Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Детям предлагается картинка с ситуацией, например, твой одноклассник, разорвал дневник товарища и им необходимо проанализировать ее.

Методика  «Три художника» или «Три дерева» 

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности  внутрисемейных отношений данная методика хорошо себя зарекомендовала.

Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами  семьи, как это практикуется в  других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным.

Каждому ребенку предложили нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами семьи ребенка.

Данная методика понравилась детям, они в большей степени приняли  ее за игру, поэтому охотнее шли  на контакт.

Методика «ЦТО»

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Для проведения ЦТО нужен лист белой  бумаги и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Методика проводится в форме  диалога. «Представь себе, что это  волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто, где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?»

Далее называется весь список понятий. Чередуются положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому  понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

 

.2 Анализ результатов  исследования

 

Очень важным этапом эксперимента стал анализ полученных результатов, потому что на его основе и были составлены методические рекомендации.

Результаты методики «Определение понятий»

По результатам проведенной  методики были получены следующие результаты об уровне умственного развития детей:

 

Рисунок 1 - Результаты методики «Определение понятий»

 

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что  большинство умственно отсталых школьников находятся на низком и среднем уровне умственного развития. Трудности вызвало составление объяснения понятия, т.к. словарный запас детей довольно скуден. А некоторые из ребят вообще впервые столкнулись с некоторыми понятиями.

Результаты методики «Подчеркни нужное слово»

Данная методика также помогает определить уровень умственного  развития ребенка и умение логически  мыслить. В итоге проведения данной методики были получены следующие результаты:

 

Рисунок 2 - Результаты методики «Подчеркни нужное слово»

 

Таким образом, учитывая полученные результаты и проанализировав их, можно установить критерий влияния сложности методики на результаты ее выполнения, а также зависимость психических процессов друг от друга. Так если в предыдущей методике показатель психических процессов личности ниже, то в дальнейшем, при выполнении более легкой методики, он становится еще ниже, что говорит о взаимосвязи исследуемых процессов мышления между собой.

Результаты методики «Я, Добро, и  Зло»

Анализ полученных результатов  осуществляется в соответствии с общими принципами интерпретации проективных методик. Квадрат в психологии ассоциируется с интеллектуальным началом, с потребностью в новой информации, с опорой на логическую переработку этой информации в процессе принятия жизненно важных решений и при выборе того или иного способа поведения. Круг символизирует преобладание эмоционального начала значительную зависимость отдельных поступков и поведения в целом от непосредственной реакции на конкретную ситуацию.

Всего испытуемыми было выбрано 30 фигур. Из них 21 (70%) - круги и 9 (30%) - квадраты. Это показывает, что в своем взаимодействии с окружающим миром школьники с интеллектуальной недостаточностью значительно в большей степени ориентируются на эмоциональный импульс, чем на логический анализ. Данный факт подтверждается исследованиями ряда специалистов, которые доказывают, что у таких учащихся влияние эмоционального начала на психическое развитие в целом оказывается более выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Следовательно, наиболее рациональный путь активизации компенсаторных возможностей психики умственно отсталого школьника - это воздействие на его эмоциональную сферу.

При помощи круга 2 школьника обозначали понятие "Я", 1 - "Добро" и 2 - "Зло". 5 испытуемых использовали только круг. У 3 учащихся с квадратом ассоциируется понятие "Я", у 2 - "Добро", при этом всего в трех работах заданные понятия обозначаются одними квадратами. Мотивировать выбор символом круглой или квадратной формы испытуемые не смогли. Однако их ответы показали, что выбор совершался не на основе рассуждений, а с опорой на эмоциональное отношение ("Мне так больше нравится", "Это красиво", "Я так захотел" и т.д.).

В соответствии с популярной в настоящее  время теорией психофизиологического  значения цвета считается, что красный цвет как биологически наиболее активный символизирует азарт, стремление к успеху, иногда элемент агрессии. Черный - цвет отрицания. Его связывают с негативными переживаниями. Белый включает все цвета спектра, и поэтому его соотносят с жизнеутверждающей энергией, оптимизмом. Серый - биологически нейтральный цвет, не связанный с эмоциональными переживаниями, на его фоне наиболее яркими и выразительными выглядят другие цвета. В связи с этим предложенный испытуемым лист, на котором они должны были отразить свое отношение к некоторым сторонам окружающей действительности, был серым.

Из 30 выбранных испытуемыми фигур 13 (43%) - красного цвета, 10 (33%) - белые, 7 фигур (24%) черного цвета. Для обозначения  понятия "Я" 4 школьника использовали красные фигуры. Выбор данного цвета был связан с желанием привлекать внимание, быть в центре событий, жить яркой, красивой жизнью. Отметим, что соответствующие мотивы просматривались даже в тех случаях, когда красная фигура "Я" помещалась в одном из нижних углов листа, а это означает заниженную самооценку.

У 6 испытуемых фигура "Я" белого цвета. Они хотели бы видеть себя спокойными, аккуратными, самостоятельными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Обращает на себя внимание тот факт, что для обозначения понятия "Я" не была выбрана ни одна фигура черного цвета.

Понятие "Добро" ассоциируется  у 3 учащихся с красным цветом (тепло, динамика, активное действие, способность  при любых обстоятельствах побеждать  зло), у 5 - с белым (уравновешенность, чистота, терпение, сила). Один мальчик и одна девочка обозначили "Добро" черными фигурами. Как показали их объяснения, для этих школьников черный цвет связан не с отрицательными эмоциями, а с глубокой тайной, завершенностью и самодостаточностью.

Достаточно интересно цветовое выражение испытуемыми своего отношения к понятию "Зло". В пяти работах данное понятие представлено красными фигурами (эгоизм, грубый натиск, война, кровь). На трех работах фигуры "Зло" белые (холод, смерть). Два школьника обозначили данное понятие черным цветом (темнота, опасность, страх, враждебные силы).

Величина является символом, с помощью  которого человек осознанно или  неосознанно выражает степень значимости какого-либо явления. В нашем исследовании испытуемые использовали в основном большие фигуры. Это подтверждает, что школьникам с интеллектуальной недостаточностью доступно понимание важности базовых для человеческого сознания понятий. Маленьких фигур было всего 6 (20%). Из них 3 испытуемых отнесли к понятию "Зло", что отражает естественное для любого человека стремление по возможности уменьшить абсолютную величину негативного начала. У одного школьника маленькими были все фигуры. Один учащийся с помощью маленьких белых кругов изобразил "Я" и "Добро", а над ними поместил большой черный квадрат - "Зло". Считаем, что в данном случае могут иметь место серьезные отклонения в эмоциональной сфере и этот школьник нуждается в особом внимании и психологической поддержке педагогов.

При анализе и оценке результатов  особое внимание обращалось на расположение фигур на листе. При этом имело значение не только то, как близко от фигуры "Я" испытуемый помещал "Добро" и "Зло". Как считают авторы многих проективных методик, правая сторона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительностью. В этой части листа учащиеся располагают символы, имеющие для них положительную эмоциональную окраску, означающие активность и конкретные действия.

В то же время левая сторона и  низ листа символизируют период прошлого и мир фантазий. Они также  связаны с негативными переживаниями, с неуверенностью в своих силах и пассивностью.

Важное значение придается расположению фигуры "Я". Считается, что, помещая  ее в той или иной части листа, испытуемый показывает отношение к  самому себе, или самооценку. Так, размещение фигуры "Я" в центральной части листа говорит о более или менее адекватной самооценке. Если данный символ располагается вверху, это может свидетельствовать о завышенной самооценке. Соответственно, работы, на которых фигура "Я" находится в нижней части листа, отражают заниженную самооценку. Отметим, однако, что речь скорее идет о высокой, средней и низкой самооценке, чем о завышенной, адекватной и заниженной.

Исследование показало, что 3 испытуемых поместили фигуру "Я" в середине листа. Причем на одной работе эта фигура находится прямо в центре, что говорит о стабильной средней самооценке. У двух школьников фигура "Я" смещена влево, они относят себя к числу средних и недовольны этим. Речь может идти о замаскированной высокой самооценке.

Четыре школьника расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для умственно отсталых учащихся 5-6-х классов высокую самооценку. Из них три фигуры находятся посередине, одна - в правой верхней части

У 3 учащихся символ "Я" расположен внизу листа, что свидетельствует о низкой самооценке. На двух работах эта фигура посередине, на одной - слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства малоценности.

Расположение на листе фигур, обозначающих заданные понятия, в какой-то мере отражает склонность испытуемых к совершению позитивных или негативных поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе. Например, на 4 работах фигуры "Я" и "Зло" расположены рядом, а "Добро" помещено в другой части листа. В данном случае можно сделать вывод о некотором отклонении в направлении эмоциональной активности. Трое испытуемых, напротив, поместили рядом фигуры "Я" и "Добро". У одного учащегося все фигуры расположены в разных углах. На одной работе "Добро" и "Зло" помещаются в непосредственной близости, а фигура "Я" удалена на значительном расстоянии.

Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время  и способ испытуемого. Чем дольше школьник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.

Таким образом, мы видим, что методика "Я, добро и зло" дает некоторую  возможность проникновения в  эмоциональный мир учащихся с  интеллектуальной недостаточностью, показывая особенности отношения школьников к окружающей действительности и к себе. В то же время отметим, что данные, полученные при помощи этой методики, могут считаться объективными лишь в том случае, если будут подтверждены в процессе наблюдения и работы с другими экспериментальными методиками. Адекватная интерпретация материалов по данной методике требует от экспериментатора достаточно большого опыта исследовательской деятельности, при отсутствии которого могут быть сделаны неправильные выводы.

Исследование показало, что процесс  взаимодействия умственно отсталых учащихся с окружающей действительностью  в значительной степени зависит  от состояния их эмоциональной сферы.

Это подчеркивает необходимость комплексного анализа особенностей эмоционального развития школьника на фоне общей картины интеллектуальной недостаточности.

Результаты работы школьников свидетельствуют  о том, что понятия "добро" и "зло" доступны их пониманию. Более  того, они достаточно глубоко осознают свое эмоциональное отношение к этим понятиям. Однако необходимость раскрыть свое отношение на вербальном уровне вызывала у испытуемых существенные затруднения. В соответствии с этим подчеркнем целесообразность использования невербальных методик, в том числе и проективного типа, в процессе изучения особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся.

Информация, полученная при таком  изучении, поможет педагогу понять ребенка, подобрать эффективные  меры коррекционного воздействия, реализовать  заложенные в его психике компенсаторные возможности.

Результаты методики «Оценка поступков»

При оценке результатов методики воспользовались  тем, что обоснование оценки, даваемой ребенком поступку, может быть построено  на нескольких основаниях:

внешнее - оценка ориентирована на внешний вид героя картинки;

поведенческое - оценка ориентирована  на содержание действия, совершаемого персонажем;

промежуточное - оценка сочетает в  себе обе составляющие.

Результаты данной методики помогли  отследить социальные переживания  ребенка, оцениваемые на основании его способности оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам.

Дети оценивают поведение персонажей, используя поведенческое основание - 3 человек, что составляет 30%; промежуточное  основание - 3 человека (30%), внешнее основание - 4 человека (40%).

Следовательно, у детей нет устойчивых предпочтений в оценках поведения  героев картинок. Несмотря на то, что  эталоны, по которым оценивается  поведение персонажей, достаточно осознаны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применяют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.

Таким образом, оценки поведения, которые  дали дети героям картинок, непостоянны  и зависели не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опыта и симпатий.

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта