Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель: исследовать особенности произносительной стороны устной речи у дошкольников старшего возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: отличие устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха от нормы.
Гипотеза исследования: нарушение речи влияет на формирование устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………........................3
Глава I Теоретический аспект формирования устной речи у детей…………...5
I.1. Нейрофизиологический и лингвистические аспекты формирования устной речи………………………………………………………………………………….5
I.2. Формирование устной речи у нормально развивающихся детей………….12
I.3. Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха………………………………………………………………...14
Выводы к I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха……………………………………………..18
II.1. Организация и методика исследования…………………………………….18
II.1.1. Характеристика речевого материала……………………………………..18
II.1. 2. Цель и методы научного исследования, используемые в эксперименте……………………………………………………………………...19
II.2. Характеристика произношения детей старшего дошкольного возраста
с нарушенным слухом………………………………………………………….....20
II.2.1. Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста…………………………20
II .2.2. Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением…....25
II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте………..36
Выводы ко II главе ……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………..40
Список литературы ………………………………………
II.2.3. Анализ состояния голоса детей, участвующих
в эксперименте
В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве произношения.
Было установлено, что у 50% детей голос был нормальной высоты, силы и тембра. У остальных детей мы наблюдали различные дефекты голоса, касающиеся этих параметров.
У 40% детей мы наблюдали дефект, связанный с нарушением силы голоса, который выражался у Кирилла Б. и Любы Г. в очень тихом, слабом, едва слышимом голосе. Такой дефект обычно характерен для маленьких детей в начале обучения, поэтому здесь видна недоработка сурдопедагога.
У 40% детей мы отметили дефект, связанный с нарушением нормальной высоты голоса. Данный дефект наблюдался у Симы М. и выражался в фальцете. Фальцетный голос – очень грубый дефект, у Симы он был еще и стойким. Причину стойкости данного дефекта мы видим в недостаточной работе сурдопедагога по его устранению. У Вики П. дефект высоты голоса выражался в том, что ее голос был слишком низким. Дефект являлся стойким и требовал постоянной коррекции со стороны сурдопедагога.
В одном случае, у Алины З., мы наблюдали сдавленный голос. Данный дефект связан с нарушением тембра голоса.
Таким образом, можно сделать вывод, что у половины обследуемых детей имеются те или иные дефекты голоса. Положительное влияние на формирование нормального голоса оказывают: использование остаточного слуха при коррекции и последовательная и планомерная работа сурдопедагога.
Выводы ко II главе
1. На овладение устной речью детей с нарушенным слухом большое влияние оказывает степень снижения их слуха.
2. Анализ качества
устной речи дошкольников с
нарушенным слухом показал,
3. Отрицательное влияние
на формирование слого-
— отсутствие целевой направленности при работе над формированием слитного с ударением произношения;
— неправильный образец речи сурдопедагога;
— отсутствие наглядного изображения слитности и ударения в письменных табличках;
— недостаточная
работа сурдопедагога над формированием
естественного темпа
4. В устной речи детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста страдает самостоятельность произношения. Это объясняется отсутствием целевой установки на формирование самостоятельности произношения, а также чрезмерное использование приема СОП.
5. К старшему дошкольному возрасту дети с нарушенным слухом овладели произношением следующих запланированных звуков: всех гласных, согласных п, т, с, д, в, м, н, л и мягких согласных. По остальным звукам программные требования не являются выполненными.
6. Качество звукопроизношения зависит от следующих условий:
— от сроков начала работы над звуком;
— от соблюдения последовательности и систематичности в работе над звуками;
— от образца речи сурдопедагога.
7. При анализе состояния
голоса у детей старшего
Заключение
Проблема формирования устной речи дошкольников с нарушенным слухом является актуальной в связи с подготовкой детей к школе. Уровень сформированности речи у таких детей обеспечивает качество их дальнейшего обучения в школе.
Изучение психофизиологической и психолого-педагогической литературы дает возможность выявить общие закономерности формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным слухом. К ним относятся:
— единый механизм формирования динамических стереотипов речевых движений, которые образуются в результате формирования и закрепления условно-рефлекторных связей;
— последовательность формирования речевых умений и навыков, которые в своем становлении проходят этапы восприятия, имитации, репродуцирования, самостоятельного произношения;
— значимость для формирования устной речи способности детей к подражанию и потребности в речевом общении (Выгодский Л.С., Жинкин Н.И., Люблинская А.А., Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.).
Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и обуславливает некоторые особенности формирования устной речи. Знание закономерностей становления устной речи у детей с нарушенным слухом позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения устной речи на научной основе (Андреева Е. И., Боскис Р. М., Волкова К. А., Корсунская Б. Д., Рау Ф. А., Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф.) [3, стр. 170].
Данные констатирующего эксперимента показали, что мы не можем считать произношение детей старшего дошкольного возраста членораздельным, то есть служащим базой для развития мышления. Ни один из факторов, влияющих на членораздельность произношения, а именно, слого-ритмическая структура устной речи, звукопроизношение, голос, темп, не сформированы у детей в полной мере.
Поэтому имеется необходимость дальнейшего формирования у детей с нарушенным слухом потребности в устной речи, работы, направленной на преодоление последствий снижения слуха и других отрицательных факторов развития.
Список литературы
1. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М.: Педагогика, 1973.
2. Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи. – М.: Просвещение, 1976.
3. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Л., 1987.
4. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
5. Аванесов Р. И. О слогоразделе и строении слова в русском языке // Вопросы языкознания. – 1954. - № 6.
6. Андреева Е. И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.
7. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.
8. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1984.
9. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. – М.: Педагогика, 1981.
10. Шматко Н. Д. Усвоение глухими дошкольниками словесного ударения // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Под ред. Е. П. Кузьмичевой и Н. Ф. Слезиной. – М.: Просвещение, 1986.
11. Шматко Н. Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. – 1979.
Приложение
Список слов, используемых для проверки состояния произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1. Барабан. 2. Кукла. 3. Слива. 4. Ключи. 5. Слон. 6. Стол. 7. Грибы. 8. Машина. 9. Ракета. 10. Платье. 11. Ежи. 12. Яблоко. 13. Попугай. 14. Танк. 15. Собака. 16. Хвост. 17. Муха. 18. Шкаф. 19. Медведь. 20. Дым. 21. Ваза. 22. Звезда. 23. Обезьяна. 24. Голубь. 25. Рысь. 26. Кольцо. 27. Пень. 28. Дятел. 29. Курица. 30. Щетка.
Слитность произношения слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Таблица 1
Порядок произношения Произношение. |
I Самостоятель-ное произноше-ние. |
II Произноше- ние по подража-нию. |
III Произноше- ние при чтении табличек. |
слитно по слогам по звукам |
34 45 21 |
26 53 21 |
12 57 31 |
Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Таблица 2
Порядок произношения Соблюдение ударения |
I Самостоятель-ное произноше-ние |
II Произноше- ние по подража-нию |
III Произноше- ние при чтении табличек |
Правильное ударение Неправильное ударение Равноударенное произношение |
26
9
65 |
31
9
60 |
24
9
67 |
Показатели произношения гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %)
Таблица 3
Качество |
Звуки а о у э и ы |
Н Д З П О |
80 87 90 84 84 84 10 13 10 16 16 16 10 — — — — — — — — — — — — — — — — — |
Информация о работе Особенности формирования устной речи у старших дошкольников с нарушением слуха