Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
А в это время пролетела мимо ворона. Услышала она, как заяц хвастается, и разозлилась.
— Это кто это самый умный? Это кто это самый смелый? Это кто это самый красивый? — спросила ворона и села прямо перед зайцем. — Ну какой же ты красивый? Уши-то у тебя длинные, хвост — куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появиться, тебя как не бывало.
Обиделся заяц и решил доказать вороне, что зря она его высмеивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвалиться:
— Вот если есть в нашем
лесу кто-то красивый, так это
я! Клюв у меня длинный,
А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой вороны и сильно рассердился.
— Это кто смеет надо мной смеяться? Откуда взялась эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, — так сказал волк и бросился прямо на хвастунишку.
Испугалась ворона и закричала:
— Спасите! Помогите! Волк меня сейчас съест!
Услышал заяц, что рядом волк,
и от страха прыгнул в сторону,
А ворона глаза открыла и видит, волка нет, а перед ней заяц стоит, сам от страха дрожит.
— Ой, спасибо тебе, косой! Если бы не ты, съел бы меня волк. Ты и вправду самый храбрый, самый сильный, самый красивый зверь в лесу!
Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит:
— А ты как думала? Я
и вправду самый смелый, самый
красивый и самый сильный
С этого дня заяц начал сам верить, что он самый, самый, самый...
Вот такая сказка. А сейчас мы с вами будем изображать зайца. Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на "пенек" (на стул) и похвастаться; "Я самый красивый, я самый умный, я самый храбрый, я никого не боюсь". Отлично у вас получилось! А сейчас появляется ворона. Она встанет перед пеньком и будет говорить: "Да какой же ты красивый? Хвост то у тебя куцый, уши длинные! Да какой же ты храбрый? Тебе только скажи, что рядом волка видели, ты сразу убежишь". А заяц будет стоять на пеньке и дальше себя нахваливать: "А я все равно самый лучший зверь в лесу!" А мы с вами будем зайца поддерживать. Кто хочет быть зайцем? Вороной?
Замечательно! А теперь давайте попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. "Самый лучший сосед — мой сосед справа. Он очень добрый, внимательный мальчик, помогает малышам..." А теперь вы похвалите друг друга по очереди.
Звери на болоте
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.
Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
Поводырь
В группе разложены и
Сказки наизнанку
Кукольный или настольный театр по известной сказке.
Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
Интервью
Игра проводится с подгруппой детей (шесть-восемь человек). Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встает у окна, другая (журналисты) - у дверей.
Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме "Город, в котором я живу".
Пожалуйста, исполняйте свои роли
Так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам дается 5 минут». Педагог выступает в рол и наблюдателя.
Слушай и повторяй
Играть могут два ребенка и более. В первой игре роль ведущего воспитатель берет на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.
Воспитатель с помощью
Например. «Я прочитаю интересный
рассказ про путешественника
муравьишку. - «Воспитатель (имя, отчество)
прочитает нам рассказ о
Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объему.
Поиск смысла
Детей знакомят с баснями И.А. Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.
Через стекло
Двум детям предлагают
Магазин игрушек
Дети делятся на две группы -«покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
Пойми меня
Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.
Снежная королева
Воспитатель предлагает
После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Игра «Птица Благодарности»
Цель: актулизация опыта детей, настрой на работу.
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.
Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?
• Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?
Игра «Приветливые люди»
Цель: рефлексия гуманности.
Прочитайте детям пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.
Игра «Палочка-выручалочка»
Поделите детей на группы. Один человек — ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.
Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку и т.д.
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?
- Какими качествами должен
- Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде.
- Расскажите о каком-либо своем добром поступке, который помог вашему другу.
Игра «Лесной Мишка и проказница Мышка» (Латышская сказка).
Цель: актуализация в сознании
детей необходимости
Медведь — Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. Снилось ему лето и соты, полные меда. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
- Мое ухо — нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!
- Не дави меня, Мишка, — стала жалобно просить Проказница, — лучше отпусти, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.
Прошло немного времени.
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — мышка, другой — медведь. Дети должны рассказать, как поступят мышка и медведь в следующих ситуациях:
• Медведь заболел и не смог выходить из берлоги.
• Детки мышки потерялись в лесу.
• Медведь нашел в лесу земляничную поляну.
• Еж уколол мышку своими иголками.
• Медведя искусали пчелы и т.д. Например: если медведя искусали пчелы, мышка может попросить у лесника мазь от укусов.
Игра «Доброе сердце»
Цель: закрепление важности добросердечного отношения к людям.
Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится».
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — соловей, другой — муравей. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни.
Игра «Школа дружбы»
Цель: настрой на занятие, введение в проблему.
Дети встают в круг. Все они - ученики в школе дружбы. Один из детей — ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом, и что для этого необходимо?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- С каким человеком вы хотели бы подружиться и почему?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном?
Игра «С кем дружат цветы»