Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

24. Козлова, А.М. Дошкольное образование:  Учебно-методическое пособие [Текст]/ А.М. Козлова.- М.: Просвещение, 2004.- 80с.

25. Корепанова, М.В. Диагностика  развития и воспитания дошкольников [Текст]/М.В. Корепанова, М: Балас, 2005.- 144с.

26.  Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]/Л.М. Костина.- СПб.: Речь, 2005.- 160с.

27. Лисина, М.И. Развитие общения  дошкольников [Текст]/М.И. Лисина. -М.-1999.- 234 с.

28.  Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика/И. Ю. Левченко.- М.:          Академия, 2000.- 283с.

29. Лебединский, В.В. Нарушения  психического развития у детей/В.В.  Лебединский. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.

30. Лубовский, В.И. Психологические  проблемы диагностики аномального  развития детей/В. И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.

31. Максимова, Н.Ю. Курс лекций  по детской патопсихологии/Н.Ю.  Максимова, Е.Л. Милютина. - Ростов  н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с.

32. Морозова, Н.Г. Особенности поведения  аномальных детей дошкольного   возраста/Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1984.- 120 с.

33. Мастюкова, Е.М. Ребенок с  отклонениями в развитии: Ранняя  диагностика и коррекция/Е. М.  Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

34. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особы    ми проблемами в развитии/Е. М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997. - 304 с.

35. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.  Обухова. – М.: Просвещение, 1995.- 294 с.

36. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений / Л. В. Кузнецова,  Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева  и др.;          Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. - 480 с.

37. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития/М.С. Певзнер //Хрестоматия. – М.: Изд-во МПА, 1995.- 309 с.

38. Петрова, В.Г. Психология умственно  отсталых школьников/В.Г. Петрова.-           М.: Академия, 2004.- 159с.

39. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996.-      430с.

40. Программа воспитания  и обучения дошкольников  с  интеллектуальной     недостаточностью.- СПб.: Союз, 2001.- 320с.

41. Психология. Словарь [Текст]/под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1998.-281 с.

42. Романова, И. В. Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников [Текст]/ И.В. Романова // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.-С. 34-39.

43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком. 1999. -720с.

44. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/               С.Я. Рубинштейн.-  М.: Просвещение, 1979.

45. Рычкова, Н.А. Поведенческие  расстройства у детей: диагностика,  психопрофилактика и коррекция.  Практическое пособие для воспитателей  и логопедов [Текст]/Н.А. Рычкова.- М., 2007.- 295 с.

46. Специальная психология: Методические рекомендации/Сост. проф.   В.В. Деларю. - Волгоград, 2002. - 140 с.

47. Стребелева, ЕА. Наглядно-действенное  мышление умственно отсталых       дошкольников/ Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1991. - № 3. - С. 77-82.

48. Стребелева, Е. А. Формирование  мышления у детей с  отклонениями в       развитии/ Е.А. Стребелева, А.А, Катаева.- М.: Владос, 2001.- 184с.

49. Солнцева, О.А. Играем  в  сюжетные игры [Текст]/ О.А. Солнцева// Дошкольное воспитание, 2008.-№ 4.- С. 33-37.

50. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде [Текст] / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.-190с.

51. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А.  Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических  институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст]/ Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. -291 с.

52. Фопель, К. Как научить детей  сотрудничать? [Текст]/ /К.Фопель.– М.: Генезис, 2008.-   157с. 

53. Шаповалова, О.Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия   на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников/О.Е. Шапова-     лова// Коррекционная педагогика.- 2005.- №4(10).- С.5-12.

54. Шипицына. Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Развитие  личности ребенка, навыков общения  со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург. «Детство  – Пресс», 2001.-392с.

55. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2007. – 108 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Содержание использованных сюжетно-ролевых игр        

         

 Игра «Девочка Галя»        

 Сейчас я расскажу вам  историю про девочку Галю. Вы  ее внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку. (Цель — научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.)        

 Галя приехала к бабушке  в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то зашипел: "Ш-ш-ш!" Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: "Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть".        

 Бабушка успокоила Галю.        

 Давайте подумаем, сколько человек  нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может ее изобразить?        

 Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади нее кто-то зашипел... Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой...         

 Изобразите ее.        

 Здорово у тебя получилось! Кто еще может изобразить девочку Галю?.. В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной или он широко ими размахивает. Ну, кто решится изобразить гуся?        

 Очень хорошо! И еще нам  нужна бабушка, которая успокоила  Галю. Как она могла это сделать ?        

 Здорово! Теперь покажем нашу  сценку целиком. Кто хочет быть  Галей? Гусем? Бабушкой?.. (Проиграв  роли отдельно, дети соединяют  их в одно большое действие.)         

 У вас отлично получилось!         

"Как котенок потерялся".        

 Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"        

 А котенок ей отвечает: "Я  потерялся. Мне страшно, и я  не знаю, как найти мой дом  и Васю".        

 Девочка приласкала котенка  и проводила его домой.        

 Рассказ разбирается и проигрывается  по аналогии с предыдущим.

Замечательно!        

"Доброе животное" .        

 Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

"Ваза".        

 Девочка Маша стояла у  раскрытого окна и смотрела, что  происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама.        

 Что она сделала и что  сказала своей дочери?.. (Как правило,  дети говорят, что мама накажет ребенка, поставит в угол.) Что бы она могла сделать еще?.. (Если дети сами не могут найти другого варианта развития событий, вы можете предложить им собственный вариант.) Мама сначала могла успокоить дочку. Сказать, что ничего страшного не произошло, а потом уже дать ей возможность объяснить, что случилось на самом деле. (Цель — развитие эмпатии, способности к сопереживанию, выработка умения узнавать эмоции по их проявлениям.)        

 Сейчас кто-нибудь из вас  изобразит ребенка, который сильно  испугался, и мы все вместе  пожалеем, утешим его. Только делать  это надо без слов, с помощью прикосновений.        

 Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам? (Игра проводится до тех пор, пока в ней не примут участие все желающие).         

 А теперь в благодарность  или просто потому, что этого  хочется, можно попросить кого-то себя обнять, или предложить кому-то свои объятия. Кто хочет это сделать?..        

         

"Паровозик".

Это не простой паровозик. Когда  он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет  быть паровозиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.

Отлично. 

—     Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники. Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.)        

 Когда все работы будут  закончены, предложите детям сесть  в круг, показать и рассказать  о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи.        

 Я тоже расскажу вам историю  про страх и покажу иллюстрации, которые сделал художник, чтобы книга получилась красочной и интересной. (Используйте книги, предложенные в материалах к данному занятию, или другие детские книги с соответствующими иллюстрациями.)        

 Если останется время, можно  инсценировать отрывки из этих произведений. Лучше использовать те сценки, где состояние страха, по Вашему мнению, выражено наиболее ярко. При желании можно перенести инсценировку на следующее занятие.        

 

«Щенок Пиф»        

 Жил-был сказочный лес. В  жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил за чистотой пруда. У него был друг — медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А еще в лесу жил дядюшка медведь — Михаиле Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.        

 И вот однажды идет щенок  Пиф по тропинке и слышит: "У-гу-гу". Попятился он, да вдруг прямо  перед ним с ревом пролетело "Оно" и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил для предстоящего Нового Года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Это "что-то" летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает:

— Что с вами произошло?

Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:

— Поймаем того, кто нас пугал, накажем и выгоним из леса.        

 Так и сделали. Поймали  и хотели было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней, — может быть, что-то и получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым "Оно" пряталось. А предстала перед всеми страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться:

— Что вам от меня надо? Видно, мало я вас попугала!

— Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.

Видит Одюдюка, деваться ей некуда, пришлось рассказать о себе. История получилась очень печальная.

— Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама — папу и меня, папа — маму и меня. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили... А сейчас делайте со мной, что хотите.        

- хотите — напугайте, хотите  — поколотите, а хотите — придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.        

 Стали звери совет держать.  Думали-думали, как ее лучше наказать а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. (Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться, и перестала она быть злой и страшной.        

 Теперь давайте разыграем  этих героев.        

  Молодцы! Вы можете научить  Одюдюку улыбаться? Замечательно!

 

"Заяц-хваста".        

 В одном лесу жил-был заяц. Он считал себя самым умным,  самым красивым, самым храбрым зверем в лесу. Бегает заяц по лесу, красуется, а никто из зверей на него внимания не обращает. Ну разве не обидно? Влез он на пенек и давай хвастаться:        

 — Я — самый храбрый,  я — самый красивый, я —  самый умный зверь в лесу! Я  никого не боюсь, ни волка,  ни лису. Вот если бы я их  встретил, все сразу бы узнали, кто из нас сильнее!        

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта