Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель: исследовать особенности произносительной стороны устной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: отличие устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха от нормы.
Гипотеза исследования: нарушение речи влияет на формирование устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………........................3
Глава I Теоретический аспект формирования устной речи у детей…………...5
I.1. Нейрофизиологический и лингвистические аспекты формирования устной речи………………………………………………………………………………….5
I.2. Формирование устной речи у нормально развивающихся детей………….12
I.3. Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха………………………………………………………………...14
Выводы к I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха……………………………………………..18
II.1. Организация и методика исследования…………………………………….18
II.1.1. Характеристика речевого материала……………………………………..18
II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в эксперименте……………………………………………………………………...19
II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста
с нарушенным слухом………………………………………………………….....20
II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста…………………………20
II .2.2. Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением…....25
II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте………..36
Выводы ко II главе ……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………..40
Список литературы ………………………………………
1. Во II периоде обучения у детей с нарушенным слухом отмечается высокий процент нормированного произношения гласных звуков.
2. К основным дефектам
произношения гласных звуков
относится дефект, связанный с
выкрикиванием ударных гласных,
3. Положительное влияние
на формирование гласных
— постоянное включение их в работу над произношением;
— нормированное, орфоэпичное произношение сурдопедагогом гласных звуков в различном речевом материале.
4. На формирование гласных звуков отрицательное влияние оказывают:
— чрезмерно громкое, утрированное произнесение сурдопедагогом гласных в ударных слогах;
— неправильное оформление письменных табличек, которые не отражают всех норм орфоэпии.
Произношение дифтонгов детьми с нарушенным слухом
старшего дошкольного возраста
Дифтонги, или двойные звуки, бывают двух видов: нисходящие (ай, ой, уй, эй, ий, ый) и восходящие (йа, йо, йэ, йу) [24, стр. 56].
В ходе исследования нами было проверено произношение как нисходящих, так и восходящих дифтонгов. Мы установили, что для данной группы звуков характерен высокий процент дефектного произношения. Ненормированное произношение восходящих дифтонгов составило 60%, нисходящих – 40%. Процент дефектности произношения дифтонгов был одинаково высок как при самостоятельном произношении, так и при произношении по подражанию и при чтении, из чего можно сделать вывод о стойкости дефекта.
Анализ дефектов при произношении восходящих дифтонгов показывает присутствие одного основного дефекта: вместо дифтонгов дети произносят простые гласные. Кроме того, в двух случаях гласный и в дифтонгах заменялся согласным гь и ть. Данные дефекты связаны с несформированностью у детей произнесения и-образного компонента.
Дефект произношения нисходящих дифтонгов в 100% связан с чрезмерно протяжным произнесением звука и.
Необходимо отметить, что слабослышащие дети II степени тугоухости допускали гораздо меньше ошибок в произношении дифтонгов, чем дети со степенью потери слуха, граничащей с глухотой. Отсюда можно сделать вывод о необходимости развития у детей остаточного слуха.
Итак, подводя итоги анализу произношения дифтонгов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
1. Программные требования по произношению дифтонгов для детей IV года обучения не могут считаться выполненными по причине наличия высокого процента стойкого дефектного произношения.
2. К основному дефекту
произношения дифтонгов
3. Отрицательное влияние на формирование дифтонгов оказывают:
— недостаточная работа педагога над формированием гласного и, входящего в состав дифтонгов;
— недооценка педагогом значимости развития остаточного слуха у детей.
Произношение согласных звуков детьми с нарушенным слухом
старшего дошкольного возраста
В ходе исследования мы проанализировали произношение согласных звуков п, т, к, с, ш, х, ф, в, ц, ч, щ, м, н, л, р, б, д, г, з, ж и мягких согласных, усвоение которых предусмотрено программой /32/.
Нами установлено, что для звуков п, т, с, д, в, м, н характерно преобладание нормированного произношения. Такое положение объясняется тем, что данные звуки были введены в работу одними из первых и включаются в произношение часто используемых слов (мама, папа, тут, там, дом, вот, дай, на, нет).
Более всего дефектное произношение отмечалось для звука з (91%), для звука ж (87%), для звука щ (80%) и для аффрикат (80%), что связано с более поздним включением этих звуков в работу.
Рассмотрим дефекты, допущенные в произношении согласных звуков.
Для звуков группы п, т, к, как уже отмечалось, характерно преобладание нормированного произношения. Только при произнесении звука к наблюдалось дефектное произношение (40%), связанное с пропуском звука (27%), заменой звука к на т (35%) и заменой звука к на неопределенный гласный звук (38%). При произношении данного звука по подражанию и при чтении дети допускали в два раза меньше ошибок, чем при самостоятельном произношении. Это говорит о том, что навык произношения звука к сформирован, но не закреплен. Следовательно, сурдопедагогу необходимо больше внимания уделять закреплению произношения данного звука в самостоятельной речи детей.
Для звуков ш, х характерен высокий процент дефектного произношения.
Для звука ш он составляет 77%. К дефектам данного звука можно отнести следующее:
— замена на звук с (40%);
— замена на звук т (21%);
— пропуск звука ш (20%);
— смягчение звука ш (19%).
Для звука х процент дефектного произношения составил 61%. Дефекты данного звука очень разнообразны:
— пропуск звука х (41%);
— замена звука х на т (25%);
— замена звука х на к (9%);
— замена звука х на ъ (16%);
— выдох (9%).
Таким образом, вследствие
такого разнообразия дефектов мы не можем
считать данные звуки сформированными,
что можно объяснить
Звук ф характеризуется невысоким процентом дефектного произношения – 25%. Навык произношения данного звука закреплен при чтении (0% дефектного произношения), но страдает при самостоятельном произношении, из чего можно сделать вывод, что в данный вид работы этот звук включался мало. К основным дефектам данного звука относятся его замена на неопределенный гласный звук и на звук т, но они устраняются, когда ребенок начинает контролировать свое произношение.
Большое количество дефектного произношения характерно для аффрикат. Для звука ч ненормированное произношение составляет 82% и характеризуется следующими дефектами:
— замена звука ч на т (50%);
— пропуск звука ч (38%);
— замена звука ч на с (12%).
Нами было установлено, что подобные дефекты характерны и для звука ц. Замена звука ц на т – 44%; пропуск звука ц – 33%; замена звука ц на с – 23%. Подобные данные позволяют утверждать, что произношение данной группы звуков, относящихся к аффрикатам, не сформировано. Испытуемые дети, имеющие III-IV степень тугоухости, допускают 100%-ое дефектное произношение данных звуков, независимо от вида произношения. Подобное положение связано со сложностью артикуляции данных звуков, а также с несистематичностью и непоследовательностью работы сурдопедагога над этими звуками.
Следующими звуками, произношение которых было проанализировано в ходе нашего исследования, являются боковой звук л и вибрант р.
Нами отмечен невысокий процент дефектного произношения звука л (28%). Однако, при произношении звука л преобладающим дефектом является замена его на звук н (68%). При этом дефект отличается стойкостью. Например: Максим Х. слово со звуком л произносит следующим образом – слива - /снива/, слон - /снон/, стол - /стон/. Такое произношение отмечается и по подражанию и при чтении. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи учителя-дефектолога. Дети зрительно не могут отличить особенности положения языка, так как при утрированном показе звука л и н, к которому прибегает сурдопедагог, стираются отличия зрительных образов этих звуков.
Также мы наблюдали еще один дефект, связанный с произношением звука л – это пропуск данного звука (32%). Данный дефект не являлся стойким и наблюдался только при самостоятельном произношении, из чего можно заключить, что работа над данным звуком велась недостаточно целенаправленно.
Что касается вибранта р, то дефектность его произношения наблюдалась в гораздо больших случаях (60%), что связано со сложностью его артикуляции и сравнительно недавним включением его в работу. К дефектам произношения звука р можно отнести следующее:
— пропуск звука р (85%);
— призвук в виде согласного т (15%).
Данные дефекты носили стойкий характер. Пропуски звука при произнесении слов свидетельствуют о том, что к моменту проведения исследования целенаправленная работа над этим звуком не велась. Сформированность этого звука мы наблюдали только у двоих детей: Саши С. и Валеры П. Но данные дети имеют значительные остатки слуха (II степень тугоухости).
Таким образом, на формирование звуков л, р и особенно аффрикат отрицательное воздействие оказали: утрированность образца речи сурдопедагога, отсутствие целенаправленной работы с этими звуками, позднее начало работы с ними.
Теперь мы считаем возможным перейти к анализу произношения звонких взрывных согласных – звукам б и г (для звука д, как нами уже отмечалось характерен высокий процент нормированного произношения ). Мы установили довольно высокий процент дефектного произношения данных звуков. Для звука б он составил 43%, для г – 75%. Из полученных данных можно заключить, что звук г является наиболее труднопроизносимым звуком в данной группе, что связано со сложностью его артикуляции.
К дефектам звука г, встречающихся в речи детей, можно отнести следующее:
— сонантность – наиболее стойкий и распространенный дефект – 50%. Причину данного дефекта мы видим в отсутствии целенаправленной работы над этим звуком;
— пропуск звука (34%);
— замена на звук т (16%). Данные дефекты не носили стойкого характера. Причину последнего можно рассматривать в оглушении звука г при несформированном произношении его пары – звука к.
Для звука б был характерен один, но очень стойкий дефект – оглушение. Данный дефект также объясняется недостаточно планомерной работой сурдопедагога.
К следующей группе согласных звуков, анализ произношения которых был проведен в ходе нашего эксперимента, относятся звонкие фрикативные согласные з и ж, нормированное произношение которых предусмотрено программой. Как уже было указано, для данных звуков характерен очень высокий процент ненормированного произношения /48/ и считать их сформированными мы не можем.
Анализируемые звуки отличались множеством разнообразных дефектов.
Дефекты звука з:
— пропуски звука (38%);
— оглушение (38%);
— замена звука з на звук н (12%);
— замена звука з на звук д (12%).
Дефекты звука ж:
— сонантность (28%);
— пропуск (15%);
— замена звука ж на согласные т, с, з, д (57%).
Такое количество разнообразных
дефектов, а особенно большое количество
замен свидетельствует о
В заключении мы бы хотели привести общий процент дефектного произношения всех согласных звуков. Он составил 39% от нормированного произношения. Это не очень большой процент дефектного произношения, однако, даже он отрицательно сказывается на членораздельности речи детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, мы проанализировали произношение твердых согласных детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, и мы считаем необходимым остановиться на характеристике произношения мягких согласных звуков.
При анализе произношения детей были выявлены хорошие показатели усвоения ими мягких согласных. 90% детей смягчали согласные звуки, стоящие перед гласными и, э, 48% детей смягчали согласный, когда его мягкость была обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного, как например, в слове медведь. Самостоятельную мягкость согласных выделяло 63% детей.
Таким образом, 67% детей из 100% усвоили навык смягчения согласных. Мы считаем этот показатель довольно высоким, что свидетельствует о целенаправленной и планомерной работе сурдопедагога над мягкими согласными.
Итак, анализ произношения согласных звуков в устной речи дошкольников с нарушенным слухом показывает, что:
1. К старшему дошкольному возрасту дети овладели произношением согласных звуков в разной степени: лучше усвоены звуки п, т, с, д, в, м, н; хуже – з, ж, ч, ц, щ.
2. Программные требования
по формированию мягких
3. Звуки, трудные для произношения, в словах заменяются детьми или пропускаются, что является недопустимым в старшем дошкольном возрасте.
4. На процесс формирования
согласных звуков в речи детей
с нарушенным слухом
5. Отрицательное влияние
на формирование произношения
согласных звуков оказывают:
Информация о работе Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха