид речевой деятельности вызывал у детей больше всего затруднений.
Однако, наш эксперимент невозможно было осуществить без использования методов научного исследования, о которых и пойдет речь в следующем разделе.
II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в
эксперименте
Целью исследования является определение уровня сформированности устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.
Методы научного исследования, используемые в эксперименте:
1. Теоретический метод исследования включает в себя изучение литературы по теме исследования. Применение этого метода позволяет определить научную основу исследования. Для нас являются значимыми сведения из области физиологии, психологии, методики обучения речи, сурдопедагогики о закономерностях формирования речевых умений и навыков у слышащих и глухих детей, сведения о сложной структуре педагогического процесса обучения [3, стр. 43]. Основные положения из области данных наук были представлены нами в главе 1.
2. Метод наблюдения широко используется как в общей, так и в специальной педагогике. Данный метод был применен для изучения учебно-воспитательного процесса в специальных детских садах. Также в ходе использования данного метода мы выявили степень речевой активности детей и получили общее представление о произношении детей, участвующих в эксперименте.
3. Метод педагогического эксперимента.
Данный эксперимент проводился с детьми четвертого года обучения в детском саду № 10 для детей с нарушением слуха и осуществлялся в виде констатирующего эксперимента.
II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом
Для изучения произношения детей нами было организовано исследование, методика которого описана выше. Рассмотрим полученные экспериментальные данные.
II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста
Овладение слогоритмической структурой устной речи предполагает формирование у детей умения и навыков слитного, с соблюдением ударения произношения. Программой обучения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста ставится задача формирования навыков слитного произношения слов, с выделением в них ударения. В ходе констатирующего эксперимента мы рассмотрим выполнение этих программных требований.
Слитность произношения
Анализ качества произношения по этому параметру позволяет нам сделать вывод, что при произнесении речевого материала дети допускают многочисленные ошибки. К ним относятся послоговое и позвуковое произнесение слов. Всего произношение слов с нарушением слитности составило 65%. Причину такого положения можно увидеть в неразвитости речевого дыхания детей, а также в том, что педагоги чрезмерно увлекаются качеством произношения звуков в словах. Также можно выявить прямую зависимость между остаточным слухом ребенка и возможностями слитного произношения слов. Так, у слабослышащих детей со II степенью тугоухости дефекты слитности составили 20%; у детей, чье состояние слуха граничит с глухотой – 80%.
Наблюдения Э. И. Леонгард, Н. Ф. Слезиной, Н. Д. Шматко показывают, что дети могут исправлять свое произношение, подражая речи педагога [3, стр. 92]. Учитывая этот факт, мы проверили слитность при самостоятельном произнесении (I), по подражанию (II) и еще при чтении табличек (III).
Результаты анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1
Слитность произношения слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Порядок произношения Произношение. |
I Самостоятельное произношение. |
II Произношение по подражанию. |
III Произношение при чтении табличек. |
Слитно по слогам по звукам |
34 45 21 |
26 53 21 |
12 57 31 |
Из таблицы видно, что при самостоятельном произношении дети допускают ошибок меньше, чем при произнесении по подражанию. Видимо, это объясняется неправильным образцом произношения взрослого. Больше всего ошибок допускалось при чтении табличек, что свидетельствует о несформированности навыка чтения. Также необходимо отметить преобладание послогового произношения: в I – 45%, во II – 53%, а в III – 57%.
Таким образом, можно сделать вывод, что в практике мало внимания уделяется формированию слитного произношения. Наблюдение за педагогической практикой позволяет выделить отрицательное влияние на формирование слитности произношения таких факторов, как: отсутствие целевой установки на занятиях работать над слитностью произношения; утрированное выделение педагогом звука или слога с отрабатываемым звуком в словах; стремления добиться качественного произношения отдельных звуков в словах, что приводит к их распаду на отдельные фонетические элементы [3, стр. 93]. Кроме того, мы установили прямую зависимость между темпом произношения и качеством слитности произношения. Чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает ребенка с нарушенным слухом к монотонному, послоговому, а иногда и позвуковому произнесению слов. Отсюда можно сделать вывод о недостаточной работе сурдопедагога по формированию произношения слов в нормальном темпе.
Анализ усвоения детьми с нарушенным слухом навыков
произношения речевого материала с ударением
Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением . Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице 2.
Таблица 2
Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Порядок Произношения Соблюдение ударения |
I Самостоятельное произношение |
II Произношение по подражанию |
III Произношение при чтении табличек |
Правильное ударение Неправильное ударение
Равноударенное произношение |
26
9
65 |
31
9
60 |
24
9
67 |
Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (64%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 27%.
Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении слов по подражанию, однако, разница в показателях в I и во II случаях невелика. Больше всего ошибок допущено при чтении. Все это свидетельствует о несформированности у детей умения произносить слова с выраженным ударением. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.
Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей. Так, слабослышащие дети со II степенью тугоухости допускают ошибок, связанных с ударением, на 56% меньше, чем дети с III – IV степенью тугоухости.
Тем не менее, можно сказать, что в практике детских садов у детей недостаточно сформированы навыки произношения слов с ударением.
Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, мы считаем одним из важнейших показателей качества устной речи – самостоятельное произношение. Речь испытуемых была проверена по этому параметру.
Нами было установлено преобладание произношения по подражанию. Лишь 50% детей могли произнести речевой материал самостоятельно. Навык чтения был сформирован у 90% детей.
Данное положение можно объяснить индивидуальными особенностями детей, объемом остаточного слуха, а также отсутствием целевой установки в работе педагогов на формирование самостоятельности произношения. Широкое использование таких методических приемов как СОП и СП развивают у детей произношение по подражанию, а не самостоятельное произношение. Также нами было замечено, что даже в старшем дошкольном возрасте, если ребенок затрудняется назвать предмет словом, он не молчит и не использует фразу “Я забыл”, а сразу использует звукоподражание. Из этого можно сделать вывод, что именно на материале звукоподражания у детей с нарушенным слухом формировались навыки произношения.
Подводя итог анализу
овладения детьми с нарушенным слухом
слого-ритмической структуры
1. Программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи не выполняются в полном объеме. В произношении детей преобладает послоговое равноударенное произнесение слов.
2. На овладение слого-
— отсутствие целевой направленности занятия на формирование слитности и ударности произношения;
— неправильный образец речи взрослого;
— широкое использование СОП.
3.В устной речи детей сильно страдает самостоятельность произношения слов, на что также влияет отсутствие целевой установки.
II .2.2. Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением
В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что членораздельность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков / 3/.
Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи [3, стр. 104]. Для удобства анализа произношения звуков мы ввели следующие обозначения: правильное произношение – Н; дефектное произношение – Д; замена звука – З; пропуск звука – П; отсутствие звука – О.
Произношение гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста
В констатирующем эксперименте нами было проанализировано произношение всех гласных звуков – а, о, у, э, и, ы, - что предусмотрено программными требованиями. Полученные данные по качеству произношения гласных звуков приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели произношения гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Качество |
Звуки а о у э и ы |
Н Д З П О |
80 87 90 84 84 84 10 13 10 16 16 16 10 — — — — — — — — — — — — — — — — — |
Из полученных данных мы видим, что для произношения звуков а, о, у, э, и, ы характерны высокие показатели нормированного произношения (80% для звука а, 87% для звука о, 90% для звука у, 84% для звука э, 84% для звука и и 84% для звука ы). Из этого можно заключить, что работа над этими звуками была начата с первых лет обучения ребенка в детском саду и планомерно велась до последних лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Постоянное включение гласных звуков в работу позволило достигнуть хороших результатов в обучении детей произношению, невзирая на индивидуальные особенности детей и состояние их слуха.
При анализе дефектного произношения гласных звуков мы выявили один дефект, распространяющийся на все указанные звуки. Этот дефект составляет 12% и выражается в выкрикивании ударного гласного. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи сурдопедагога: чрезмерно громкое, утрированное произнесение ударного слога. Дети, подражая произношению взрослого, усвоили подобное дефектное произношение гласных звуков.
Также нами было
выявлено нарушение норм
Также нами было установлено,
что меньше всего ошибок в произношении
гласных было допущено детьми при
произнесении слов по подражанию. Это
свидетельствует о стойкости
дефектов произношения гласных звуков
при самостоятельном
Подводя итоги анализу процесса формирования гласных звуков у дошкольников с нарушенным слухом старшего возраста, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха