Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 А в это время пролетела  мимо ворона. Услышала она, как  заяц хвастается, и разозлилась.        

 — Это кто это самый  умный? Это кто это самый  смелый? Это кто это самый красивый? — спросила ворона и села  прямо перед зайцем. — Ну какой же ты красивый? Уши-то у тебя длинные, хвост — куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появиться, тебя как не бывало.        

 Обиделся заяц и решил  доказать вороне, что зря она  его высмеивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвалиться:        

  — Вот если есть в нашем  лесу кто-то красивый, так это  я! Клюв у меня длинный, сильный,  перышки черненькие, на солнышке  переливаются! А если волк появится, то я уж не растеряюсь. Как  в нос его клюну, так он  и был таков!        

 А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой вороны и сильно рассердился.        

 — Это кто смеет надо  мной смеяться? Откуда взялась  эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, — так  сказал волк и бросился прямо на хвастунишку.         

 Испугалась ворона и закричала:

— Спасите! Помогите! Волк меня сейчас съест!        

 Услышал заяц, что рядом волк, и от страха прыгнул в сторону,  да прямо на волка и угодил. Испугался волк: "Что это сверху  на меня упало?" Бросил он ворону и убежал прямо в лес.        

  А ворона глаза открыла и  видит, волка нет, а перед  ней заяц стоит, сам от страха  дрожит.        

 — Ой, спасибо тебе, косой!  Если бы не ты, съел бы меня  волк. Ты и вправду самый храбрый,  самый сильный, самый красивый  зверь в лесу!        

 Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит:        

 — А ты как думала? Я  и вправду самый смелый, самый  красивый и самый сильный зверь  в лесу!        

 С этого дня заяц начал  сам верить, что он самый, самый,  самый...        

 Вот такая сказка. А сейчас  мы с вами будем изображать зайца. Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на "пенек" (на стул) и похвастаться; "Я самый красивый, я самый умный, я самый храбрый, я никого не боюсь". Отлично у вас получилось! А сейчас появляется ворона. Она встанет перед пеньком и будет говорить: "Да какой же ты красивый? Хвост то у тебя куцый, уши длинные! Да какой же ты храбрый? Тебе только скажи, что рядом волка видели, ты сразу убежишь". А заяц будет стоять на пеньке и дальше себя нахваливать: "А я все равно самый лучший зверь в лесу!" А мы с вами будем зайца поддерживать. Кто хочет быть зайцем? Вороной?        

 Замечательно! А теперь давайте  попробуем хвалить не себя, а  соседа. Я начну. "Самый лучший  сосед — мой сосед справа. Он очень добрый, внимательный мальчик, помогает малышам..." А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

 

Звери на болоте        

 Играют все дети группы. Они  - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.        

 У одного из игроков сломались  и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его «пара»).        

 В роли потерпевшего и  спасающего должен побывать каждый ребенок.        

 Оцениваются как готовность  прийти на помощь, так и предложенные  варианты спасения.

Поводырь        

 В группе разложены и расставлены  предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и тд.). Дети распределяются  по парам: ведущий - ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик». «Здесь стул. Обойдем его». Зачем дети меняются ролями.

Сказки наизнанку        

 Кукольный или настольный  театр по известной сказке.         

 Педагог предлагает детям  придумать вариант сказки, где  характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и  показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Интервью         

  Игра проводится с подгруппой детей (шесть-восемь человек). Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встает у окна, другая (журналисты) - у дверей.        

  Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме "Город, в котором я живу".        

 Пожалуйста, исполняйте свои  роли

Так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов  и экспертов. На проведение интервью вам дается 5 минут». Педагог выступает в рол и наблюдателя.

Слушай и повторяй        

 Играть могут два ребенка  и более. В первой игре роль  ведущего воспитатель берет на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.        

 Воспитатель с помощью считалки  выбирает одного ребенка для  передачи информации детям. Ребенок  внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.        

 Например. «Я прочитаю интересный  рассказ про путешественника  муравьишку. - «Воспитатель (имя, отчество) прочитает нам рассказ о путешествиях  муравья».        

 Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объему.

Поиск смысла        

 Детей знакомят с баснями  И.А. Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.

Через стекло        

 Двум детям предлагают передать  друг другу какую-либо информацию  жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой - на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: <-Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Магазин игрушек        

 Дети делятся на две группы -«покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Пойми меня        

 Одному ребенку на ухо  сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

Снежная королева        

 Воспитатель предлагает вспомнить  сказку «Снежная королева» и  говорит, что у нее есть продолжение:  Кай и ГЕрда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.         

 После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.        

 Вариант. Можно предложить  всей группе «надеть очки»  и поочередно разглядывать каждого участника игры.

 

 

         Игра «Птица  Благодарности»        

 Цель: актулизация опыта детей,  настрой на работу.        

  Попросите детей представить,  что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.        

         

 Игра «Подумаем о доброте»         

 Дети встают в круг. Каждому  из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.        

 Когда все дети расскажут  о тех или иных добрых людях,  педагог просит кого-либо из  детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.         

 Беседа        

 Вопросы и задания для  беседы:

• Как вы думаете, стоит ли совершать  добрые поступки, и почему?

• Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?        

  Игра  «Приветливые люди»        

 Цель: рефлексия гуманности.        

 Прочитайте детям пословицу:  «Не будь приметлив, а будь  приветлив».

Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать  небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.        

 Игра «Палочка-выручалочка»        

 Поделите детей на группы. Один человек — ведущий (это  может быть воспитатель). Ему дается  красивая палочка-выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.         

 Например: плохое настроение, болит  зуб, кто-то обидел, не купили  новую игрушку и т.д.        

 После этого дети говорят  ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.

Игра повторяется до тех  пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.        

 Беседа

Вопросы и задания для беседы:

- Если бы кто-то спросил у  вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?

- Какими качествами должен обладать  человек, готовый всегда прийти на помощь другим?

- Расскажите разные случаи из  своей жизни, когда кто-либо  помог вам или вашей семье  в беде.

- Расскажите о каком-либо своем  добром поступке, который помог вашему другу.        

 Игра   «Лесной Мишка и проказница Мышка» (Латышская сказка).        

 Цель: актуализация в сознании  детей необходимости взаимопомощи, поддержки.         

 Медведь — Лесной Мишка  всю зиму спал в своей снежной  берлоге и сосал лапу. Снилось  ему лето и соты, полные меда. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.

- Мое ухо — нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!

- Не дави меня, Мишка, — стала жалобно просить Проказница, — лучше отпусти, я тебе пригожусь!        

 Лесной Мишка посмеялся над  Проказницей: ну на что она  может ему пригодиться? Но все  же отпустил.        

 Прошло немного времени. Медведь  темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.        

 Поделите детей на пары. Один  ребенок в паре — мышка, другой — медведь. Дети должны рассказать, как поступят мышка и медведь в следующих ситуациях:

•   Медведь заболел и не смог выходить из берлоги.

•   Детки мышки потерялись в лесу.

•  Медведь нашел в лесу земляничную поляну.

•   Еж уколол мышку своими иголками.

•  Медведя искусали пчелы и т.д. Например: если медведя искусали пчелы, мышка может попросить у лесника мазь от укусов.        

 Игра  «Доброе сердце»        

 Цель: закрепление важности  добросердечного отношения к  людям.        

 Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится».        

 Поделите детей на пары. Один  ребенок в паре — соловей, другой — муравей. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни.        

 Игра «Школа дружбы»        

 Цель:  настрой на занятие, введение в проблему.         

 Дети встают в круг. Все  они  - ученики в школе дружбы. Один из детей — ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.         

 Беседа

Вопросы и задания для беседы:

- Как вы думаете, трудно ли  быть настоящим другом, и что для этого необходимо?

- Как нужно относиться к людям,  чтобы у тебя появились друзья?             

 Расскажите, как вы нашли своих друзей.

- С каким человеком вы хотели  бы подружиться и почему?

- Были ли в вашей жизни  моменты, когда вам было очень  одиноко и вы думали, что никому  не нужны, но затем  убеждались в обратном?         

         

  Игра «С кем дружат цветы»        

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта